Интервью  •  10 сентября 2018, 20:59, последнее обновление 9 июля 2024, 17:21

Американский архитектор Альфредо Бриллембург: "Из омского метро нужно сделать ночной клуб"

Американский архитектор Альфредо Бриллембург рассказал "Омск Здесь", почему Омску не нужно метро и на какой европейский мегаполис нужно равняться нашему городу.

Как сделать город лучше - в Камергерском переулке российские и зарубежные специалисты поговорили с омичами о новых методах исследования городов. В минувшие выходные в Омске состоялся ряд лекций в рамках акции "Город своими руками".

Корреспондент "Омск Здесь" пообщался с американско-венесуэльским архитектором Альфредо Бриллембургом. Об архитектурном активизме, проекте Urban-Think Tank и о том, какой он - Омск глазами иностранца, - читайте в эксклюзивном интервью архитектора нашему порталу.

Вы родились в Нью-Йорке, но после переезда в Южную Америку стали архитектором-активистом?

На то были профессиональные и философские причины. Моя семья была в своё время вовлечена в процессы становления Венесуэлы. С детства я уже понимал, как строить города. В США я поступил в колледж и архитектурную школу Колумбийского университета. Там начался процесс переосмысления своего опыта жизни в Северной и Южной Америке.

Почему именно архитектор-активист?

Раньше я интересовался архитектурой только с эстетической точки зрения, но со временем понял, что главное не красивая обложка, а содержание. Главное - это то, как новые здания могут помочь людям, жителям городов. Архитектура должна брать на себя больше ответственности и должна быть неразрывно связана с социальной динамикой города. В книге "Архитектура или революция" написано, что или мы занимаемся архитектурой ради людей, или дело дойдёт до революции.

То есть можно сказать, чтобы быть архитектором-активистом, нужно иметь некую ответственность перед городом, его жителями?

Архитектура всегда должна брать на себя больше ответственности. Современная архитектура неразрывно связана с социальной динамикой города, а сами архитекторы - с революционными изменениями в обществе.

Расскажите про свою студию Urban-Think Tank.

Urban-Think Tank - это архитекторы, инженеры, экологи, дизайнеры, исследователи. Мы берём мировые инновационные практики и адаптируем их для стран третьего мира. Студия занимается мультидисциплинарными исследованиями городов, разрабатывает проекты для их развития. Первый проект был реализован в Каракасе. Также работали в таких городах, как Сан-Паулу, Нью-Йорк, Барселона, Сараево. Жители пишут письма, в которых рассказывают о своих нуждах. Мы приезжаем, созываем городское собрание прямо на площади. Горожане рисуют то, чего им не хватает, а мы на основе этих рисунков создаём диаграммы. Затем ищем проектного руководителя и, создав эскизы, ищем деньги на реализацию, в том числе у власти.

Можете привести примеры успешно реализованных проектов?

Это альтернативное жильё, театр для кейптаунских трущоб, школа для детей с аутизмом и вертикальный тренажёрный зал в Каракасе. В ЮАР, например, создали проект канатной дороги с фуникулёрами. Там каждые десять минут кто-то ездит, и раньше нужно было два часа, чтобы в гору зайти, а сейчас всего 10 минут. Ещё есть проект школы карнавала. Я думаю, что именно эти проекты очень успешны.

А как Вам пригодился опыт пребывания в трущобах в разных странах?

Мы привнесли туда то, что не хватало, - транспорт, санузел, хорошие жилищные условия, школы, которых не было. Вообще трущобы - это не правильное слово. Давайте просто назвать это плохими районами, или экономически неразвитыми районами. В Детройте то же самое, кстати. Да и в Сибири, я думаю, такие места есть. Мы называем эти зоны просто неразвитыми, но официально они называются трущобами. Конечно, у вас, наверное, трущоб как таковых нет, разве что постсоветские недоразвитые районы.

Какие у Вас впечатления от Омска? Есть ли у него собственный стиль?

На самом деле я очень удивился. С одной стороны, Омск типичный российский провинциальный город. В центре - домики 18 века, а в спальных районах - советские постройки. Но он очень раздробленный, и такая проблема есть везде.

Её можно как-то решить и нужно ли это Омску?

Да, нужно. Необходимо все спальные районы плотно застраивать, но не нужно пихать туда много высоток. Вам нужно что-то малоэтажное, близкое горожанам. Что-то такое, чтобы работало, как клей, - соединило все большие здания в единую городскую среду. Нужно заполнять эти районы горизонтально, а не вертикально. Затем центру города нужно вернуть жизнь - внедрять культурные проекты. После уже необходимо связать старый город с новым городом.

Кто этим должен заниматься?

Как вариант, можно написать в какой-нибудь городской газете о проведении конкурса, например, "100 идей для Омска". Любой человек сможет предложить свою идею, и уже на основе этого искать поддержку выше.

Вы сказали, что Омск - это типичный российский город, а можно ли сравнить его с зарубежными городами?

Омск очень похож на Киев! Серьёзно! Особенно пригород Киева. Можно сравнить с пригородом Белграда, там тоже очень красиво. Туда очень много денег вложили. Я думаю, что Омску нужно смотреть именно на Белград как на пример для подражания.

Назовите одну черту архитектурного стиля города, которая больше всего запомнилась?

У вас потрясающая река и всё, что находится рядом с ней. Ещё из интересного - улица Ленина. Она очень красивая. Там есть ограждения между дорогой и пешеходной частью, и кажется, что она выглядит по большей части как шоссе. Вместо этого поставить светофоры - она будет доступной и более медленной. По этой улице можно будет спокойно ходить. Разместить магазины, кафе. Сделать её самым центром, который доходит до этой площади (Камергерский переулок - прим. ред.). И, конечно, урбанистический дизайн.

Больная для Омска тема - метро. Что, на Ваш взгляд, нужно делать с этим недостроенным объектом?

Это очень хороший и интересный вопрос. На самом деле это вопрос денег. Как вы сами считаете, нужно метро? Нужно ли перекрывать большие расстояния за короткое время или нет? Или Омск достаточно компактный?

По сути вам надо не метро, а S-Bahn (один из видов рельсовых систем в Германии, Австрии и Швейцарии, имеющий аналоги в других странах под названиями городская электричка - прим. ред.). Когда вам нужно доехать из одного спального района в другой. Я называю это просто - система поездов. Вам просто нужна система электричек. Так что если хотите передвигаться по городу, то хороший вариант - трамвай. Они кстати очень хорошо развиты в Швейцарии. 

А то, что уже выкопано, закопать?

Там надо открыть ночные клубы. Такая практика существует в Нью-Йорке. Там ночной клуб называется "Тоннель".

Какие впечатления об Омске и жителях увезёте с собой в Америку?

Очень интересно у вас. Я очень заинтересован в том, чтобы взять такой город, как Омск, о котором вообще никто не думает (смеётся), и вернуть его в то состояние, чтобы о нём опять все говорили. Это вызов!

Но жителям надо поднимать голос, надо говорить об этом, заявлять о проблемах. Важно работать с властью, выходить на федеральный уровень, искать поддержку в бизнесе. Надо создавать движение, программы, например, "Я люблю Омск" и выносить их на федеральный уровень. Омск должен просить денег на культурное развитие, на реновацию. Почему нет?

В завершение беседы мы предложили Альфредо сыграть в игру. Мы показали ему наиболее значимые омские здания с необычной архитектурой и спросили, что в них находится. 

Альфредо: Это библиотека! Я знаю

- Конечно, торговый центр!

- Аэропорт? Нет? Может, фабрика какая-то... Я даже не знаю.

- Это речной порт.

- Оу, речной порт. Удивительно!

- Офисные здания? Театр? Синагога?

- Это спортивный комплекс.

- Даже не подумал бы.

- Это театр, конечно.

- Тут что-то масштабное, может, властное.

- Наверное, что-то культурное, музей, может.

- Это здание университета.

- Удивительное решение.

- Может, офисы какие-то?

- Это концертный зал. Он кстати многим жителям кажется слишком мрачным.

- Я не думаю, что есть какая-то проблема в здании. Нормально выглядит.

Фото: Илья Петров

Читайте также