До празднования 300-летия основания Омска осталось меньше 200 дней. Что-нибудь изменилось на стройплощадках ключевых объектов - Омской крепости, Привокзальной площади, парка 300-летия города?
Ничего не изменилось. Осенью начали улицу Ленина делать, но немного затянули споры об эстетике улицы и сами себе хуже сделали. Понятно, что строили до последнего момента, пока можно было что-то делать, но на этом всё встало.
В Омской крепости по бюджетным объектам ничего не делается. Обозный сарай со дня на день должны сдать, но там частный инвестор - это его интерес, и он это делает. Я не знаю, успеем ли мы отреставрировать "бюджетные" объекты к 300-летию. Может быть, внешний вид и сделают, чтобы было что показать. Но я не думаю, что их введут в действие к 300-летию и там можно будет что-то посетить. Всё просто застыло.
Что касается Привокзальной площади в том решении, в котором она была изначально, то там очень много подземных работ. Её стопроцентно за такой короткий срок не сделают. По всей вероятности, интересы инвестора, который хотел сделать подарок городу, не были учтены, и ему стало неинтересно делать просто подарки городу. К сожалению, это так.
Время неумолимо тикает, а город не готовят к празднику, и жителям не хотят сделать праздник. Очень жаль. В итоге в августе будут артисты, танцы, салюты, и не будет чего-то значимого, что попало бы в историю города - маленького рывка в плане организации современного городского пространства. Вот в Москве девять улиц реконструировали, расширили тротуарную часть, поставили фонари, убрали вывески, киоски, замостили, и жители там радуются, что улицу в порядок привели. Для Москвы это, конечно, копейки, но это рывок. Надеюсь, что в Омске хоть одну улицу сделают. Но к такой дате, как 300-летие этого мало. Это могло бы быть сделано к очередному Дню города. Хотелось бы иметь живое пространство в центре города, благоустроенное, красивое. В городе даже мероприятия негде проводить.
На все объекты, возводимые к юбилею, выделялось федеральное финансирование. Почему Омская область не участвует во всех программах, по которым могла бы получить больше бюджетных средств?
Любое федеральное вложение из бюджета в территорию требует исполнения. Дали миллиард-два, значит их нужно освоить и отчитаться. Чтобы их освоить, нужно проводить огромную работу по подбору подрядчиков. А это работать надо.
В Омске не привыкли работать или не умеют?
Это боязнь. Омск - город боязливый. Любое отклонение от общепринятой нормы страшно. В своё время Хрущёв сильно прижал архитекторов, и все "излишества" убрали под маркой того, что не надо тратиться. Может быть, в то время это было верно, ведь мы тогда решали крупную задачу - переселить народ из бараков в жилые дома. Но это продолжалось практически до 1991 года: все излишества надо убрать, надо строить коробки быстро-быстро, много-много. И когда наряду с типовым проектированием попадалось индивидуальное, тогда и возникала боязнь отойти от коробки: вдруг тебя не поймут, наругают, раскритикуют. Но даже если ты не испугался как архитектор и что-то предложил, то начинает бояться власть: не дай Бог вышестоящие органы скажут что-то! Это состояние боязни принятия острых решений не позволяет вырваться городу из уровня ниже среднего. А там, где это получается, происходит прорыв, и оказывается, это не так и страшно. Вместо страха наступает ощущение: а давайте мы ещё что-нибудь сделаем. А если эти объекты ещё и станут замечены на конкурсах, то появляется желание и дальше что-то сделать, чтобы центр заметил новый прорыв.
Эта боязнь показывает бесхребетность местной власти?
Некомпетентность. За редким исключением в органах власти сейчас работают некомпетентные люди. В старой социалистической системе эти кадры выращивали. Я работал с нашими социалистическими руководителями, и с ними приятно было просто беседовать: они "в теме", и с ними можно было спорить на профессиональном уровне. А сегодня спора не получается, потому что оппонент не понимает предмет спора. Поэтому диалога и не получается.
Владимир Путин подписал указ о праздновании 300-летия города в январе 2007 года. У нас было 9 лет, чтобы подготовиться. Сначала обозначалось много объектов, потом оставили лишь ключевые. Сейчас же, за полгода до праздника нет почти ничего. Власть ссылается на недофинансирование, а некоторые эксперты называют это бессистемностью или даже хаосом в градостроительной политике. Вы согласны с этим мнением?
Да, в градостроительной политике есть хаос. И что самое интересное, этот хаос вносит сама власть. Есть разработанная градостроительная документация, понятно, что она не может быть мёртвым проектом и не меняться на протяжении 25 лет. В Генеральный план города могут вноситься изменения, которые отвечают современности и появлению новых веяний. Но уж очень вольно мы относимся к градостроительной документации. Элементы, которые я бы увязал с чисто политическими причинами, влияют на изменение Генплана. Совсем недавно был случай - перед Новым годом был градостроительный совет по поводу культурно-досугового центра в парке имени 30-летия ВЛКСМ. Появился инвестор, решивший вдоль улицы Богдана Хмельницкого построить объекты, которые и требуются для парка. И вдруг поднимается шум: "Это "лёгкие" города, это зелень, сносить нельзя, лучше оставить как есть. Давайте поменяем так, что там ничего нельзя будет строить". Вот зачем это сделано? Что сейчас есть в парке, кроме пивнушек и кое-как работающих опасных аттракционов образца 50-60-х годов? Причём с этой инициативой выступили депутаты. Они послушали какую-то часть населения (а может, и сами себя) и решили закрыть дорогу этому инвестору. Это и есть хаос. Если появляется инвестор, который говорит, что не только построит эти объекты, но ещё будет и обслуживать парк, то какой смысл этому препятствовать?
Есть ещё такая политика - на каждую часть населения нужно внести изменения. Жители одного дома говорят, что не хотят рядом дорогу, и её убирают. Прямая реакция на желание жителей - безумная и бездумная - вносит хаос. Градостроительная и проектная документация находит консенсусное решение между жителями, бизнесом, властью, транспортом. Нельзя что-то построить без ущемления кого-то, такого не бывает. Но находится консенсусное решение, которое в целом решает перспективные вопросы города. Просто желание жителей изменить что-то в градостроительной документации вызывает хаос, когда развитие территории происходит случайно, а не по плану.
Кстати, это прослеживается, не только в Омске, но и в законотворческой нормативной деятельности всей Российской Федерации. С 2005 года в Градостроительный Кодекс внесено больше 60 изменений. Это что за закон, в который каждый год вносят по несколько десятков изменений? Тогда переработайте его полностью, потому что читать все эти изменения невозможно, путаешься. Группы, которые разрабатывают эту нормативную базу, работают так же, как и ремонтные дорожники, которые нехорошо делают дорогу, чтобы была возможность ещё раз прийти на ремонт этой дороги. Документ пишется, и они понимают, что уже завтра в него будут вноситься изменения, чтобы получить денежки. Это общая тенденция нестабильности нормативной, законодательной базы. Видимо, мы заражены этим. Власть и депутаты думают, что они вправе каждый день менять Генплан города. Это приводит к нестабильности. В любом процессе должна быть уверенность. Сегодня такой политической, экономической стабильности нет, поэтому всё крутится, мешается. Моё личное мнение - этот хаос кому-то нужен. Не всем нужен порядок.
На Ваш взгляд, у нынешней власти было достаточно времени, чтобы реализовать все запланированные объекты?
Прежде чем реализовывать крупные программы, нужно их сотворить, определить чётко - что должны сделать к 300-летию? Этого не было сделано. Не была составлена программа реализации вещей, связанных с юбилеем. Программа сама была, но это была вода, там не было конкретики, подкреплённой финансами. Это самый главный момент. Вперёд идут только те, кто делает прекрасные обоснования, едет в Москву, доказывает, получает соответствующие финансы и начинает работать. Мы такую систему не создали, мы думали, что праздник ещё далеко. Мы не сделали своевременно документы, которые позволили бы войти в федеральные программы, получить субсидии. Мы не разработали проектную документацию, не утвердили. Мы кое-что сделали - с Божьей помощью получили кое-что на Омскую крепость. Это единственное, чем мы можем похвастаться. Реконструкция улицы Ленина - это помощь "Газпрома", а не наша заслуга.
Я возвращаюсь к непрофессионализму, к некомпетентности. Люди, которым поручили этим заниматься, не смогли выбрать методику, каким образом реализовать все хорошие мысли. Этого не произошло, потому что работают люди, некомпетентные в этой области и боязливые. Сильно много не хотели на себя взять, потому что за всё нужно отвечать.