Виктор Иванович, если бы Ваш результат был как в Кемеровской области у Амана Тулеева - 96,69 % голосов, то, наверное, к Вам было бы больше вопросов, но со стороны оппозиционных политических сил и некоторых социологов есть вопросы к Вашему результату. Как Вы сами оцениваете свой результат 59,99 % и верите ли Вы в него или допускаете возможность, что кто-то пытался Вам угодить?
Во-первых, если говорить о результатах выборов, каждый кандидат, который проходит выборную кампанию, желает набрать результат как можно выше. Это нормальное желание, и над этим работает вся команда, которая участвует в выборах. О том, насколько мы верим или не верим в цифры, вы, наверное, помните, мы говорили, что наша главная задача - это легитимность, законность и открытость выборного процесса, поэтому на каждом участке мы не ограничивали количество наблюдателей. Наблюдатели участвовали и от общественных объединений, и от непарламентских партий, и от парламентских партий, поэтому говорить о каких-то нарушениях и инсинуациях на выборах, я считаю, в Омской области сегодня грешно. Поэтому я доверяю этим цифрам. Понимаю, что для кого-то, наверное, они были бы невысоки… Но учитывая, что у нас очень долго не было губернаторских выборов и эти выборы для меня первые, я считаю, что цифры хорошие. Выборную кампанию я бы на сегодня оценивал не цифрами, а общим доверием жителей Омской области.
Вы почувствовали это?
С учётом того, сколько мы отработали с населением, и сколько мы получили наказов граждан, действительно, нельзя недооценивать этот процесс. Для меня это очень серьёзно и ответственно, потому что люди с искренним отношением подходили и хотели видеть свои пожелания реализованными. Мы уже провели систематизацию всех наказов. Есть повторяющиеся наказы. Но есть и такие, которые в рамках губернаторских полномочий невозможно выполнить. Например: "Дайте мне квартиру". И мы начинаем узнавать: "А вы стоите в очереди на жильё?" - "Нет, не стою, но вы мне дайте, потому что она мне срочно нужна…"
Но реальные наказы, которые вписываются в экономику и в плановые показатели министерств, мы, безусловно, постараемся учесть. Сделаем всё, чтобы они были выполнены, и доложим об этом нашим жителям.
Семьдесят тысяч наказов: Вы сегодня на бюджетном послании, кстати, сказали, что две трети - это недоработки местного уровня власти. Получается, одна треть адресована лично Вам и одна треть как раз включает заоблачные желания квартир, машин и чего-то ещё.
Она адресована не только мне, она адресована, в том числе, всему правительству Омской области, а в каких-то случаях даже выше - правительству Российской Федерации. Люди не делят власть на муниципальную, городскую, региональную… Для них власть едина.
Когда мы приезжаем в район, люди говорят: "У нас топит подпол, погреб, у нас в канаве вода". С таким вопросом должен разбираться глава района. Но я же не могу им ответить, что это не мои полномочия. Мы обязаны помочь. И такие пожелания мы берём на контроль и будем требовать от глав муниципалитетов, чтобы они их выполняли.
Семьдесят тысяч наказов, мне кажется, это заоблачная цифра. Вам хватит времени и ресурсов для того, чтобы реализовать их все, потому что ведь получается, что мы сейчас отказываемся от некоторых, ужимаемся, "Омичку" не будем финансировать, а тут ещё наказы.
Для "Омички" мы постараемся привлечь спонсорские деньги. Нужно, чтобы профессиональный спорт сегодня поддерживали спонсоры, а детский спорт нам, конечно, надо брать на себя. Это мы отвлеклись от темы. Вы правильно ставите вопрос - семьдесят тысяч наказов, если посчитать всю экономику в этих наказах, то чтобы их выполнить, нам нужно пять бюджетов Омской области одномоментно. Я хотел бы Вам привести пример, во время облёта территорий после подтопления севера, ко мне подошли жители одной из отдалённых маленьких деревень и говорят: "Сделайте нам дорогу". Я отвечаю: "Хорошо, давайте посчитаем". Стоимость этой дороги, если её сделать с покрытием, миллиард триста. Я говорю: "Давайте вы лучше переедете в райцентр, и мы вам там построим улицы и сто дворов. По миллиону на дом - это сто миллионов. Переедете?" - "Нет, не переедем. Здесь наши родители похоронены, мы здесь всю жизнь жили, мы не переедем".
Там заранее знали, что мы прилетим, и накануне пустили грейдер, который дорогу выровнял, вроде всё нормально. Но перед тем, как нам выезжать, выскакивает на дорогу лесовоз, загруженный под завязку лесом. Он мгновенно все семьдесят километров дороги собрал. Хотелось спросить у него: "Ты что делаешь?". Но ему главное - вывезти лес и продать, а что он дорогу всю собрал, это его уже не волнует. Это не его забота - считает тот предприниматель.
Мы понимаем, что людям надо создать комфорт для проживания там, откуда они не хотят уезжать. Прорабатываем варианты. Там, где не получается сделать дорогу, будем покупать скоростной катер. Нужно закрыть участки Усть-Ишим - Малая Бича, Усть-Ишим - Большая Бича. Будет ходить скоростной катер, чтобы люди могли доезжать до райцентра. Для бюджета этот вариант менее затратен.
А если говорить о времени, пяти лет Вам на то, чтобы хотя бы это разгрести, хватит? С юридической точки зрения у Вас есть возможность на следующий губернаторский срок претендовать или об этом пока сильно рано говорить?
Я думаю, нужно за первый год показать определённый результат, чтобы жители могли определить для себя - ошиблись или нет в выборе. Если люди скажут: "Да, ты идёшь правильным путём, товарищ", - тогда будем говорить о дальнейшей работе и следующих сроках.
А если от Ваших сил отталкиваться - они есть?
Безусловно. Я бы не шёл, если бы не ощущал своих сил и поддержки людей. Вы же понимаете, что сюда идёшь не отдыхать, сюда идёшь пахать. Тебе нужно приложить максимум усилий, чтобы люди могли сказать: "Мы не ошиблись". Это, наверное, самое главное. Остальное всё вторично.
Я была на всех Ваших бюджетных посланиях. Вы на этот раз сказали, что оно для Вас особенное, но тем не менее я заметила, что Вам было особенно как-то грустно. Может быть, так показалось со стороны. Вы просто устали от избирательной кампании, от чрезмерного общения, которое на Вас так свалилось или у нас в регионе всё действительно так плохо?
Я был не грустный, я был серьёзный, потому что я понимал, насколько ответственно бюджетное послание. Сегодня я постарался довести до правительства Омской области, до всех органов исполнительной власти, которые задействованы в работе с людьми, их персональную ответственность. Сегодня не я один иду, сегодня идём мы все вместе. Я буду требовать исполнения всех поручений. Сегодня нужно работать, работать с полной самоотдачей.
Посмотрите на ситуацию с главами районов. Сейчас в отношении шестерых из них либо уже возбуждены уголовные дела, либо материал в стадии рассмотрения. Шесть глав муниципальных образований - это серьёзно. С одной стороны, это говорит о качественной борьбе с коррупцией, а с другой стороны - о том, что главы недооценивают своё положение. Посмотрите, какой конкурс на главу администрации. Они туда рвутся. Я говорю, зачем вы рвётесь? Вы рвитесь туда, чтобы работать, а не чтобы ещё что-нибудь утащить.
Ещё раз хочу сказать, что каждый глава, который допустит нарушения, и не только глава, но и любой чиновник, который вступит в противоречия с законом, будет жёстко наказан. Это все должны сегодня понимать. Это моё жизненное кредо на посту губернатора. Я не дам спуску никому.
Кстати, мой следующий вопрос был об этом. Наш Президент Владимир Путин недавно очень актуализировал борьбу с коррупцией, и это прямо касается кадровой политики. Тяжело ли Вам формировать свою команду?
Мы создали два органа внутри аппарата правительства. Ведём работу с кадровым резервом. На сайте вывешено наше предложение, любой желающий может подать заявку на зачисление в кадровый резерв, пройти комиссионный отбор, пройти все необходимые анкетирования. По балльной системе мы оценим, кто готов и на какую должность, начиная от министров (с учётом требования законодательства) и заканчивая начальниками отделов управлений. Собрали список кандидатов, теперь смотрим, кого можно выбрать. Работает кадровая комиссия. Оцениваем и тех, кто уже работает: что сделано за три года, как были выстроены отношения в команде, готов ли министр продвигаться вперёд. Прежде всего нужна оценка потенциала, есть ли у человека желание работать ещё больше, чем работал вчера. Нельзя просто сказать: "Вот это мой человек, я его хочу взять". Нет, сегодня мы будем оценивать комиссионно. Есть споры, где-то я с комиссией не соглашаюсь, но меня переубеждают, говорят, что человек по баллам первый, давайте возьмём его. И это правильно. На недавней встрече со студентами услышал: "К вам только по блату можно попасть…". Нет, сегодня уже нельзя. Сегодня заходите в кадровый резерв, вставайте на учёт, учитесь. И это будет браться за основу.
Виктор Иванович, Вы сказали, что объявите состав нового правительства после отпуска. Скажите, почему Вы берете паузу: Вам надо время подумать, прежде чем принять окончательное решение?
Нет, безусловно, это всё-таки связано с комиссией, потому что мы начали с главных управлений, сейчас это всё мы прошли, они мне показали, что мы первый этап отработали, а второй этап - это уже министры и заместители. До конца комиссия мне ещё не дала результатов. К моменту моего выхода из отпуска в комиссии будет уже всё готово.
Увольнять людей тяжело для Вас? Вы себе все эти разговоры представляете, как будете говорить? Или всё уже известно, и они знают?
Не всем ещё известно. Действительно, вы правы, это трудно - сказать человеку то, что он больше не будет в команде. Но здесь нужно выбирать из двух зол меньшее: либо ты должен это сказать и, приняв решение, идти дальше, или ты должен тащить за собой груз, который будет висеть на плечах.
Заключительный вопрос: как Вы проведёте свой отпуск? С кем и где?
Я буду в Омске дома. Буду заниматься семьёй, ребёнком, потому что очень мало времени получается - всего неделя.
Ну не на диване же лежать, Виктор Иванович.
У меня есть велосипед, роликовые коньки, оплачено время на льду, чтобы поиграть в хоккей. Есть чем заняться.