Интервью  •   8 июля 2015, 17:01, последнее обновление 9 июля 2024, 17:44

Супруги Павловы: "Семья - это постоянная работа над собой и над партнёром"

Пётр и Феврония жили 800 лет назад, но традиции любви и верности, которые они завещали, и по сей день передаются из поколения в поколение. Одна из омских семей, где Любовь и Верность живёт почти полвека, поделилась с "Омск Здесь" секретами супружеского долголетия. Людмила Михайловна и Александр Дмитриевич Павловы рассказали нашему корреспонденту (и своему внуку Роме) о том, что нужно делать, чтобы чувства не состарились.

Вашей семье 45 лет, вы почти полвека вместе. Ощущаете прожитые годы?

Людмила Михайловна: Полвека - это большой, конечно, срок. Лично я не чувствую, что мы прожили столько много лет, кажется, совсем недавно произошла наша первая встреча. Между прочим, я только сейчас спросила, а что уже 45 лет? (смеётся) 

Александр Дмитриевич: Даже и в мыслях у нас не было, мы эти годы уж точно не считали, а потом уже оказалось и 45, как-то незаметно всё это пролетело.

Как вы познакомились и сразу ли поняли, что перед вами - судьба и любовь?

Людмила Михайловна: Познакомились мы, когда по распределению я с подругой приехала в Омск из Красноярска. Помню, с чемоданами зашла в общежитие, в котором жил мой будущий муж, я его увидела, вернее, он нас увидел и как-то в наш адрес пошутил…

Александр Дмитриевич: Я сказал: "Ох, какие красивые девушки к нам пришли!". Было очень жарко, и они неожиданно зашли с жары, с пылу с жару, ещё тащили чемоданы.

Людмила Михайловна: О том, что это была любовь с первого взгляда, конечно, сказать нельзя, просто обратили друг на друга внимание, только и всего. Но я сразу заметила его чувство юмора, в дальнейшем оно не раз нас спасало. 

Вспомните день вашей свадьбы. Какой она была?

Людмила Михайловна: Свадьбы у нас как таковой не было. Были финансовые трудности. Я из Красноярского края, он из Краснодарского. Поэтому мы просто подали заявление, пошли и зарегистрировались.

Александр Дмитриевич: И обмыли (смеётся).

Наверняка были ситуации, когда благополучие семьи стояло под угрозой? Каким было самое серьёзное испытание для Вас?

Людмила Михайловна: Самое серьёзное испытание в нашей жизни - первая дочка родилась 2 апреля, а 26 мая моего супруга забрали в армию. Вот это было испытание на 2 года: растить дочку одной. Могло случиться всё что угодно, можно, наверное, было даже разойтись, потому что я уехала к родителям. Но мы это испытание перенесли с достоинством. Нельзя сказать, что мы прямо были на грани срыва или развода…

Александр Дмитриевич: Да и в мыслях-то этого не было.

Людмила Михайловна: Может, потому что нас поддерживали родители и материально, и морально.

За годы семейной жизни вам часто приходилось друг друга прощать?

Людмила Михайловна: Поддерживали друг друга как могли. Когда я с ребёнком уехала к родителям, муж писал письма каждый день, вот каждый день приходило по письму, интересовался, как я себя чувствую, как дочка, то есть я даже в это сложное для нас время не чувствовала себя забытой и покинутой.

Александр Дмитриевич: Каких-то серьёзных случаев, когда приходилось прощать, не было, так по мелочам. Это ведь самое главное, понимаешь, Ром, уметь прощать. Да и времени, чтоб ссориться, замечать мелочи, не было, мы работали, растили детей, притом работали посменно, практически не виделись.

Когда люди начинают жить вместе, они вдруг начинают замечать недостатки друг друга. Есть привычки, которые вас друг в друге раздражали и до сих пор могут вывести из себя?

Людмила Михайловна: Ну вывести из себя - я не знаю, но то, что дед твой рыбак, охотник, это всегда вызывало напряжение: уезжал надолго, к тому же ещё работа была такая, что иногда и по выходным был занят, а потом ещё и ехал куда-нибудь.

Александр Дмитриевич: Ну это, наверное, даже не раздражение вызывало, а переживания.

Людмила Михайловна: Я всем рассказываю, что, когда он возвращался с рыбалки, а это, как правило, либо ранним утром, либо за полночь, я всегда стояла у окна, как верная Лада (смеётся). Всегда у окна, никогда не спала, Рома. Также по отношению к детям и внукам. Я не знаю, может, деда что-нибудь раздражало, рассказывай.

Есть такое изречение "Семья - оплот вечного счастья", а с другой стороны, говорят о том, что семья - это бесконечное поле для работы, прежде всего над собой. Что такое семья в вашем понимании?

Людмила Михайловна: Ну, Рома, вечное счастье - такого просто в природе не может быть! Семья - это постоянная работа над собой, может быть, даже над партнёром где-то. Обсуждение жизненно важных вопросов, у нас таких случаев было очень много. И только благодаря тому, что садишься, разговариваешь, решаешь, что делать дальше, может существовать семья. Для меня семья - это, конечно, дети, внуки. Как я, Рома, говорю, то, что дала семья, то и будет в будущем и в детях, и во внуках. Принципы нашей семьи зиждутся на любви, уважении к ближним, честности.

Александр Дмитриевич: В советское время говорили, что семья - это ячейка общества, в принципе на самом деле это тоже верно. Семья - это и дом, и дети. Несмотря на то, что у нас две девчонки, я их на рыбалку брал, конечно, воспитывал. Как мои родители работали не покладая рук, так и я брал и до сих пор беру с них пример, и старался передать это детям.

Как вы думаете, есть ли какие-то определённые правила, соблюдая которые, можно быть уверенным в успехе брака?

Людмила Михайловна: Уважение к партнёру. Понимать друг друга - это самое главное, самое тяжёлое, это работа, потому что, действительно, когда только начинаешь жить вместе, оказывается, что у каждого есть свои традиции, привычки. Всё это тяжело, но нужно это принимать. Во-первых, постараться понять, что это для него важно, те традиции, которые были у него в семье, какими бы они ни были. Умение прощать, это безусловно, мелочи и глупости и, может быть, даже серьёзные поступки, нужно анализировать. Единственное, что я не смогу никогда простить, - это предательство, остальное всё в принципе можно пережить, переплакать. И, конечно же, нужно думать о других членах семьи, дети - это, конечно, самое главное.

Александр Дмитриевич: Вообще, в любой семье основа - это материальный достаток, чтобы детей растить, воспитывать, нужны деньги. В 90-е как было? Отработал смену - и потом таксовать, зарплату ведь не платили.

Людмила Михайловна: Когда были деньги, ездили всей семьей отдыхать. Никогда никто не ездил один. Это скрепляет семью. Не только же работать вместе, но и отдыхать.

Старшее поколение с большим трепетом относится к браку в сравнении с нынешним. В чём причина, на ваш взгляд?

Людмила Михайловна: А причина в ответственности: пока не поставлен штамп, мужчина не чувствует ответственности за семью. Беря женщину в жёны, мужчина берёт на себя ответственность за неё, за будущее семьи. Я хочу сказать, что чувствую себя спокойно, когда я знаю, что у меня есть муж, который в трудную минуту всегда меня поддержит. И при всей видимости, что дед у нас такой балагур и шутник, я себя чувствую за ним как за каменной стеной. В самые сложные моменты жизни. Когда у меня болела мама, он был рядом, он водил её в больницу по всем врачам. Я всегда знала, что если мне плохо, он чувствует это.

Александр Дмитриевич: Сейчас есть такая вещь, как гражданский брак: люди поживут вместе и расходятся, никто никому ничего не должен. Я понимаю, говорят, штамп не удержит, но человек-то понимает, что за штампом стоит нечто большее, что это всё не просто так. Например, я понимаю, что если я в чём-то не прав (или даже прав), то я могу уступить в чём-то своей жене. Да и на телевидении существует антисемейная "пропаганда", например наш бомонд - сошлись, пожили вместе, разошлись. Раньше этим не кичились.

Представьте, что вы встретили пару, которая находится на грани развода, что бы вы сказали им?

Людмила Михайловна: Вот если в этой семье есть дети, я бы сказала, подумайте. Если дети достаточно взрослые, спросите их, как они смотрят на эту ситуацию. Разные бывают ситуации. Одно дело, если этот человек алкоголик или наркоман, здесь ради своего ребёнка нужно расходиться. Но если есть какие-то вещи, которые можно изменить, то стоит попытаться, взвесить все за и против. Но я лично против развода.

Александр Дмитриевич: С другой стороны, если антагонизм достиг пика, если уже физически невозможно сосуществовать, то, может, и следует развестись. Но ведь есть молодые семьи, которые разводятся из-за мелочей. Он не помыл посуду, поскандалили, она уехала к маме. Это, конечно, глупость самая настоящая.

Людмила Михайловна: Нужно уметь договариваться, уважать мнение другого, если партнёр не прав, объяснять ему/ей почему, а не устраивать истерик. Семья вообще сейчас поменяла свой облик, она уже не такая, как у наших бабушек и дедушек, я, конечно же, за развитие, за перемены, но в вопросах семьи должен быть консерватизм. Мужчина должен быть главой семьи, а женщина - хранительницей очага, пусть даже она и бизнесвумен. Женщина должна до последнего стремиться сохранить семью, развод - это крайний случай.

Говорят, что любовь с годами проходит и остаётся привычка. Это правда?

Людмила Михайловна: Как таковая любовь, влюблённость, это всё проходит. Остаётся уважение, понимание. Хоть как она тебя переполняет, хоть сколько её много отдавать детям, потом внукам. А поскольку внуков у нас четверо, на вторую половину почти ничего не остаётся (смеётся).

Александр Дмитриевич: Вот-вот-вот, Рома, на внуков переключилась бабушка, а про деда только привези, отвези (смеётся).

Людмила Михайловна: Вот что я люблю в нём - это его способность любую сложную ситуацию перевести где-то в шутку, где-то сгладить углы. За всю нашу жизнь у нас не было такого, чтоб мы не разговаривали месяцами или неделями. Да, кричали, ругались, как и в любой нормальной семье. Его чувство юмора всегда заставляло меня забывать о злости.

Александр Дмитриевич: Может, поэтому и на рыбалку отпускала, и 45 лет прожили вместе (смеётся).

Беседовал: Роман Зубрилов

Автор фото: Дмитрий Феоктистов

Читайте также