Сергей Баловин: "Мне часто предлагают в обмен на портрет интим"

Sergey Balovin: "I am often offered intim in exchange for portrait": Молодой художник Сергей Баловин, возглавляющий топ-5 людей, "которые отказались от денег и не умерли", по версии журнала Forbes, отправился в турне по городам Сибири и Урала с проектом "Натуральный обмен". Корреспондент "Омск Здесь" встретился с ним и узнал, что ему подарили в Сибири, почему его не обижает, когда его называют бомжом, и какие подарки художник отправляет посылками домой, в Воронеж.

Мы встретились с Сергеем в среду вечером в Skuratov Coffee. В этот день он рисовал там портреты омичей, но уделил немного времени, чтобы пообщаться с нами. Компанию ему составил посол ЖЖ в Омске Василий Неверов, который и является инициатором приезда Баловина в Омск. 

Василий, о том, что Сергей Баловин приедет в Омск, впервые заговорили в январе прошлого года, но появился он только сейчас. Почему его приезд затянулся?

Я с ним встретился в баре Сергея Доли в Москве ещё в 2012 году. Он сидел за соседним столиком, и я узнал его. Он спросил, что я пью, попросил угостить его. Я ему купил бокал вишнёвого пива, а он взамен нарисовал меня. Тогда я понял, что есть такой художник Сергей Баловин и проект "Натуральный обмен". Я тут же, не сомневаясь, предложил ему приехать в Омск, не торопил его, потому что знал, что у него есть планы: сегодня он в Шанхае, завтра в Бангкоке. Пару недель назад он написал мне и сказал, что приедет к нам из Новосибирска. Для меня это определённая честь, что из всего Омска он написал мне, вспомнил меня. 

Сергей, ожидаемый банальный вопрос: какие у тебя впечатления сложились за эти два дня об Омске и омичах?

Хорошие, прекрасные. Я вообще ничего плохого об Омске никогда не слышал, да и честно признаться, очень мало о нём знал. Остался приятно удивлён архитектурой города, и люди у вас гостеприимные. На самом деле, по России путешествовать - одно удовольствие, потому что очень гостеприимно встречают, особенно в Сибири. 

Я читала, что "Натуральный обмен" появился из-за того, что тебе нужно было обставить квартиру в Шанхае, и первым подарком в обмен на картину оказался мольберт?

Шаг к созданию этого проекта был продиктован не потребностью как таковой, в деньгах я в тот момент не нуждался. Мне захотелось это воплотить прежде всего как идею, а потом уже в процессе стало понятно, что можно отказаться от денег. И первой вещью, которую я получил за портрет, стал, действительно, мольберт. Он сейчас находится в моей квартире в Шанхае, кстати, большая часть обстановки там - это подаренные вещи.  

То есть ты категорически отказываешься принимать деньги?

Это было в рамках путешествия, и сейчас категоричности этой нет, но и необходимости в них в принципе тоже нет. Всё прекрасно получается и без них.  

Ты совсем не берёшь деньги в руки? Как платишь за квартиру, покупаешь одежду? Хоть какая-то мелочь должна быть!

За квартиру в Шанхае я не плачу, потому что путешествую, и там сейчас живут мои друзья, и они платят. Все можно сделать, организовав систему обмена. Например, мне была подарена медицинская страховка, очень часто дарят визы.

Где больше всего встречается людей, которые хотят купить билет-накормить-приютить? В России или за рубежом?

На самом деле таких рамок и границ нет, хотя, наверное, в России подарки более щедрые, нежели в Европе. Европа же она дорогая, всё дорого, их можно понять, они бедные-несчастные (смеётся). В Китае люди более инфантильны, любят дарить игрушки. С другой стороны, нужно же направить людей на то, чтобы они дарили правильные подарки. Всё зависит от анонса события - как вы его преподнесёте публике. Какие слова будут в тексте, такие подарки и принесут. 

Что в России дарят?

Всё что нужно, билеты на транспорт, например, но их дарят преимущественно те, кто приглашает меня в тот или иной город. В данном случае это одно из условий приезда.

То есть получается, что Василий оплатил твой приезд в наш город?

Я оплатил его отъезд из Омска, а приезд сюда ему оплатил предыдущий город. В данном случае это Новосибирск.

То есть, если бы не ты, Сергей бы остался?

(Смеются)

На этом наше интервью прерывается. К столику подходят трое мужчин солидного возраста и с важным видом говорят, что они были вчера в кофейне, но, к сожалению, Сергея им застать не удалось. С обиженным видом они просят их нарисовать, взамен готовы подарить всё, что угодно. Сергей вежливо отвечает, что всегда готов, но только после беседы. Мужчины садятся за столик и терпеливо ждут своей очереди. А мы продолжаем разговор.

А сибиряки дарили, наверное, тёплые вещи? Валенки уже получил?

Валенки нет, но получил другие очень нужные и хорошие подарки. Как только я приехал в Красноярск, мне сразу же подарили тёплую куртку. Я прилетел из Бангкока и был достаточно легко одет. Прекрасный человек Пётр Финов подарил мне эти джинсы (показывает на ноги). Он является владельцем знаменитого в Новосибирске клуба "Труба", и у него свой бренд джинсовой одежды. Прекрасные джинсы, у меня никогда таких качественных не было. Я не знаю их цену, дорогие или нет, но они дороги моему сердцу, это память о человеке. Ещё мне дарили вязаную тельняшку, несколько шапочек и даже несколько пар перчаток. Что-то даже пришлось отправить посылкой в Воронеж. 

Кстати, о тельняшке. В интернете в основном преобладают фотографии, где ты в тельняшке и шляпе. Это специально выбранный стиль?

Это моя униформа (смеётся). Проект рассчитан на узнаваемость, меня узнают и предлагают обменяться. Это такой брендинг, люди говорят: "А, это тот, что в шляпе и тельняшке, это тот самый художник, да-да?". (смеётся)

На этой позитивной волне нас снова прерывают. Омский фотограф Иван Фёдоров, который запустил проект "365 портретов", извиняется, что вклинился в интервью. Он снимает по одному портрету омичей в день и предлагает Баловину стать героем сегодняшнего. Сергей интересуется у него, в чём суть проекта, после чего говорит: "Конечно, сделаем, договорились", и предлагает продолжить интервью. 

В Омске тебе дарили мандарины, варенье и бумагу…

Задача подарка - не удивить, а поддержать этот образ жизни. Конечно, получать необычные подарки это забавно, но не всегда полезно. Да, бумага важна, но иногда её дарят слишком много, и она достаточно объёмная. И опять же я её отправил посылкой в Воронеж из Новосибирска. Иногда на сайте я исключаю этот пункт из списка, чтобы люди видели, что бумага мне не нужна, тогда её перестают дарить (улыбается). А сейчас я не могу зайти на свой сайт, у меня накрылся ноутбук. Кстати, я сегодня в блоге написал, что нужен ноутбук, может быть, и подарят. Мне уже дарили MacBook. И мне нужна зарядка, но её сложно найти, подобрать. 

Бывает так, что ты отказываешься от подарка?

Нет, да и большинство подарков я отдаю другим людям, потому что мне столько вещей не нужно. Еды я столько не съедаю. 

А люди, напротив, от портретов отказываются, ты их забираешь себе?

С начала проекта я делал по два-три портрета, иногда сейчас тоже так делаю. У меня набралось уже порядка тысячи таких портретов, часть находится в Воронеже, а часть в Шанхае. 

Вспомни самый выгодный обмен.

Если говорить в целом, то это свобода, которую мне дарят люди. Я каждому человеку даю свободу выбора в плане оплаты, не ограничивая его ценником, а люди мне дают свободу, например, от похода в магазин за джинсами. У меня нет необходимости тратить на это деньги и время. Заниматься шопингом я не люблю.  

До этого я не обладал такой свободой, зарабатывая хорошие деньги. Да, бывает, идёшь, и тебе нравится, например, бабочка, но ты не можешь её себе позволить. Но это мелочи, ведь позже всё равно кто-то может тебе её подарить. 

А кто-нибудь предлагал расплатиться за портрет интимом?

Люди разные бывают, всё предлагают, бывало. Я думаю, в каждом городе можно найти девушек, которые профессионально занимаются предоставлением интимных услуг, но это не значит, что каждый пользуется этим. Я пока не чувствую, что для меня в этом есть необходимость. У меня нет проблем с устройством личной жизни. 

То есть таких прецедентов не было?

Я не знаю, что ответить. Конечно, можно что-нибудь провокационное придумать, но что уж там, были разные случаи. Да, в принципе, действительно частенько были такие предложения. Но когда девушка предлагает интим, это не совсем за портрет, это просто интим. А девушек-то красивых много вокруг, и в каждом городе я их встречаю. Другой вопрос, что времени не всегда на это хватает. 

Тебя называют то "художник, рисующий за еду", то "художник, которого все кормят", или "безденежный", не обидно?

Абсолютно нет, ведь это так и есть, более того, я сам о себе так заявил. Даже выражение "аферист" мне нравится, по-моему, забавное. В любом случае, как бы меня не называли, это будет ярлык, который, так или иначе, ограничивает цельное представление. Я считаю, что чем больше ярлыков, тем меньше ограниченности единственным ярлыком. Пусть они будут разные: кто-то аферистом назовёт, кто-то художником, а кто-то бомжом. Я не обижаюсь на это.

Встречаются ли тебе противники твоего образа жизни?

Я думаю, их полно, и в лицо говорили. Но в основном говорят в интернете, они же не придут ко мне рисовать портрет и говорить: "Ты такой дурак". Что касается обвинений в каком-то паразитизме, мне опять же это забавно слышать. На самом деле я продаю какой-то товар, просто не за деньги. Я никому не навязываю, я стою у мольберта, и ко мне люди сами подходят. А если я поставил бы плату за портрет в 500 рублей, тогда бы что ли не считали меня паразитом?

Единственное, что портреты не всегда получаются похожими в виду того, что большой поток желающих и времени мало. Но я всегда делаю пометку, что если портрет не понравился, то дарить ничего не надо, можете его не забирать. 

Ты создаешь не полноценные портреты, а наброски, которые можно сделать за несколько минут, а рисовать большие полотна пробовал?

Круто было бы сказать, что я никогда ничего не умел и ничем таким не занимался, потом начал рисовать, и тут пошло-поехало. Но, во-первых, я учился рисовать с детства, в художественной школе, потом в колледже с художественным уклоном, я окончил университет, художественно-графический факультет по специальности "изобразительное искусство". Я восемь лет преподавал, а это ещё больший опыт, нежели когда ты учишься. Кроме этого, с 2002 года я занимаюсь выставками и, конечно, разные работы делал. Я считаю, что делать вещи, чтобы понравиться массе, потенциальному покупателю угодить, делать то, что тебе не совсем интересно, - это одно, а делать со стороны одинаковые портреты, но разных людей, и делать их так, как ты хочешь, а не так, как сказали, это другое.   

Ты говоришь о "Натуральном обмене", как о проекте, и у него должна быть финальная точка. Проект ещё будет продолжаться, или у тебя появились другие интересы, новые творческие ориентиры?

Поживём - увидим, "Натуральный обмен" живёт своей жизнью. Скорее, он мне диктует мои следующие шаги, и я с удовольствием подчиняюсь этому течению. На самом деле, проект с каждым годом видоизменяется. Сначала я обменивал портреты на что-то для дома, потом эта схема была расширена, потом понял, что можно вообще отказаться от денег, совершить кругосветку.

Сейчас мне предлагают издать автобиографию о моих путешествиях и проекте. Это тоже часть проекта, и он в принципе неотделим уже от моей жизни. Когда-то эти границы - вот моя жизнь, а вот моё творчество - стерлись. 

Можешь ли ты назвать себя счастливым человеком?

Быть постоянно с чувством полного счастья сложно, но в данный момент я ощущаю себя счастливым человеком. Да, наверное, я счастлив.

Я не стала упускать возможность получить портрет от именитого художника и, вручив Сергею бабочку, устроилась позировать. Пока художник творил, я продолжала его расспрашивать, и узнала, что самой юной моделью Баловина стал новорожденный ребенок, а самой пожилой оказалась 95-летняя женщина из Чили. "Я её рисовал, а она так элегантно пила красное вино, было здорово". Спустя пять минут, когда Сергей отдал мне мой портрет, в очередь уже выстроились десятки омичей, в числе которых и те брутальные мужчины, вклинившиеся в наше интервью. Позже я узнала, что в качестве ответного подарка они пополнили баланс мобильного телефона Баловина на сумму 3 тысячи рублей.

Фото: Александр Румянцев

Читайте также