Интервью  •  14 октября 2014, 11:40, последнее обновление 9 июля 2024, 17:35

Эмма Васильева: "Цель "Сибирской этники" - демонстрация и пропаганда"

Директор фестиваля "Сибирская этника", член союза дизайнеров России Эмма Васильева накануне открытия конкурса рассказала "Омск Здесь", что такое этностиль, почему омичи консервативны в одежде и почему омская школа дизайнеров считается одной из лучших в России.

Эмма Викторовна, фестиваль "Сибирская этника - 2014" пройдёт в Омске уже в третий раз. Что нового будет в этом году, если не считать, что ярким событием образовательной части программы снова станет спецкурс фэшн-гуру Александра Хилькевича.

То что за три года внимание к фестивалю только усиливается, это действительно так. Когда-то мы начинали с самого простого: у нас было около 40 участников и всего один конкурсный день. На третий год мы перешли на фестивальную форму. Начинаем наш конкурс 15 октября с небольшой выставки в ТРК "Миллениум", на следующий день состоится открытие выставки эскизов. В первый день театр мод "Образ" покажет небольшой фрагмент спектакля по этнофутуристическому направлению. На следующий день пройдёт сам конкурс "Сибирская этника" и, конечно, в последний день замечательный мастер-класс покажет наш друг, Александр Хилькевич.

Основной площадкой фестиваля останется ОГИС и музей им. Врубеля, но ранее вы говорили о том, что рассматриваются варианты некой мобильности, в том числе и постфактум.

Сейчас тема этники активно муссируется в обществе, и с проектом "Сибирская этника" у нас запланировано большое выступление на выставке в Экспоцентре. Это будет отголосок фестиваля. Скорее всего, мы запланируем показ "Этники" в галерее "Миллениум" уже постфактум. Кроме того, фрагмент спектакля театра мод "Образ" будет показан в Тюмени на всероссийском фестивале искусства и дизайна, туда мы повезём какие-то фрагменты этнических мотивов. 

Во многом мобильность возможна благодаря тому, что фестиваль "Сибирская этника" - это конкурс одной модели. Оцениваются работы традиционно по трём направлениям: "Хранители традиций", "Искусство костюма" и "Этнический город", и каждый участник конкурса должен представить один модный образ по какому-либо из них…

Да, этот формат работы достаточно удобен для дизайнера, он позволяет привлечь большее число участников, так как одну модель легче сделать. Единственным критерием оценки здесь будет укомплектование. Дизайнер должен представить модель, которая состоит не из единичного изделия. Целостный образ составляют головной убор, аксессуары и обувь. Причем обувь может быть как авторской и эксклюзивной, так и специально подобранной.Очень многое в комплектовании зависит от аксессуаров, и именно они являются составляющей деталью. В данном случае они могут стать этнической деталью, естественно, переработанной. Мы говорим о том, что мы не берём какую-то закостенелую форму традиционного фольклорного костюма, и, конечно, это уместно только на подиуме, в сценическом костюме.  

Всё остальное перерабатывается дизайнерами и берётся как творческий источник, очень сильно интерпретируется, стилизуется и только потом выпускается как отголоски. Кто не умеет работать с такими вещами, у того тема получается в лоб, и тогда мы говорим о том, что деталь костюма действительно взята из бабушкиного сундука, она совершенно не адаптирована и в комплект не вошла, и это уже выглядит неуместно и кичёво. 

А с разработкой какого элемента образа возникает больше всего трудностей? Часто ли непродуманная прическа или макияж, или те же аксессуары могут испортить впечатление от костюма в целом?

Конечно, возможно всё, но мы стараемся учесть эти моменты. Ребята заранее прорабатывают атмосферу карты, которая им нужна для создания целостного образа. В неё входит и макияж, и сам образ модели, которые они хотят в конечном итоге получить. Очень важный момент решить, какая модель будет демонстрировать костюм - модель со светлыми волосами или тёмными. Это совершенно разный типаж и цветотип, и от этого выбора может кардинально всё изменится. К аксессуарам опять же нужно относиться бережно, но не забывать и об инновациях - тогда они ярко заиграют и в сегодняшний день. 

Александр Хилькевич в прошлом году сказал, что "два главных направления в моде на ближайшие пять лет - это всё, что связано с этникой". Вы согласны с этим? Готовы ли люди вообще к экспериментам? В одном из интервью вы говорили, что консервативный нрав омичей не позволяет смелым новинкам быстро захватить рынок, и первое время они воспринимаются довольно скептически.

Мы живем в достаточно консервативном в плане одежды городе. Единственная выручка здесь - молодёжь, которая пытается внедрить свои новинки. Если говорить об этнотенденциях, то их можно заметить вскользь. Даже если вы пройдётесь по модным магазинам, то увидите, что орнаменты, которые сегодня там представлены, в большинстве своём связаны с фольк-направлениями. Это могут быть этнические орнаменты, скандинавские или японские. Конечно, сложно выявить источник орнамента, но то, что он связан с фольк-мотивами, заметит даже простой человек. 

Мое мнение, что этника сегодня активна именно потому, что тема индивидуальности вышла на первый план. И показать её можно, прежде всего, при помощи внешнего вида. Но мы несколько нивелировали тему этники тем, что мы забыли свои корни, и сегодня как раз мы пытаемся их найти. 

Главная цель фестиваля - поиск форм соединения традиционной культуры и современного искусства. Для дизайнера, который работает над этническим костюмом, важнее иметь безграничную фантазию или уметь правильно всё сбалансировать, опираясь на реалии и чувство вкуса?

Как раз этому и способствуют те три номинации конкурса, в которых ребята могут себя проявить. Дизайнер может просто фантазировать и отходить от реальности, и тогда его костюм может быть лишь выставочным вариантом, или же, если он разрабатывает сценический костюм для определенного случая, то уже включается логика. В конце концов, это может быть модный комплект, который мы можем уже завтра увидеть на улицах города и смело его носить. Пожалуйста, выбирайте соответствующую номинацию и реализуйте себя так, как в этот день себя чувствуете. 

В чём была изюминка костюмов победителей прошлых лет? Был ли такой образ, который до сих пор остаётся в памяти как нечто такое неординарное и необычное, и дизайнер, что называется, попал в точку при создании этнического костюма?

Как бы там ни было, на фестивале работает жюри, оно профессиональное, адекватное и совершенно не подкупное (улыбается). И если уж говорить об этом, то в прошлом году Гран-при у нас взял не Омск, а Екатеринбург. Мы стараемся награждать ребят по заслугам.

Что касается лично меня, то мне в прошлом году запомнился образ Евгении Борисовой. Так хорошо совпали манекенщица Анна Дягилева, из театра мод "Образ" и сам дизайнер. Аня сама по себе девушка с другой планеты, а Женя придумала совершенно традиционную технику шитья и красивейшие цветосочетания. Здесь переплелись космополитические и трансцендентальные мотивы. Я даже сейчас не могу сказать, что именно там было в костюме в целом, но само сочетание образа и модели было фантастическим. Это не был абсолютный фаворит модных тенденций, но этот образ остался в моей памяти. 

Гран-при конкурса в прошлом году был удостоен Прохор Варенников из Екатеринбурга с коллекцией "Кофеин", а омичи получили четыре спецприза из пяти. В частности, Мария Иохим и Виктория Ким получили шанс поехать на стажировку к российскому модельеру Алене Ахмадуллиной. Успешно ли она прошла для омичек?

Да, в прошлом году гостем фестиваля стала Анастасия Пономарёва, представитель Модного Дома Алёны Ахмадуллиной. Когда появляется возможность стажировок в модных домах в рамках фестиваля, это хорошо. Алёна Ахмадуллина как дизайнер сама активно пропагандирует русский стиль, и этот модный дом нам был интересен тем, что в нём присутствуют этнические мотивы. Девочки прекрасно съездили на стажировку, но появится ли сотрудничество, я пока не знаю. Замечу, что у нас многие студенты уже трудятся в ведущих домах моды.

В этом году также ожидается приезд известного знатока моды?

Пока не знаю, кто это будет. Есть некая договоренность, но точно будет известно только перед началом фестиваля. Скажу только, что это не совсем известная личность, но очень интересный дизайнер. Пока это сюрприз. Жюри же остается стандартным, мы его не меняем вот уже третий год, и я как директор конкурса, не вижу в этом смысла.

А призовой фонд и система поощрения изменились?

В этом году никто из представителей модных домов не приедет, поэтому, к сожалению, стажировок не будет. Фестиваль "Сибирская этника" - это конкурс, прежде всего, как заявка о себе. Сама индустрия моды - дело затратное, и ребята сами на это идут, покупая за свой счёт ткани и тратя своё личное время на создание коллекций.

Мотивация должна быть именно с точки зрения призового фонда. В этом году это субсидия Министерства образования Российской федерации и Омского государственного института сервиса в лице ректора Дмитрия Маевского. Я считаю, что молодёжь нужно мотивировать. Одно дело, когда конкурс проводится для тебя, другое - когда конкурс затратный, и в этом случае ребят нужно поддерживать. Небольшой призовой фонд будет от спонсоров фестиваля: журналов и магазинов косметики, потому что у нас среди участниц одни девчонки, об этом не надо забывать (улыбается)

В "Сибирской этнике - 2013" приняли участие дизайнеры из Барнаула, Новокузнецка, Тюмени, Новосибирска, Екатеринбурга и Горно-Алтайска. В этом году список расширился. Ранее вы говорили, что свои заявки подали участники из Казахстана? Есть наверняка и те, кто уже не первый раз примет участие в фестивале?

Если говорить о ближайших соседях, то да, это Казахстан. Вообще география конкурса "Сибирская этника" у нас уже расширилась до Востока. За три года мы набрали обороты и увеличили масштабы. В этом году появился Иркутск, Красноярск, уже второй раз приедет Кострома. Естественно, участниками станут дизайнеры со всей Сибири и Урала, а также Алтай. Всего около 10-12 городов, и масштаб действительно большой для нашего небольшого конкурса. Не забывайте, мы проводим его на площадке музея им. Врубеля, где вместимость всего 150 зрителей. Само событие должно быть красивым, и его интерьеры этому отвечают.  

Омскую школу дизайна называют одной из самых сильных дизайнерских школ не только в России, но и за рубежом. За счёт чего нам удалось выйти на такой уровень?

Первое - это то, что наши уже дипломированные специалисты разъезжаются по всей России, к сожалению, и устраиваются в престижные дома моды. Я считаю, что нужно обратить внимание на фэшн-индустрию. Швейная промышленность в нашей стране поддерживается не на должном уровне, это моё личное мнение. Если говорить о менталитете российских женщин, то они любят одеваться.

Наверное, я буду права, если скажу, что практически везде работают наши студенты, дизайнеры. Если говорить о питерских фирмах, которые представлены в той же "МЕГЕ", то наших студентов там очень много. Их хорошо принимают, они талантливые, образованные и трудолюбивые. Они многое умеют и ко многому могут приспособиться - делать как эскизы, так и готовую одежду. К тому же это редкий случай, когда дизайнеры имеют мастерство: и ткут, и вышивают.

На такое положение повлияли и престижные конкурсы, в которых мы участвуем. Вот одна из последних хороших новостей - Егор Гализдра взял Гран-при на международном конкурсе "Подиум", который проходит в Ростове-на-Дону, а Ольга Булёва заняла первое место в номинации "Фольк" со своей фольклорной коллекцией. Это говорит о том, что школа держит свою планку и не опускает её благодаря нашим талантливым ребятам и талантливым педагогам. 

Можно сказать, что фестиваль "Сибирская этника", - это шанс удержать талантливую молодёжь в Омске?

К сожалению, удержать мы никого не можем, потому что после конкурса надо работать. Сама задача и цель конкурса - демонстрация и пропаганда. Мы должны продемонстрировать, что у нас есть, чтобы нас хотя бы знали другие города, где мы могли бы обмениваться опытом с молодыми дизайнерами, а может, ребята приехали и учились бы этому у нас. Если говорить про этническую тему, то это, в первую очередь, пропаганда тех традиций, которые есть у нас в России, в Сибири. Поэтому мы и назвали фестиваль "Сибирская этника", не африканская, не китайская. Как бы то ни было, но Россию часто отождествляют с Сибирью. 

Читайте также