Герман Греф: "Санкции окажут большое влияние на российскую экономику"

Участникам форума "Таврида" глава Сбербанка Герман Греф рассказал о последствиях санкций Запада, низких ипотечных кредитах и отвращении к госслужбе.

США вводят санкции в отношении России. На Ваш взгляд, чем наша страна может адекватно ответить в экономическом плане Западу?

Во-первых, любые санкции - это всегда большой негатив. В особенности, если они принимаются в условиях нестабильной экономической ситуации. Сегодня в мире такая ситуация везде. Если говорить о нашей стране, то и у нас она очень нестабильна. Любой негатив чреват своими экономическими последствиями. Санкции, которые на сегодня уже приняты, пока носят мягкий характер, поскольку коснулись определённых лиц. Но если абстрагироваться от личного восприятия всей ситуации, а говорить о том, как они влияют на макроэкономику, то можно сделать вывод, что санкции носят психологический характер.

Вторая составляющая - санкции против компаний. Конечно, они имеют своё макроэкономическое влияние. Не быстрое, но год-полтора - и мы ощутим их в производстве нашего ВВП. Последние санкции, которые были приняты, пока носят мягкий характер. Пока это ограничение на долгосрочное привлечение на европейских рынках. Но даже они ощутимы. У нас была очень тяжёлая прошлая неделя, поскольку санкции были приняты на краткосрочное привлечение, и мы почувствовали задержки платежей по всему финансовому сектору России. На этой неделе всё уже стабилизировалось. Но, безусловно, разовое потрясение было. С точки зрения экономических последствий, санкции будут иметь значение по итогам этого года и в следующем году. Конечно, не хотелось бы, чтобы эта тема развивалась дальше. Самая чувствительная часть при появлении секторальных санкций - это финансы. Они как кровь. Если затрагиваются финансы, то затрагивается вся экономика, все сферы без исключения. Эти санкции будут влиять и на европейскую экономику, и на мировую, и на российскую. Больше, конечно, на российскую. На мой взгляд, нужно прекращать подобного рода обменные удары. Это неприятно для всех сторон. Задача для политиков - найти решение ситуации. В сегодняшнем мире обмениваться такими ударами очень больно для всех. Моя задача как экономиста - выйти из этой конфронтации. Я не хочу обсуждать, как можно ответить кому-то. Нельзя сделать больно другому, и не сделать больно себе.

В майских указах Президента красной нитью прослеживается получение неких льгот, если их можно так назвать, для работников социальной сферы. Также было заявлено, что рассматривается вопрос о снижении процента ипотечного кредитования для врачей и учителей. Насколько это реально? Могут ли бюджетники рассчитывать на такие льготы? Может ли человек рассчитывать, что вскоре появится возможность взять кредиты под низкие проценты?

Нужно понимать, что мы сегодня живём уже в другом мире. И речь пока идёт о том, что ставки будут расти. Я лично к низким ставкам по ипотеке отношусь исключительно позитивно. Я сам человек, который начал жить в собственной квартире только тогда, когда мне стукнуло за тридцать. Я понимаю, насколько это важный элемент стабильности в семье. Снимать жильё - малоприятное занятие. Поэтому мы стараемся конструировать наши ипотечные продукты таким образом, чтобы у молодёжи была возможность получить кредит. У нас это получается, поскольку на сегодня мы завоевали более пятидесяти процентов ипотечного рынка в стране. Нужно понимать, что мы всё же коммерческая компания, но мы создали продукт, который имеет отношение к возрасту. Если у человека до 35 лет двое или трое детей - он получает снижение ставки от Сбербанка. Но в ближайшее время ипотека не опустится ниже десяти процентов точно. Влияют те санкции, о которых сегодня идёт речь.

Каким, по Вашему мнению, будет экономическое развитие России в будущем?

В таких условиях, в которых мы сегодня находимся, какое-то прогнозирование абсолютно бесполезно. У нас столько неизвестных обстоятельств, что это просто невозможно. Если зафиксировать какие-то условия, то можно что-то спрогнозировать. Условно, если санкции останутся на том же уровне, то в следующем году, как у известного романиста, опера нуля. Плюс-минус полпроцента. Если ситуация изменится в худшую сторону, то уже возможны другие варианты, в зависимости от жёсткости следующих санкций. 

Люди часто стали говорить, что с приобретением Крыма будет подтоплена экономика Дальнего Востока. Хочется услышать аргументированный ответ на следующий вопрос. Жители Дальнего Востока живут на отшибе или всё-таки на стратегически важной территории?

Хочется вернуть вас к моей сегодняшней роли. Я не отвечаю за экономическое развитие страны, я президент большого банка. Важно не путать. Мы очень часто начинаем давать советы направо и налево, а у себя под носом ничего не видим. Я предпочитаю заниматься тем, что находится под моим контролем. Это Сбербанк. Но я уверен, что вы находитесь там, где сами себя ощущаете. Если вы считаете, что вы на отшибе, значит это так и есть. Если ощущаете себя в центре Вселенной, будьте там. Сегодняшние коммуникации позволяют в любой точке реализовать самые смелые замыслы. Но для этого нужно иметь хорошее образование и профессиональную подготовку. Если бы меня спросили, какая реформа является сегодня самой важной после реформы управления, то я бы сказал, что это реформа образования. 

Хочется спросить про вступление России в ВТО. Уже появилась информация, что ответные санкции нашей страны грубо нарушают нормы ВТО. Каково Ваше мнение на это счёт? Какие есть пути решения проблемы?

Я был лоббистом присоединения к ВТО, поскольку не вижу другого пути развития нашей страны, кроме как внутри мирового сообщества. Я не понимаю, как можно развивать страну отдельно. Я стараюсь не смотреть телевизор, но в редкие моменты вижу, как некоторые политики твердят: "Да мы тут сейчас..." и так далее. Назовите мне хоть один пример успешного развития хоть одной страны без интеграции с мировым сообществом. Почему нас опять пытаются тянуть в другую сторону? Все страны ВТО рассчитаны на цивилизованные отношения между цивилизованными странами. То, что сейчас началось, я имею в виду санкции, назвать таковым сложно. Конечно, что бы там ни говорили, ни санкции Запада и США, ни санкции России не вписываются в понимание нормальных торговых отношений между странами ВТО. Но ситуация сейчас на экономическая, а политическая. Я не политик, поэтому не беру на себя ответственность давать советы. Конечно, для экономистов важным моментом является политическая стабильность. Будем надеяться, что осознание придёт, выход будет найден. В России оно уже пришло, Президент несколько раз уже говорил, что мы готовы помогать в выработке решения. 

Считаете ли Вы, что нам надо сокращать государственный сектор в экономике России и каковы эффективные механизмы этой процедуры?

Открытая приватизация. Никакие тонкости, проекты не нужны. Если вы меня спросите, я, конечно, за частную экономику. Я опять-таки не знаю примеров, начиная от Советского Союза и заканчивая современной историей России, эффективной экономики в целом, построенной на государственной собственности.

СМИ активно сейчас распространяют информацию, что вы планируете через полтора года покинуть Сбербанк, поскольку у вас заканчивается контракт. Если это так, то чем планируете заниматься в дальнейшем, в какой сфере себя реализовывать?

Я не знаю, что я буду делать через полтора года, поскольку это очень большой горизонт планирования. У нас в банке есть стандарт, согласно которому глава должен иметь двух преемников. Я их сейчас готовлю, как и все остальные директора банков. Что будет после того, как закончится мой контракт? Во-первых, есть акционер, который может мне сказать: "Молодой человек, Вы мне надоели, до свидания!". Во-вторых, я пока не загадываю своё будущее на столь длинный срок. Слишком много происходит сейчас событий, многое меняется. Раньше, чем через год, я об этом даже не буду говорить. Но я точно себя не вижу на госслужбе. 

Читайте также