Сергей Юрьевич, как бы вы оценили итоги прошедшего года для медиахолдинга, созданного Межгосударственной корпорацией развития?
Наш слоган "Объединяя усилия - определяем будущее", и этому девизу, я считаю, в полной мере соответствуют итоги нашего года. Главным организационным итогом прошедшего года стало оформление компании "МКР-Медиа", в которую вошли ИА "Омск Здесь", Омская телевизионная компания (ОТК), Корпорация "ТелеОмск-Акмэ", креативное агентство "Аврора" и рекламное агентство "PR-движение". Сегодня можно говорить о том, что мы объединили и продолжаем объединять медиапространство - от распространения информации, целостного формирования контента до разработки и позиционирования. Ресурсы, вошедшие в состав "МКР-Медиа" благодаря своим качественным информационным продуктам, стали одним из ключевых медиатрансляторов, к которым сегодня обращаются за достоверной и актуальной информацией, в том числе федеральные и зарубежные СМИ. Кроме того, юридическое оформление нашей компании совпало с глобальными геополитическими процессами. В частности, с созданием Евразийского экономического союза (ЕЭС), в котором Омск имеет все шансы занять особое место. Речь идёт об особом статусе города в ЕЭС. Такое мнение высказывалось рядом экспертов, губернатором Омской области г-ном Назаровым и нашло поддержку у Президента России.
В связи с интеграционными процессами будет ли претерпевать изменения информационная политика?
Мы как медиаресурс готовы к сотрудничеству в расширяющемся информационном пуле. У нас сегодня уже есть партнёрские отношения с телевизионными каналами в Армении и в Киргизии. Эти страны уже объявили о намерении присоединиться к ЕЭС. Буквально через неделю мы едем в Минск, где, предполагаем, будут проведены переговоры о выстраивании партнёрских отношений с одним из телеканалов Белоруссии. ОТК является не только единственным СМИ в Омске, но и первым СМИ, которое заключило партнёрские отношения с молодым, но уже достаточно влиятельным телеканалом Совета Федерации - телеканалом "Вместе".
Если говорить о техническом оснащении телевизионного производства, будут ли какие-то новшества в предстоящем сезоне?
Мои знания в этом вопросе не очень системны, но я знаю, чем гордятся наши технические специалисты. Мы вводим в эксплуатацию новый съёмочный павильон, в котором будет 74 осветительных прибора, а наша антенная площадка позволит установить антенны диаметром до 5 метров и весом до 1,5 тонны. У нас есть особое помещение, где будет установлено оборудование, которое в случае техногенных катаклизмов позволит нам выходить в прямой эфир в течение 20 минут, - а этого времени достаточно для того, чтобы наша техническая служба успела перейти на другие бесперебойные источники энергии.
У многих вызывает недоумение количество только омских сотрудников в "МКР-Медиа" - там работает уже больше 180 человек. До каких пор будет "шириться" компания и для чего такой размах?
180 человек в ОТК. В "МКР-Медиа" сотрудников несколько больше (смеется). Я считаю, что коллектив любого медийного ресурса измеряется не количеством вовлечённых в него людей, а творческим потенциалом сотрудников. Суммарный творческий потенциал ОТК, сформированный на сегодняшний момент времени, позволяет реализовывать те масштабные проекты, которые есть у "МКР-Медиа". Уверен, Вы скоро о них узнаете.
А каковы, на Ваш взгляд, сегодняшние творческие достижения компании?
Я считаю, что есть ряд проектов, которыми сегодня можно гордиться и которые составляют лицо нашего канала. Помимо основных информационных продуктов, это проект "Бруталити", который сразу же с первых выпусков попал на целевую аудиторию и стал любим и популярен. Это проект "Артикул", который по-другому, иначе рассказывает о культурных событиях, показывая включённость Омска в глобальные мировые культурные процессы, который позволяет увидеть, что культурный уровень Омской области соответствует мировым трендам, и отчасти даже влияет на его формирование. И третий проект, который бы я отметил, - это "Народная студия" на телеканале "Продвижение", который, может быть, и является по форме повторением известных телевизионных продуктов, за что нас критиковали, но наша "Народная студия" сразу вышла за рамки исключительно проекта телевизионного. Даже просто атмосфера, возможность прийти не в телевизионную студию, а в реальную музыкальную студию, где работают профессиональные музыканты, это уже меняет отношение человека к музыке. Это раскрепощает, заставляет подтянуться профессионально и раскрыться в большей мере. Гала-концерт стал финальным аккордом "Народной студии". Этот проект мы будем продолжать и развивать. Наверное, он немного изменит формат и хронометраж, но по-прежнему будет объединять людей, мечтающих состояться в качестве профессиональных исполнителей.
Получит ли продолжение идея создания омского музея музыки, возникшая в рамках "Народной студии"?
В Омске нет, насколько мне известно, ни одного частного музея, и, пожалуй, это будет первый (если этот проект реализуется) поистине народный музей. Экспонаты и формат экспозиции должны определять люди, увлечённые музыкой и заинтересованные в пропаганде достижений музыкальной культуры через артефакты, которые либо являются продуктом омских музыкантов, либо реализуются другими музыкантами здесь. Мы хотим создать такой музей и рассчитываем на сотворчество, чтобы он получился не этнически народным, а народным по идеологии.
Заметьте, Вы первым заговорили об идеологи: СМИ всегда считают инструментом пропаганды, отнюдь не музыкальных ценностей, а политических. Что готовы пропагандировать Вы, какие ценности? И опять же на какую сферу влияния Вы претендуете?
Первая ценность, которую мы пропагандируем (я не боюсь слова "идеология"), - это персональная ответственность. За своих родных, за свои дела, за свои поступки, за свою страну. Мы пропагандируем ценности патриотизма и, конечно же, профессионализм. Мы пропагандируем достижения омичей и принципиально новый опыт власти, мировой позитивный опыт. Всё, что в своей совокупности заставляет человека меняться, быть добрее и оптимистичнее.
Как Вам кажется, изменилось ли омское информационное пространство за эти два года? Кто задаёт журналистские "тренды"? И какой вклад в развитие медийной сферы сделали журналисты ОТК?
Если омские журналисты задают какие-то тренды, то они крайне печальны. У омских журналистов почему-то очень короткая память, а омский общерегиональный "тренд" заключается в небрежном отношении к фактам и в искажении прямых цитат собеседников. Пожалуй, это всё из того, как можно охарактеризовать сегодня омскую журналистику. Этим грешат все СМИ в Омске, и журналисты ОТК не исключение, к большому сожалению. Конечно, хочется, чтобы журналисты бережно относились к фактам и экспертным мнениям, к которым они обращаются для подтверждения тех или иных событий, тенденций, прогнозов в собственных журналистских расследованиях. Если говорить о другой проблеме СМИ - это качество образования журналистов. Средний уровень общей эрудиции молодых людей значительно ниже, чем был 10-15 лет назад, и, к сожалению, он продолжает понижаться. Сегодня всё сложнее и сложнее найти не просто талантливого журналиста, сегодня всё сложнее и сложнее просто найти человека, который обладает хотя бы минимально достаточным объёмом общих знаний по истории, географии и т.д. Но это не особенность омской журналистики, а национальная беда.
То есть Вы хотите сказать, что омские новости - поверхностные, неглубокие?
Тема, которую подняла в этом году журналист нашей телекомпании Жанна Толстикова о качестве питьевой воды в отдалённых районах Омской области, вышла на федеральный уровень, однако до сих пор не решена. Здесь были крайние оценки: кто-то восторгался, хвалил, дескать "молодцы, что не побоялись поставить этот вопрос на медиафоруме перед Президентом России", а кто-то обвинял нас в мелочности, говорил "какие вы всё-таки непатриотичные по отношению к Омску, что на уровень Президента выносите такие мелкие вопросы, как колонка с питьевой водой". Он не мелкий, потому что это вопрос качества жизни людей. Проанализируйте просто элементарный набор наиболее популярных в "Яндекс.Новостях" информационных поводов, позволивших Омску "засветиться": сыр-косичка, ряженка с ртутью, булка с чем-то там вместо изюма, качество воды. То, что об этом сегодня говорят на примере каких-то вопиющих фактов, которые не соответствуют даже элементарным стандартам качества жизни населения, говорит о том, что главный тренд, главная тема - "социалка". На мой взгляд, этому тренду в полной мере соответствует омская журналистика. Другое дело, что эти вопросы поднимаются и обсуждаются всегда со стороны того плохого, что есть в отдельно взятой сфере, а те достижения реальные, которые есть, которые улучшают качество жизни, их как-то принято обходить стороной, пропускать мимо ушей или намеренно замалчивать. Наверное, это тоже беда не только омской журналистики: привлекать читателя к хорошим, позитивным новостям мы не умеем. Наиболее читаемые, наиболее смотрибельные - критические, негативные материалы. Пока мы не умеем как-то вкусно, интересно, завлекательно рассказывать о хорошем так, чтобы это стало общественным и информационным достоянием, зацепило всех, и стало обсуждаемой темой. Над этим мы сегодня и работаем.