Александр Бутаков: "После моей отставки с губернатором мы ни разу не разговаривали"

О кресле ректора ОмГУ, надёжных юридических фильтрах и зыбких губернаторских симпатиях, "хомуте" на профессорской шее и людях, что становятся "кассовыми аппаратами" по зарабатыванию денег, изрядно подпорченном генофонде и провале финансовой политики, а также о том, как бороться с "липкими руками", административным ресурсом и посредственностью в классических аудиториях.

Александр Владимирович, почему Вы решили включиться в борьбу за кресло ректора ОмГУ, какой у Вас интерес? Не будет ли Вам скучна такая работа после службы в правительственных структурах?

Кресло меня не интересует. Главный посыл, из которого я исхожу: дети - это наше будущее. А будущее наших детей - это образование. Если страна хочет быть развитой, демократической и преуспевающей, то учитель должен стать героем нашего времени. Скучно? Думаю, что с молодёжью никогда не скучно. Молодёжь - это колыбель грядущего, и надо понимать, что университет, выпуская своих "питомцев", определяет примерно 15-20 лет развития не только региона, но и страны. Поэтому здесь всё по делу, решение принято осознанно, и главное - нет никакой игры.

К участию в выборах ректора ОмГУ Минобрнауки России допустило всех пятерых кандидатов, однако симпатии Правительства Омской области отданы троим - и Вы в числе одобренных. Даёт ли это какие-то привилегии, усиливает ли шансы на победу?

Никаких привилегий. Во-первых, сама процедура чрезвычайно юридически запрограммирована, есть примерно шесть-семь фильтров, которые совершенно не публичны, скрыты. Позиция Правительства выяснялась и выражалась не при нас. И в наших документах, отправленных в Москву, была запись о том, что позиция Правительства Омской области не обозначена. Поэтому, я думаю, что все эти "толерантные" процедуры - демократическими не являются. Я же сторонник демократизации и противник этатизации университетов, то есть огосударствления. Убеждён, что профессорско-преподавательский состав - это люди умные. Если они воспитывают элиту, неужели у них нет, извините, мозгов, сознания, совести, нравственной шкалы - избрать человека, который бы соответствовал их требованиям? Я думаю, что здесь одобрение правительства не обязательно. А то, что все пятеро прошли, допущены к участию в выборах, - это позиция аттестационной комиссии, она имела на это право. Так сказать, высшая степень проявления демократии.

Не много ли это - пять кандидатов?

Вы знаете, много или мало - очень сложный и относительный вопрос. Когда от министерства формально и неформально приходили установки, что два кандидата мало, а четыре - много, - это демократия другого порядка, как вы себе представляете. Поэтому пусть их будет пять, шесть, семь, и пусть люди примут свободное решение.

Не могу не спросить Вас о слухах, тем более, они про Вас. Говорят, что губернатор Омской области Виктор Назаров после Вашего увольнения из регионального кабинета министров пообещал Вам пост ректора ОмГУ. Это правда, полуправда или выдумка?

Никогда такого не было, это во-первых. Во-вторых, сегодня исполнился почти год после увольнения, год как я ушёл в отставку, после этого мы ни разу с губернатором не общались и ни о чём не договаривались.

По-Вашему, ректор - должность заведомо расстрельная или престижная?

И не первое, и не второе. Лидером классического университета должен быть человек, который с полным основанием может претендовать на звание, по крайней мере, одного из интеллектуальных лидеров региона - это совершенно точно. Человек, имеющий соответствующую репутацию, обладающий организаторским и управленческим талантом. То есть, необходима совокупность личностных факторов, которая должна обеспечить одну позицию: с этим человеком может разговаривать любой министр, глава крупнейшей корпорации, руководитель региона, мэр города - и этот разговор будет взаимно уважительный, эти люди будут понимать и слышать друг друга. На сегодняшний день, в тех условиях, которые складываются и в финансах, и в экономике страны, такой человек просто необходим.

Сегодня сложно утверждать, что Омский классический университет - прорывной, передовой вуз. Причём, речь даже не о снижении конкурентоспособности на уровне высших образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, но и внутри региона позиции сданы: ведь тот же Политех, Медакадемия - в топе 100 лучших вузов, а ОмГУ - нет. Многие публичные рейтинги нам не благоволят - почему так?

Жизнь не обманешь, она приводит самые веские аргументы. В начале 70-х годов одновременно с омским были созданы красноярский, кемеровский, алтайский университеты. Сегодня, что называется, даже бинокля не нужно, чтобы увидеть, в каком плачевном состоянии мы находимся по сравнению с этими вузами. Да, там тоже есть проблемы, конфликты, коллизии - там всё есть, отсутствие финансов в том числе. Но у них есть перспективы. Что в первую очередь меня подвигло к участию в выборах ректора, так это тающая перспектива движения вперёд. Она просто тает на глазах! Действительно, сегодня и Политех вышел на передовые позиции, и Медакадемия. Вы можете себе сейчас представить, что в конце 80-х годов и в начале 90-х Омский государственный университет был не просто на лидирующих позициях в регионе, наш вуз был одним из лидеров политического и социального развития России. Его выпускники, его профессура ассоциировалась с движением страны вперёд. Тот же Алексей Иванович Казанник, уступивший место президенту Ельцину, Евгений Евгеньевич Ким, Сергей Николаевич Бабурин и множество других достойных, ярких личностей, которые отражали дух времени, определяли ход новейшей истории. Мы сегодня потеряли всё, как тот локомотив, что набрал скорость и пришёл в тупик.

Если обратиться к показателям финансового состояния учреждения, которые находятся в открытом доступе, можно сделать вывод о том, что университет переживает не то чтобы не лучшие времена, но уж точно - времена нестабильные. В частности, если сравнить финансовые поступления - то в планах на 2014-й год заметно серьёзное проседание по субсидиям и вообще не предполагается бюджетных инвестиций. И судя по тому, что эти цифры официальные, опубликованные - бить тревогу уже поздно? Финансовый год потерян?

Поздно, Рита, пить боржоми… Да, нужно сказать, что это официальные цифры, которые можно найти на ресурсе bus.gov.ru (сайт федерального Правительства РФ, на котором зафиксирован план финансово-хозяйственной деятельности ОмГУ). Достаточно сделать несколько выкладок для того, чтобы наши читатели могли сделать выводы сами, я не хочу ничего навязывать. План финансово-хозяйственной деятельности на 2014 год утверждён 30 января. На 10 часов сегодняшнего дня все цифры остались неизменны. Если говорить об имуществе, финансах и финансовых активах, то необходимо учитывать, что на протяжении последних трёх лет показатели скачут по синусоиде. Допустим, имущество не финансового характера - недвижимость и движимость и т.д.: в 2012 году - 681 миллион рублей, в 2013-м - 1 миллиард 25 миллионов, а на сегодняшний день - 426 миллионов. Что касается имущества финансового характера - депозиты, векселя и т.д. - здесь тоже интересные кривые вырисовываются, учитывая, что при всём этом объём поступающих студентов и операции по университету принципиально не менялись на протяжении трёх лет. В 2012 году - около трёх миллионов финансовых активов, в 2013 году - приблизительно 41 миллион, а сегодня - 299 миллионов рублей. Откуда эти суммы появились и как они появились? Тоже вопрос. Что касается объёмов поступлений, по планам 2013 года, их было 985 миллионов, на 2014 год планируемая сумма поступлений - 555 миллионов, то есть минус 430 миллионов рублей. Как эту дыру закрывать будут, не знаю. Что касается конкретных статей, допустим, государственного и муниципального задания: в 2013 году получили на государственное муниципальное задание 323 миллиона, в этом году планируется только 57. Это просто провал! Целевые субсидии в 2013 году составили порядка 113 миллионов - это стипендии, гранты и т. д. Сегодня планируется 84 миллиона, то есть минус 30 миллиона. Всё, что касается бюджетного инвестирования, - это вообще отдельная "песня". К сегодняшнему дню в статье "бюджетное инвестирование" стоит ноль. Для сравнения в прошлом году инвестирование было 176 миллионов, а реализовано только 146,5 миллиона, и не забывайте про строительство главного административного корпуса. Как сегодня руководство планирует исполнять своё обещание, связанное с завершением строительства, я не представляю. Им можно только посочувствовать. И здесь есть ещё две важные цифры: фонд заработной платы в прошлом году был 540 миллионов. А в этом году планируется 261. И самая смешная цифра, которую я вообще не могу понять: на ЖКХ в прошлом году планировали 31 миллион, а на этот год заложили 14, при этом нам говорят, что будет введён главный административный корпус. У меня возникает два вопроса: если безболезненно можно больше чем вполовину снизить расходы на ЖКХ, почему этого не сделали в прошлом году; и второй - если мы вводим главный административный корпус, тогда не понятно, насколько реальна эта цифра. Вот такие нюансы вызывают у меня чрезвычайное сомнение в том, что сегодняшняя финансовая политика университета является перспективной.

Финансовых вопросов возникает много, но не все, наверное, возможно разобрать детально, если говорить о материальном положении университета в целом категориями, приближенными к бытовым, - наш университет - за гранью бедности, или стремится к среднему финансовому классу?

Этими категориями рассуждать проблематично. Начальник отдела в ректорате получает больше, чем профессор. Допустим, у меня ставка 23 тысячи - я доктор наук, профессор. Рядовой начальник отдела получает больше 30 тысяч. Это нормально? Я уже не говорю о доцентах - энергичных, молодых… У него детки, жена. Ему о квартире думать нужно, семью на ноги ставить, обеспечивать. А на эти копейки обеспечить невозможно. Следовательно, у этих людей опускаются руки, тухнет взгляд. В таких условиях пытаться развивать университет почти безнадёжно.

Расскажите о своей программе, в ней много пунктов? Что Вы ставите во главу угла и к чему хотели бы прийти в результате?

Программа максимум для университета - в течение 10-15 лет стать национальным исследовательским университетом. Если говорить о конкретных программных положениях, то во главу угла я поставил формирование крайне компактного, экономически эффективного административного органа, потому что тот раздутый административный аппарат, который сегодня существует в университете, никому не нужен. Это хомут на шее. И с этим хомутом невозможно двигаться. Второй программный аспект, который, возможно, важнее и совершенно точно сложнее в реализации - намерение вернуть доверие в коллектив. Не студент, а именно преподаватель, я считаю, - главная фигура в университете. Если есть классный профессор - будет классный студент, нет выдающегося профессора - и студента такого не будет. Поэтому нужно вернуться к пониманию того, что всё, что существует в университете, должно обслуживать профессорско-преподавательский состав. И чтобы преподаватели это чувствовали, ректор должен быть буквально на свету: его зарплата, премиальные, круг общения. В своей практике я всегда говорю так: если где-то рождается конфликт, быстрее выкладывайте эту информацию ко мне на стол, потому что будет больше времени разобрать. Я из тех людей, которые никогда не уходят от столкновения с конфликтом, хотя умные в драке не участвуют. Я пытаюсь сделать так, чтобы его не произошло. У меня есть один афоризм, буквально недавно для себя обозначил в свете "незалежности": когда общество не хочет решать свои проблемы, приходят революционеры. Так вот, я не революционер. Это я могу сразу точно сказать. Третий важнейший момент - это формирование стратегических партнёрств. Но при этом взаимодействие с бизнесом не должно походить на попрошайничество. Сбербанку, "Газпромнефти" и прочим крупным корпорациям мы должны предлагать плодотворные, конструктивные программы: повышение квалификации, переподготовка, стажировки. Такие, чтоб нам отправляли кадры из всех уголков Сибири, Урала. Почему бы не сделать так, чтобы университет давал площади и обеспечивал организацию, но при этом имел право участвовать в формировании повестки дня. Допустим, пригласить знаменитую профессуру, нобелевских лауреатов, премьер-министра Сингапура или ещё кого-то знаменитого, тем самым привлекая внимание к Омскому госуниверситету, одновременно с участием наших студентов, аспирантов и преподавателей. Престиж университета, его "товарная марка", если говорить на языке рыночной экономики, сегодня это важнейший момент. Если нас будут уважать, с нами будут разговаривать. Если с нами будут разговаривать, у нас появятся деньги.

Ещё одна проблема, о которой негромко, но все-таки говорят - снижение качества образования, процветание на некоторых факультетах мздоимства. На Ваш взгляд, это излишнее "сгущение туч" или насущный вопрос, и чувствуете ли Вы в себе силы пресечь распространение дурной славы?

Есть один очень важный принцип в моей профессиональной карьере, который я взял за основу и исповедую: для того чтобы воспитывать других, нужно быть воспитанным самому. Я убеждён, что многое из того, что говорят об университете - это неправда. Но есть и то неприятное, что всё-таки существует. Мне представляется, что престиж университета начинается с его имени. Я сделаю всё, чтобы те люди, у которых глаза и руки липкие, в этом университете не работали. К нам приходит молодёжь 17-ти лет, понимаете, в этом возрасте у людей самое мощное стремление к идеалам, к образцам поведения, хочется кому-то подражать, хочется на кого-то равняться, нравиться. Причёска вот такая, рубашка такая, а поведение?.. Нам сама природа подсказывает, что в этих условиях университет должен не просто развиваться, он должен стать в определённом смысле локомотивом развития образца поведения. Это важно.

Сейчас одно из самых модных слов - "оздоровление" организации. Вот с чего, по-Вашему, стоит начинать в университете, учитывая, что денег кот наплакал?

Если в Советском Союзе мы столкнулись с всеобщей грамотностью на уровне средней школы, то сегодня у нас получается всеобщее высшее образование. Понятно, что 7 миллионов студентов для страны в 145 миллионов - чрезвычайно много. Так не может быть. Оздоровление вуза, как и оздоровление социального организма, не может происходить в отрыве от общества и государства. Нельзя на одной грядке выращивать розу, если на соседних это не растёт, в силу разных причин. Университет - это живой организм. Его развитие, становление и, как вы говорите, оздоровление - процесс времени. Но для того чтобы этот процесс включился, надо что-то делать. В экономике есть один очень важный закон: при дефиците финансов совершенствуют организацию и управление. Это первый постулат, с которого бы я начал. Ещё раз говорю, когда люди видят, куда идут деньги, заработанные ими, когда эти деньги идут с их согласия, многие проблемы исчезают сами собой. Например, такая ситуация, совершенно нелепая: когда преподавателю приходит грант (допустим, федеральный или общественный) - 30 % себе оставляет центральная контора университета - ректорат. На каком основании? Неудивительно, что интерес у исследователя теряется. Ну, максимум 5 % - этого достаточно, а у нас отбирают 30 %. Зачем? Чтобы держать дармоедов, что ли? Ведь гранты, стипендии, пособия - это действительно мощная внешняя финансовая подпитка развития университета. Мы не говорим, что профессор, доцент должны получать, они должны зарабатывать, но эти их деньги, как и труд, за который они пришли, должны быть уважаемы в обществе. На сегодняшний день этого нет, потому и профессора, и доценты вынуждены по две, по три пары в день "молотить", как комбайн. Им некогда подумать, им некогда почитать, провести какое-то исследование. Год, два, а потом человек уходит вниз, он просто перестаёт развиваться. Он - кассовый аппарат по зарабатыванию денег, а этого не должно быть. У университета совершенно другая функция. И если государство в этой ситуации не в состоянии обеспечить, оно должно создать условия, чтобы коллектив университета имел возможность сам заработать.

Если говорить о профессорско-преподавательском составе, прошлым летом в университете уже назревало подобие "зарплатного бунта", и, выбирая нового ректора, думаю, многие будут исходить из принципа "не было бы хуже", можете ли Вы с уверенностью сказать, что прочувствовали запросы преподавательского сообщества, и понимаете, чего люди хотят?

Самая великая глупость в мире, когда человек начинает говорить, что он самый умный, всё знает, всё видит, я совершенно далёк от этого и не хотел бы строить воздушные замки. Университет - это федеральное учебное заведение. Какие деньги ему дадут или не дадут, как реорганизуют - это тоже непонятно. На память приходит одно выражение Ролана Быкова, который сказал где-то в середине 80-х годов, что Советский Союз находится в том положении, когда движение в любую сторону - это прогресс. И мне представляется, что нам нужно сдвинуться. Но при этом движение должно быть на профессиональной, нравственной основе.

Вы известны как жёсткий руководитель, чересчур требовательный…

Нет, вы знаете, у меня дочь говорит так: папа у меня строгий, но справедливый.

Сегодня, что уж кривить душой, это не всегда и не всеми ценится, а наоборот, многих пугает. Ведь везде, в том числе и в университете, есть люди, которые не хотят перенапрягаться, менять уклад жизни. Значит ли это, что Вы - кандидатура заведомо неудобная?

То, что я неудобен - это совершенно точно, я даже спорить не хочу. И знаете, я не боюсь проиграть. Потому что моё участие в выборах продиктовано желанием встряхнуть коллектив и общественность вокруг университета. Как-то однажды господин Тулеев сказал, что без классического университета будет не Кемерово, а "Тулеев-аул". В своё время Сергей Иосифович Манякин говорил, что без классического университета Омск - в перспективе уездный город Новосибирской губернии. Это тоже правда. Я человек очень жёсткий, но эта жёсткость определяется одним - нравственным подходом. Я не самодур. Впрочем, клясться - это уже оправдываться. Девушка всегда выводит мужчину на эту стезю - это к вам относится. По крайней мере, у меня есть опыт работы с коллективом, который до сегодняшнего дня является одним из лучших в России.

Не могу Вас не спросить о свободе слова. Недавно в университете внесли изменения в правила трудового внутреннего распорядка: скандальные пункты "О" и "П", запрещающие комментировать то, что выходит за пределы сферы компетенции преподавателей, не согласовано с руководством университета, или порочит репутацию вуза и должностных лиц, вероятно, ректората. Как Вы к этому относитесь и, если станете ректором, какова будет обстановка с гласностью в университете?

Я сторонник обсуждений и принятия коллективных решений. Потому что не надо мнить себя умнее Папы Римского. Что касается "О" и "П": чем хорош бюрократ и чем плох - у него иногда ноги опережают голову. Те, кто вокруг ректора, просто оказали ему медвежью услугу. А он не отследил. Для меня университет - это синтез знания и свободы. Если мы хотим, чтобы наша страна развивалась, выпускники университета должны получать закваску свободомыслия, свободолюбия, это люди, которые должны понимать, что любой информационный предел, любой предел знания, это подвижная линейка. Я убеждён, что только люди, получившие такую подпитку, будут развивать страну через 10-20 лет. А если мы их "затюкаем": туда нельзя, сюда нельзя, - кому они нужны? Ещё нужно учитывать одну очень важную вещь. В условиях этих транзитных переходов нашей государственности за последние сто лет мы настолько разорвали свой генофонд, что нам сегодня буквально по клочкам нужно собирать. Знаете главный принцип развития генофонда? Это когда самый талантливый студент приходит и становится преподавателем, формирует сознание новых студентов, выращивает самых талантливых, эти таланты вновь уходят работать преподавателями. И таким образом всё талантливое и лучшее остаётся в университете с тем, чтобы быть базой репродукции. На протяжении многих последних лет у нас зачастую в аудиторию приходили преподаватели, которым нужен был престиж, из очень обеспеченных семей. Люди, которые в состоянии, получая копейки, комфортно жить, пользуясь имиджем преподавателя университета. А все те выпускники, которые были во многом талантливы, они не могли себе этого позволить, выбирали работу, которая бы, прежде всего, кормила. Поэтому в университеты приходили люди весьма посредственные. А когда посредственность приходит в аудиторию, она не поднимает ребятишек вверх, она их опускает до себя. Это самое страшное, что произошло за эти годы. Нам необходимо это преодолеть.

Полномочия действующего ректора Владимира Ивановича Струнина истекают в конце июня, почему выборы решено было провести в апреле, да ещё и в родительский день? Спешка необходима?

Вы уже меня вводите в фазу конспирологии. Я скажу, что полномочия ректора заканчиваются 22 июня. Почему выборы решено провести теперь? Если вы посмотрите план финансово-хозяйственной деятельности и напряжённость финансовых поступлений и ресурсов, я думаю, что федеральное Министерство пытается провести соответствующее мероприятие как можно быстрее.

Не могу не спросить, верите ли Вы в честные выборы, и есть ли в стенах ОмГУ хорошо известный Вам по предыдущим местам работы административный ресурс? Чувствуете ли Вы его давление и как оцениваете степень силы?

Очень важно в профессии, в той работе, которую ты делаешь, быть честным самому. Не надо бегать, подглядывать в замочные скважины: кто с кем... Я этого не делал и никогда делать не буду. Более того, во всех коллективах, которые я возглавлял, я всегда говорил, что я не люблю стукачей, не люблю, когда кляузничают друг на друга. Давайте будем вместе спорить, полемизировать, чтоб все выговорились. При таком подходе проще сохранить честь, лицо и отношения. А то, что касается административного ресурса, вы же понимаете, на протяжении 25 лет, по сути, одна и та же администрация руководит университетом. За исключением персонифицированных позиций первых лиц. Мне представляется, что ректорат (я тоже это понимаю и отношусь к этому спокойно) сделает всё, чтобы меня не избрали. Но… будем бороться. Мои идеи - это будущее. Их идеи - это прошлое.

Фото: "СуперОмск"

Читайте также