Инна Александровна, губернатор Виктор Назаров создает Главное управление внутренней политики (ГУВП). Новое ведомство скоро появится на базе оргкадрового управления, как считаете, займётся ли эта структура налаживанием контактов с региональными элитами, или в этом уже нет необходимости?
Сегодня на поверхности, мне кажется, лежит конфликт интересов между двумя группами региональных элит. Причем, обе политического, властвующего плана. К первой можно отнести людей, связанных с действующим губернатором и его первым заместителем. Второй блок - это та элита, которая уже сейчас выказывает свою оппозиционность более или менее открыто. Её возглавляет сенатор от Омской области Андрей Иванович Голушко. Противостояние этих блоков чувствуется и на федеральном, и на региональном уровне.
То есть остальные элиты у нас не конфликтуют?
Сейчас в нашем регионе в отношениях бизнес-элиты, силовиков и властвующих структур достигнута некоторая гармония. Все они смотрят в одну сторону. Можно даже говорить о взаимопонимании. Однако при этом протекают уже ставшие традиционными для нашей страны и региона процессы: бизнес-элита продолжает сращиваться с политической, элита принимает решения, исходя из интересов отдельных социальных групп, а иногда даже из интересов конкретных их представителей, а не всего сообщества в целом.
Получается, что внутренняя политика в регионе будет исчерпываться только лишь организацией "нужных" результатов на местных выборах, чтобы избежать тех провальных кампаний, которыми сегодня попрекают власть?
Леонид Полежаев в свое время достаточно жёстко контролировал все местные выборы. Но, на мой взгляд, в выборный процесс никто не имеет права вмешиваться. Выбор делают сами люди. Действительно, представители оппозиционных партий, выходцы из бизнеса всё чаще стали приходить к власти через выборный процесс, и это нормально. Проблема здесь не в том, что "Единая Россия" "отпустила вожжи". Просто имеет место некое разочарование в партии власти. Её функционеры повально доминируют везде на всех уровнях и ветвях власти и не дают продвинуться представителям других политических сил. А политическая конкуренция нужна обязательна. Таким образом, нормальная политическая конкуренция подменяется её искусственными формами. Конкуренция уже началась внутри самой "Единой России".
Это как? Сторонники Владимира Путина и Дмитрия Медведева спорят со сторонниками президента и председателя правительства?
Внутри "Единой России" существует четыре блока, которые и конкурируют между собой. Они говорят уже открыто о неких идеологических разногласиях. На самом же деле, это противоречия элитного плана. Властные полномочия стали делить внутри самой партии. Всё это влияет на электоральный процесс. Я не считаю, что в районах Омской области происходит что-то уникальное. Самая живая избирательная кампания сейчас проходит в Калачинском районе. Людям там есть из кого выбрать. Да, административный ресурс полностью за главу Калачинского городского поселения Фридриха Мецлера, но он давит не так сильно как раньше. И это несомненный плюс.
Получается, что всю важность внутренней политики Виктор Назаров понял только к концу второго года в кресле главы региона?
Внутренняя политика - это основная и главная политика внутри региона. Она во многом задает внешний облик области. Над созданием Главного управления внутренней политики бьются уже десять месяцев. Но пока нет самого управления и, главное, нет людей, которые бы в нём работали. Если мы посмотрим на опыт других регионов, где есть подобного рода управления, то они выполняют значимую миссию. Это своего рода связь между гражданским обществом, между общественностью, местными социальными группами и властью. На управление внутренней политики возлагается миссия по легитимизации решений, которые принимает Правительство в субъектах Федерации, их главная задача - мониторинг обратной связи с населением и изучение запросов к власти.
По-вашему, пул областных СМИ, который в последнее время лихорадит, уже не справляется с этими обязанностями?
Информационная политика - важная часть любой электоральной или лоббистской кампании. К сожалению, у нас люди не очень-то и интересуются политикой. Зачастую они просто принимают на веру то, что говорят журналисты. Получается, что на журналистское сообщество возложена та миссия, которую оно не должно выполнять. Журналисты не должны создавать ценности, они должны их транслировать. В медийном пространстве Омской области у государственных СМИ появилось много конкурентов. С одной стороны, это хорошо, а с другой - читатели остро ощущают на себе все переходы журналистов из одного СМИ в другое. Публика находится в диссонансе - привыкнув к манере и стилю журналиста, они не готовы сами обрабатывать информацию в случае его ухода. К тому же идет дележ рынка между издателями и владельцами телеканалов.
Сегодня много говорят о том, что Главное управление внутренней политики рискует стать очередным бесполезным ответвлением в структуре правительства, у Вас нет таких опасений?
Это управление нам нужно. Мы чувствуем, что его не хватает. При этом у нас есть ряд проблем, которые не решатся сами по себе. Например, недоверие к правительству и губернатору. Первая причина этого недоверия - отсутствие той легитимности, на которую народ прежде всего смотрит. Губернатора не выбирали. До назначения омичи ничего о нём и не знали. Почему же тогда они должны доверять Назарову и проводить в жизнь его решения?! Легитимизировать решения облправительства - вот ещё чем будет заниматься создаваемое управление.
Как можно охарактеризовать внутреннюю политику нынешнего облправительства?
Она невнятна. Произошла смена власти и политического курса. Ранее действовала авторитарная система, сейчас же мы видим другие тренды в управлении. Облправительство стало более открытым, были убраны некоторые иерархичные барьеры. Первое лицо стало доступнее и демонстрирует готовность советоваться с общественностью. Однако к смене политического курса сама общественность оказалась не готова. Сказался и кадровый голод. Новая команда не имела возможности сработаться - министры сменяли один другого. Очевидно, что нет общей линии и вектора развития. Сомневаюсь, что с созданием ГУВП внутренняя политика сразу же станет ясной и понятной. Не думаю, что это так легко сделать, но новая структура всё-таки будет вынуждена начать работать системно, а не от случая к случаю.
Возможно, что проблемы не в решениях губернатора, а в агрессивной среде вокруг него?
Среда вокруг него не агрессивная. Могу здесь говорить не голословно. Проведённое нами ноябрьское исследование по восприятию местным сообществом региональной элиты показывает, что люди ещё доверяют губернатору. Они готовы дать ему время для адаптации и исправления внутриполитического курса. Более того, считают его хорошим человеком, не испытывают явного отторжения. Другое дело, что Виктор Иванович не всегда знает, что происходит вокруг него. У губернатора формируется некая односторонняя связь. Он не в курсе, чего хочет общество и как оно к нему относится. Не знает, какие проблемы общество ставит на первый план, а с решением каких готово повременить. Назаров в некоторой степени многие решения принимает по наитию, что для губернатора недопустимо.
Облправительство живо реагирует на экспертные оценки, высказываемые в прессе. Только реакция эта странного свойства. Журналисты областного телеканала как-то попытались Вас высмеять по поводу одного из комментариев…
Сама я этот эфир не видела, но узнала о нём от журналистского сообщества. Видимо, речь в сюжете шла о моём комментарии относительного одного из рейтингов, в котором Омская область в последние полгода занимает последние места. Я сказала тогда, что губернатору пора бы задуматься и что-то начать делать. Несмотря на всю субъективность рейтингов, если область из раза в раз занимает низкие места шесть месяцев, это тревожный сигнал. В любом случае экспертное сообщество надо слушать по-другому. Эксперты могут быть полезны власти, поскольку знают те процессы, которые идут и снизу, и сверху. Политологи - не критиканы, не вредители власти, но и не слуги её. Мы, прежде всего, эксперты, которые проводят анализ политического поля с целью улучшения состояния гражданского общества.
Так может быть, стоило на должность руководителя блока внутренней политики пригласить политолога, а не депутата-единоросса?
Не уверена, что это нужно самим политологам. У внутреннего управления слишком много функций, которые связаны с деятельностью правоохранительных структур и служб безопасности, допуском к государственной тайне и информации различного уровня. Это не такая простая должность, как кажется. Согласна, что это кресло должен занять аналитик. Человек с управленческим опытом, который способен проводить мониторинги, делать прогнозы и давать оценки.
Отвечает ли, по-вашему, этим критериям назначенный губернатором Михаил Каракоз?
Не знаю Михаила Михайловича как аналитика. Он известен мне в большей степени как партийный функционер. Но по сравнению с другими кандидатурами, которые назывались в прессе, Каракоз - наиболее подходящая фигура. Кстати, его партийная принадлежность, на которой сейчас стараются сделать негативный акцент, убеждена, никак не повлияет на работу в должности начальника ГУВП. Такова общая тенденция у нас в стране, когда "Единая Россия" доминирует везде. И среди единороссов есть компетентные специалисты и управленцы. При назначении министров наш губернатор шёл и на более опасные эксперименты.
И всё-таки, если оперировать более примитивными категориями: назначение Михаила Каракоза - это хорошо или плохо?
И ни то, и ни другое. Посмотрим, как Михаил Михайлович распорядится теми ресурсами, которые у него есть. Речь идет о его интеллекте и организаторских способностях. Время покажет.
Верно ли назначение Михаила Каракоза называть аппаратной победой Александра Артёмова и, соответственно, поражением сенатора Игоря Зуги, человек из окружения которого (отставной полковник Иван Кролевец) пролетел "мимо кассы"?
Я не вижу здесь никакой конкуренции между Артёмовым и Зугой. Назначение Каракоза нельзя считать ни чьей-то победой, ни чьим-то поражением. Надеюсь, что это станет кадровой победой губернатора. Дай бог, чтобы он не ошибся в своём решении. Михаил Михайлович - достаточно самостоятельная фигура. С Артёмовым его связывает только общая партийная принадлежность и совместная деятельность в её региональном отделении.