Удовлетворены ли Вы тем, как при посредничестве Правительства Омской области идет урегулирование конфликтной ситуации между "Омскэлектро" и "МРСК Сибири"?
Ту активную позицию, которую заняло Правительство региона, намерение включиться в решение проблемы, я как депутат Горсовета и член совета директоров "Омскэлектро" только приветствую. Нужно было сделать это еще раньше, но и сейчас еще не поздно. Я сторонник вхождения Правительства региона в уставный капитал ОАО "Омскэлектро". На мой взгляд, участие региона здесь целесообразно с точки зрения развития территории. Очевидно, что в рамках реализации стратегии развития Омской области потребуются дополнительные электрические мощности, развитие кабельных линий, строительство новых подстанции, то есть развитие инфраструктуры. У региона сейчас есть на балансе некоторые активы электросетевого комплекса, может быть, их не так много, но, на мой взгляд, их роль недооценена. Это кабельная линия, связывающая две главные понижающие подстанции на левом берегу и на правом. Доля региона в уставном капитале "Омскэлектро" может быть различной.
Требование "МРСК Сибири" сохранить в своем обороте 890 миллионов рублей излишне полученной прибыли, на ваш взгляд, законно? На чьей стороне в этой ситуации должна выступить областная власть: жителей, ожидающих снижение тарифа, или топ-менеджеров МРСК?
На мой взгляд, данное условие вообще не может быть предметом торга. Позиция "МРСК Сибири" в некоторой степени вызывает удивление. Обычно ситуация складывается так, что власть не делает несколько предложений. На то она и власть. Либо условия, озвучиваемые властью приемлемы, либо нет, а создавать ситуацию, когда МРСК выставляет встречные требования и присутствует элемент торга, на мой взгляд, неуместно. Ну, а власть должна указать, что она в регионе есть, она работает.
Сейчас обсуждается проект бюджета Омска на 2014 и последующие годы. Какова роль "Омскэлектро" и других городских активов с точки зрения формирования доходной базы, каков вектор муниципальной политики? Зарабатывать на этих предприятиях, управляя ими, или продавая их?
Более важным вопросом является доступ к инфраструктуре. То есть, "Омскэлектро" – это один из инфраструктурных проектов, он объединяет электрические сети областного центра. Данный проект, как бизнес, не может быть высокорентабельным, но он важен городу с точки зрения развития города, поддержания надежной системы энергоснабжения. Поэтому с точки зрения стратегического направления город и регион должны максимально сохранять данный актив в своей собственности. Это важно и для улучшения инвестиционного климата в регионе и обеспечения взвешенного подхода к тарифообразованию. Одно дело, когда мы говорим о неких коммерческих структурах, у которых самой целью создания является извлечение прибыли. Другая ситуация, когда это является активом города и региона. Тогда и подход к тарифообразованию может быть более умеренный. Здесь важно обеспечить надежное энергоснабжение региона и города.
Официально стоимость активов "Омскэлектро" составляет 5,6 миллиардов рублей. Область готова поделиться кабельной линией через Иртыш, которая в момент строительства обошлась в 670 миллионов рублей, но за это требует, по слухам, от 25 до 50 процентов акций "Омскэлектро". Насколько это адекватно, и на каких условиях, на ваш взгляд, участие области здесь возможно?
На мой взгляд, адекватность здесь должны определить специалисты. Нужно определить круг того имущества, которое будет в этом случае передано в уставной капитал общества, его соразмерность и стоимость. Стратегически, мне кажется, не так важно, какова будет доля региона: 50, 60 или 25 процентов. Есть ограничения по минимальному участию региона в акционерных обществах. С точки зрения перспектив стабильной работы ОАО, возможности его развития, не важно, сколько процентов будет у области. Важно, чтобы регион вошел в уставной капитал. Более того, если мы посмотрим длинную перспективу, скажем, на пять лет, то создание такого акционерного общества и его деятельность в течение двух лет позволили бы, вероятно, инициировать процесс некой консолидации всего региона. Речь идет и об электрических сетях "МРСК Сибири". Может быть, не с точки зрения собственности на активы, а единого центра управления. То есть, в перспективе появится такая компания, созданная на базе "Омскэлектро" при определенном согласии крупнейших акционеров МРСК, которая могла бы получить в управление как сети "Омскэлектро", так и "Омскэнерго". В этом случае был бы получен определенный эффект: экономия на управленческих расходах, получение надежной схемы энергоснабжения (сегодня зачастую присутствует некое дублирование). Все это позволило бы развивать сети как единый целый организм в рамках региона.
Я правильно понимаю: Вы считаете, что необходима новая компания, которая бы объединила омские электросетевые предприятия?
Это могло бы быть некой стратегической перспективой. Насколько я знаю, сейчас этот вопрос не является предметом непосредственных договоренностей. Но с точки зрения среднесрочной перспективы это можно рассматривать. Дело в том, что данная деятельность осуществляется посредством регулирования тарифов. А регулятором у нас выступает Региональная энергетическая комиссия Омской области. Регион, как никто другой, знает, какие элементы электрической сети требуют развития, исходя из Стратегии развития. В этом плане единый электросетевой комплекс в рамках всей области, в том числе и с участием городских электрических сетей, - это та модель, к которой надо стремиться. Она бы позволила, повторюсь, избежать дублирования, принять несколько технологических решений, которые бы упростили и вопросы присоединения к сетям, и получение новой мощности, устранила бы внутриведомственную конкуренцию за "тарифный пирог". Все эти факторы могли бы способствовать сдерживанию тарифов.
Правительство правильно поступило, отклонив просьбу мэра о содействии в получении кредита на погашение долгов "Омскэлектро"?
Я не сторонник таких простых решений, которые принимает наш градоначальник. Ведь если проследить все его последние обращения, то можно увидеть, что они однотипные: "Дайте денег". На садики, капремонт и так далее. Но я как раз не вижу перспективы в подобных обращениях. Насколько я понимаю, регион сам работает с достаточно сложным бюджетом. И простое перекладывание проблемы на плечи "старшего брата" - не путь решения ситуации. Путь решения - пригласить регион к участию в ОАО. Это иное качество решения. Не как Паниковский: "Дай миллион", а как партнер, то есть, приглашать "старшего брата" с перспективой, может быть, получения единого центра управления электросетевым комплексом Омской области.
А кто, на Ваш взгляд, должен выступить инициатором создания такого комплекса?
Не важно, кто лавры инициатора потом получит. Важно, чтобы эта модель сложилась, чтобы проект именно таким образом сформировался. Впрочем, не стоит ждать приглашения. Есть советы, как вести себя на первом свидании. Так и здесь: не нужно скромничать, а сразу обозначить проблемы и предложить вариант решения. Может быть я ошибаюсь, но мне кажется, что наш мэр пока не очень рвется к партнерству с регионом. Но для бизнеса объединение усилий стало бы позитивным фактором. Предпринимателям зачастую сложно даже не только получить землю, но и доступ к инфраструктуре, то есть, получить справедливую цену подключения. Именно этот фактор недооценен, но является одним из важнейших для создания инвестиционного климата в городе и области.
Понятно. А если "Омскэлектро" все-таки не удастся договориться с "МРСК Сибири" о реструктуризации долгов?
Мэр снова будет вынужден брать на себя тяжесть решения каких-то оперативных задач, искать варианты. Можно будет посмотреть возможность поддержки каких-то муниципальных гарантий предприятия. Кроме того, менеджменту "Омскэлектро" нужно действовать поактивнее. Если ТГК-11 воспримет его как партнера, то надо брать в аренду открытые распределительные устройства. Хочешь мира - готовься к войне. Поэтому нужно просчитывать и худший вариант развития событий.