Галина Николаевна, Вы помните свой первый день в политике? Каким он был?
Первый день в политике был… неожиданным. Когда осенью 2006 года я впервые избиралась в Омский городской Совет, пошла к будущим избирателям. Признаюсь, их вопросы для меня были неожиданными и сложными. Знакомой (еще по работе в Пенсионном фонде) для меня была только сфера социальной защиты. А людей волновали коммунальные: вопросы отсутствия тепла, выбора управляющей компании. Поэтому мне пришлось расширить сферу интересов и все это изучать. А когда все-таки я стала депутатом, меня, прежде всего, охватила гордость за то, что поддержали люди. Ну и чувство большой ответственности. Сразу попала в комитет по вопросам местного самоуправления, и мне пришлось изучать законодательство в совершенно иных сферах.
Не было страха сюда заходить? Ведь говорят: "Политика – это грязно!".
Я почему-то не думала о том, что здесь придется заниматься интригами, изучать подводные течения. Для меня все было четко выстроено. Тем более работа в комитете мне как юристу оказалось близка. Основным было изучить новое, тщательно подготовиться к заседанию комитета, чтобы депутатам было понятно, какой вопрос мы обсуждаем. А уже потом на заседании ОГС я изучала всю папку, со всех комитетов, чтобы понимать, за какое решение я должна голосовать.
Среди конкурентных гендерных преимуществ у женщин называют гибкость, интуицию и умение плести интриги. Это все про Вас? Умеете?
Я, наверное, обладаю гибкостью. Я сторонник того, чтобы находить общий язык с любым собеседником, включая и жителя, который всем недоволен, и депутата, которого тоже многое не устраивает. В плетении интриг я слаба… Признаюсь, сразу поняла, что многие в этих вопросах могут обыграть меня. Но я все равно считаю, что в данном случае основную роль должна сыграть порядочность человека, с которым я вступаю в диалог.
Расскажите, что для Вас в людях неприемлемо, чего Вы не сможете никому и никогда простить, и были ли в Вашей жизни случаи, когда Вы мстили обидчику?
Прежде всего, я ценю порядочность и последовательность в действиях. Человек должен быть мне понятен, и наоборот. Если человек в глаза говорит одно, а поступает по-другому, то он для меня не уважаемый, и я постараюсь больше никогда не иметь с ним дела. Не думаю, что способна мстить. Я запомню это чисто эмоционально, как и любой другой человек. Но мстить умышленно не стану. Возможно, если мы не сошлись во взглядах, в какой-то другой обстановке я постараюсь еще раз поставить этот вопрос и уточнить, что имел ввиду человек, когда так поступал со мной.
Вы выросли в многодетной семье. У Вас было счастливое детство?
У меня было бесконечно счастливое детство, нас было в семье шестеро. У меня были простые родители: отец - пчеловод, мама работала в торговле. Во власти я встречаю многих людей, которые вышли из многодетной семьи. Характерно, что такая семья дает на всю оставшуюся жизнь заряд энергии и умение трудиться. Обязанности появлялись, как только мы начинали ходить. Все мы были помощниками пчеловода на пасеке, учились дымить и переносить укусы пчел. Поэтому сейчас "укусы", как вы говорите, куда менее болезненны. Учились очень много работать – сверх своих возможностей – пробиваться в жизни, достигать всего своим трудом.
Какие отметки были у Вас в школе, какие установки Вам давали Ваши родители, и что Вы перенесли в собственную семью и применяли уже в воспитании своих детей?
Так получилось, что мои родители не имели образования. Мама осталась сиротой в 12 лет и пошла работать няней, ее отец погиб на фронте. Мой папа был самым старшим в семье из десяти человек. Его отец умер перед войной, поэтому они тоже хлебнули горя. А установка у них была мудрая, они всегда говорили так: работу и супруга нужно выбирать самому. Поэтому, во-первых, они не препятствовали в выборе профессии. Во-вторых, не ставили какие-то препоны избраннику и не говорили, подходит он или нет. Вот это мудрость. А училась я по-разному. Село у нас было маленькое. Пять лет я вообще жила в интернате, была оторвана от семьи. Там мы на целую неделю были предоставлены себе. "Республика Шкид" – это чуть-чуть из моего детства, когда приходилось отстаивать собственные интересы, защищать себя и стоять за других. Наверное, это дало заряд. В этот несколько хулиганский период я училась слабо. Осознание того, что нужно учиться, и интерес к гуманитарным наукам пришли уже в старших классах. И тогда я уже целенаправленно пошла к своей цели. Преподаватель математики из городской школы с математическим уклоном на выпускном вечере сказала мне: "Галя, хорошо, что ты больше не будешь заниматься математикой". В Челябинском юридическом техникуме, куда я поступила первоначально, действительно легко училось, потому что там были гуманитарные науки.
Но все-таки хулиганили?
Да, безусловно (смеется).
Галина Николаевна, Вы в юности были влюбчивой или не очень? Как познакомились с будущим мужем?
Меня всегда считали очень строгой и боялись подойти, поэтому влюбчивой я не была. Всегда еще при знакомстве думала, смогу ли я с этим человеком прожить жизнь. И это меня останавливало от некоторых романов. Мой супруг Виктор Викторович, которого сейчас уже нет в живых, подкупил меня именно своей строгостью и серьезностью.
А какая Вы мама - строгая или не очень? На каких сказках и фильмах воспитывали своих детей?
Мне в жизни повезло - я встретила своего супруга. Как говорят, мне он первый понравился: очень высокого роста, строгий, немец по национальности, придерживался твердых убеждений. Он тоже был из многодетной семьи со своими традициями. Я пыталась где-то допустить послабление в воспитании детей, но супруг этого не допускал, и я с ним согласилась. Если один балует, а другой ругает, то цельного человека не вырастет. Наверное, как и все, мы делали больше ошибок на старшем ребенке, которого, возможно, излишне наказывали, призывали к порядку. На втором ребенке мы учли эти ошибки. Я думаю, что в семье должно быть как минимум два ребенка. Нужно не избаловать первого и потом воспитать в целом обоих. А сказки... "Тысяча и одна ночь". Любимые – про животных. Смотрели наши мультики, рисованные, четкие. Кстати, современным малышам они нравятся больше, чем непонятные существа, которые сегодня иногда двигаются по экрану.
Какие Ваши любимые фильмы, книги? Вообще есть сейчас время на чтение?
Люблю фильмы Эльдара Рязанова. Мне очень нравится экранизации Анатолия Иванова – "Вечный зов" и "Тени исчезают в полдень". Если показывают "Вокзал для двоих" или "Москва слезам не верит", всегда смотрю эти фильмы. Но и сегодня есть некоторые неплохие сериалы. Я не сторонник того, чтобы в выходные зацикливаться на работе, хотя смотрю новости, обязательно проглядываю газеты. Мне нравится, что мы переняли американский опыт очень хорошего конца в фильмах (смеется). Смотришь: интриги накручиваются, а кончается все хорошо. Из последних книг мне запомнилась Полина Дашкова, ее трилогия "Источник счастья". Мне это было безумно интересно: есть и элементы фантастики, и история современности открывается с совершенно новой стороны.
С детьми или с подругами Вы о политике разговариваете? Находите взаимопонимание: не получается так, что Вам про маникюр, а Вы про Горсовет?
Старший сын живет в сельской местности, младший – в городе. Последний настолько в теме, настолько его интересует моя жизнь, моя политическая деятельность в Горсовете, что по многим вопросам он для меня советчик. Со старшим сыном тоже советуюсь. Они меня видят со стороны, дают оценку как обычные жители Омска и области. Соседи, друзья и подруги встречают так же, дают свои оценки. Я воспринимаю все.
Когда Вячеслав Двораковский в связи с избранием мэром Омска покинул пост председателя Горсовета, Вы сами допускали для себя борьбу за кресла спикера, или Вам предложили, а Вы только согласились? Расскажите, как это было.
Я по натуре человек очень скромный. Поэтому должности депутата и председателя комитета Горсовета для меня казались очень ответственными, тем более что тогда я совмещала эти посты с работой в Пенсионном фонде. О должности спикера я совершенно не думала, и когда об этом еще до избрания Вячеслава Двораковского мэром Омска начали говорить мои бывшие коллеги, я воспринимала это как шутку. Задумываться об этом всерьез я начала немного позднее.
Вы находили общий язык с прежней властью, новое руководство и города и региона тоже к Вам явно благоволит. Как Вы думаете, почему? Раскройте собственный секрет успешных политических коммуникаций.
Я всегда считала, что эти две ветви власти не должны быть противниками. Администрация Омска и Городской Совет призваны решать одни и те же задачи. Есть единый Устав, где прописаны все эти обязанности. Возникало непонимание, когда обсуждался неподготовленный вопрос, либо Администрация не могла убедить в своей правоте. Депутаты иногда просто вставали на дыбы, иногда возвращали вопрос в мэрию. Считаю, что понимание, безусловно, должно быть ради той цели, на которую мы работаем. В предыдущем составе Горсовета было много представителей социальной сферы, и может быть, в каком-то смысле было комфортнее работать именно в том составе. Я была в социальном комитете, в комитете по вопросам местного самоуправления – они мне были ближе, меньше возникало непонимания. Но сегодня мне близки те посылы, с которыми в нынешнюю мэрию пришел наш бывший спикер Вячеслав Викторович. Нужно сделать, чтобы не было пробок на дорогах, чтобы транспорт работал нормально, чтобы город был ухоженным. Кому непонятны те задачи, которые ставятся?
Как отреагировали мужчины-депутаты на то, что спикером стала женщина? Проголосовали-то они, понятно, в русле решения партии, а вот в межличностных отношениях это как-то проявилось?
В жизни я поняла, что мужчины воспринимают болезненно, когда женщина становится "командиром". Так было всегда и так будет. Мужчина, по сути своей, должен быть первым. Я рассчитывала просто на понимание и поддержку. Проголосовали за меня далеко не сразу, были разные мнения. Могу только сказать, что общаясь с руководителями общественных организаций – Союза пенсионеров, Ветеранов боевых действий – более половины коллег из прежнего состава Горсовета поздравляют, считают, что я могу справиться. Надеюсь, я смогу оправдать доверие тех, кто за меня проголосовал, и обеспечить нормальную работу Омского городского Совета совместно с депутатами. У меня одной это не получится (улыбается).
Многие СМИ писали о том, что выбор пал на Вас, потому что Вы фигура абсолютно неконфликтная и управляемая. Якобы Вам не дадут действовать самостоятельно, а только по указке из высоких городских и областных кабинетов. Вас такая перспектива не пугает? Готовы ли Вы будете, что называется, показать власти зубы – если от Вашей позиции будет зависеть репутация ОГС как представительного органа?
Должна сказать, что многие несколько обманываются в отношении моей кандидатуры в целом. Я человек лояльный, могу выслушать, но все равно решения волей-неволей приходится принимать. Я благодарна за то, что какого-то такого влияния нет. Влияние оказывают депутаты, в том числе и из комитетов. Думаю, состав Омского городского Совета сейчас настолько силен, что не позволит спикеру поддаться какому-то влиянию. Я готова к этому, готова к диалогу. На последнем заседании обсуждали много вопросов, в том числе и выстраивание работы комитетов. Я специально за прошедшие дни побывала абсолютно на всех комитетах. Безусловно, командовать председателями и заместителями не собираюсь. Это люди взрослые, взвешивающие свои решения, ответственные. Мне важно выстроить действие самого аппарата, чтобы он функционировал четко: не затягивались до бесконечности вопросы, не вхолостую работали депутаты. В этом плане я буду проявлять жесткость. В конечном итоге, думаю, меня поймут, и мы внесем какие-то рамки в наш регламент. Я, например, не сторонник внезапных заседаний. Ведь аппарат должен еще подготовить это заседание, а какой-то из комитетов может лишиться возможности провести свою встречу в данный период. У нас много комитетов, а депутаты входят сразу в несколько из них. Надеюсь на то, что меня поймут.
Я об этом в свое время спрашивала избранного спикером Вячеслава Двораковского, теперь вот Вас. Каждая метла метет по-своему, с новым руководителем всегда приходят кадровые "чистки". Планируете ли перемены в аппарате ОГС, информационной службе?
За первые недели я познакомилась со всеми управлениями и отделами, которые здесь существуют. Выслушала их мнение: что мешает в работе, каких ждут перемен в кадровой политике, в том числе и в отношении конкретных персон. Для меня это очень важно. Не секрет, что, как и во всякой структуре, здесь есть случайные люди. Я не собираюсь своей собственной волей кого-то увольнять либо принимать по звонку "блатного". В Городском Совете людей немного, но хочу (и для меня это важно), чтобы они были при деле и выполняли свою работу добросовестно. Мне не нравится дисциплина, которая существует здесь сейчас. Некоторые, например, опаздывают. Тот скандал, что возник даже до моего прихода - размещение заказов, проведение комитетов и так далее, - сразу меня нацелил на основное: нужно подробно вникать в бухгалтерию, порядок размещения заказов, проведение аукционов, да и вообще должен быть план у каждого управления – на что требуются деньги. Ведь вкладывая такие средства, нужно получить отдачу. Результатом я считаю то, что у нас появился медиаплан, единодушно одобренный на комитете по регламенту. Меньше всего я хотела бы, чтобы освещалась личность председателя Горсовета. Для меня самое главное, чтобы было понятно, над какими вопросами работают депутаты в комитете, насколько детально рассматривают их. Если какие-то налоги повышаются, то почему. Об этом должны рассказать Администрация плюс депутаты. Тяжело ведь принимать решения, которые ведут к подорожанию жизни в целом. Хотелось бы видеть основания для таких решений изнутри.
Я как раз хотела затронуть "скандальную" тему - ситуацию с миллионами на освещение деятельности ОГС. Вы пресекли, конечно, кивки в Ваш адрес, но у меня вопрос в другом. Неужели омская пресса недостаточно уделяет внимания работе депутатов, решениям, принимаемым в этих стенах? Зачем поощрять карманную журналистику, ведь у самого Горсовета есть собственный сайт, и если уж на то пошло – возникла необходимость что-то разъяснить – можно взять на штатную основу пару журналистов, в обязанности которых входило бы доходчиво объяснять, популяризировать решения органа. И тогда вопрос уже не в миллионах, а в тысячах рублей.
Конечно, не исключается освещение нашей деятельности абсолютно бесплатно, мы это только приветствуем. Но я заметила, что чем скандальнее вопрос, тем больше прессы. Но нам хотелось бы, чтобы и "скучные" вопросы тоже освещались. Также мне хотелось бы, чтобы жители увидели работу каждого депутата. Поэтому мы сейчас обговариваем с информационным управлением, в каком режиме будем работать. Об одной из своих задумок я уже говорила: показывать работу комитетов. Депутатами обсуждалось, что вся отработка вопросов должна идти в комитетах, а на заседании Горсовета - приниматься уже конкретные решения. Я считаю, что вопросы из комитета должна освещать какая-то передача, а победить на конкурсной основе должна не "карманная" пресса, а профессиональная. Второй проект – трибуна каждому депутату. СМИ берут в разработку не всех депутатов, а только отдельных. Может случиться так, что будут освещаться только интересные темы либо деятельность тех депутатов, у которых есть возможность в тех или иных СМИ иметь трибуну.
Не могу Вас не спросить про ситуацию с Игорем Погребняком. Сейчас некоторые СМИ упорно пишут, что ликвидация возглавляемого им комитета по ЖКХ, транспорту и строительству - это ваша месть. Не могли бы Вы просто прояснить свою позицию?
Абсолютно никакой мести быть не может. Я ничего не имею против него. Сейчас человек находится на больничном. С одной стороны, считаю нетактично выносить на заседание Горсовета в его отсутствие вопрос о снятии с поста председателя комитета. С другой - комитет сегодня лихорадит: там 23 депутата, вопросов очень много. Еще весной поступали предложения о разделении комитетов, но мы решили ничего не ломать, а работать по старой схеме. И в итоге вопросы ЖКХ, благоустройства, строительства, землепользования, транспорта решаются в одном комитете. Я подсчитала: самое большое количество часов на решение вопросов тратится именно в этом комитете. Депутаты заседают по три-четыре часа. А разделение комитетов позволило бы им разделиться по интересам, участвовать в интересующей их теме более детально и не уставать так сильно на заседаниях. Но я согласилась с мнением депутатов, которые считают, что нужно подумать над названием, распределением вопросов. В принципе, депутаты не против, они уже созрели для этого. Разделение комитетов означает их формирование заново.
Любой руководитель, будь то начальник предприятия или органа власти, своими поступками вписывает себя в историю. Например, Константин Подосинников переселил депутатов в историческое здание городской Думы и начал сдавать в аренду площади на улице Ленина. Александра Цимбалиста часто ассоциируют с постановлением 306 п., с которого якобы началась едва ли не оптовая распродажа городского имущества. Сергей Алексеев, может и незаслуженно, стал символом политики соглашательства. Вячеслав Двораковский – единственный, не дотянувший до конца срока. Чем бы Вам хотелось запомниться омичам и самим депутатам? Запланировали ли Вы что-нибудь такое новаторское, чем бы выделились из числа других председателей?
Мне бы очень хотелось сделать, чтобы работа Омского городского Совета была понятна жителям. Мне очень запомнился торжественный прием, который прошел в минувшую пятницу, где мы награждали почетными грамотами и благодарственными письмами. Это было в замечательном зале, отреставрированном еще прежним составом Городского Совета. Сам этот зал настраивает на высокий лад. Люди, которые там были - ученые, педагоги, медицинские работники и даже простые рабочие, - не ставили вопрос о том, что деньги потрачены зря, что в этом зале их чествуют депутаты. Здесь проводятся экскурсии для школьников, также мы планируем организовать работу молодежного парламента, хотя (не могу не признать) она тоже затянулась. Мы хотели бы, чтобы людям было понятно, для чего нужны депутаты, каким образом они взаимодействуют с населением, а также сделать понятной работу Администрации и Омского городского Совета.