Наша ассоциация создана в апреле нынешнего года постановлением Губернатора Омской области. Нужна ли такая Ассоциация? Разумеется. Потому что на сегодняшний день накопилось много вопросов, на которые рядовой омич, собственник жилья ответить или затрудняется, или же вовсе не может. Перечень таких вопросов очень большой, и он значительно вырос, после того как муниципалитет сбросил с себя функции управления и надзора за жилищным фондом, организовав при этом управляющие компании, ТСЖ, КТОСы. Это не выход. Муниципалитет как управлял жилищным фондом, так и должен управлять им, на сегодняшний момент ничего другого не придумали. ФЗ № 123 от 04.06.2011 "О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательныйе акты" — тому подтверждение. Он обязал муниципалитет не устраняться от управления фондом.
Так если разбираться с жилищным фондом – прямая обязанность муниципалитета, зачем нужны Вы?
Ассоциация была создана потому, что народу некуда идти с жалобами, просьбами и претензиями, люди фактически наедине со своими проблемами. Мы, прежде всего, помогаем гражданам разобраться в вопросах предоставления услуг ресурсосодержащими компаниями. Тарифы, принимаемые городом, подчас не соответствуют действительности. Никто же не вдавался в то, в каком состоянии находятся теплосети, энергетика, какие теплопотери несет узел. Мы же пытаемся во всем этом разобраться. Некоторые управляющие компании уже начали прислушиваться к нашему мнению. По 185-му Федеральному закону наша Ассоциация включена в процесс ремонта жилого фонда. В нынешнем году организация попала в состав группы, которая осуществляет контроль капитального ремонта 18 зданий. Будем контролировать процесс ремонта, распределение тендеров, выделение средств. Также работаем с программами по выделению денег на ремонт и благоустройство придомовых территорий. Работа здесь продолжается, так как придомовые участки асфальтируются до 1 октября. На сегодняшний день мы уже приняли около 300 граждан. Мы ведем прием во вторник и четверг. В эти дни присутствуют юрист и экономист, которые предоставляют квалифицированную помощь. На месте считаем, насколько управляющая компания завысила тариф, что она утаивает. В общем, главные вопросы — именно тарифы, которые управляющая компания, как правило, завышает и берет за предоставление своих услуг 30-40%. Мы проводили ряд проверок, обращались в управляющие компании, которые предоставляют подробную информацию о тарифах. Они просто рисуют затратную часть на несуществующую объемы: ремонт, благоустройство и прочее.
Вы принимаете участие в судебных разбирательствах, помогаете собственникам жилья отстаивать интересы в зале суда?
Да. На данный период мы приняли участие в 5 уголовных делах. Три из них отыграли, два в процессе. Одно из дел рассматривалось в Тюменском арбитражном суде. Несколько домов хотели выйти из УК «ПИК комфорт», организовав свое ТСЖ. Управляющая компания была категорически против, все это вылилось в конфликт с жильцами. УК не отдавала техническую документацию. Пять домов сданы в эксплуатацию, а сети не оформлены, в домах просто нет газоснабжения. Договоров с ВДГО не существует, «Горгаз» не принял дом и поэтому не может заключить договор на поставку газа. Мы докладывали об этой ситуации в Минстрой. Также проблема заключается в том, что земля под этими домами не оформлена, хотя город обязан данный участок оформить. И хотя господин Хилько постановление о вводе сооружения подписал, вопрос этот по сей день не решен. Люди третий год живут без газа. Они даже обратились в компанию «Омскэлектро» с предложением подключения электроплит. Но это очень проблематично, потому что дом рассчитан именно на использование газа. Мы разрабатываем и другие обращения граждан. Главная проблема заключается в том, что не можем найти взаимопонимания с городом. Например, с 18 июня действует 123-е постановление, по которому муниципалитеты в течение 5 дней обязаны рассмотреть заявление граждан и в течение 15 рабочих дней выехать на место, оказать содействие. Глава администрации Кировского округа пишет нам в ответ: мы не имеем права воздействовать на управляющую компанию, и ссылается на постановление главы муниципального округа города. Для нас это было удивительно: неужели органы исполнительной власти не читают законодательство, раз ссылаются на постановление, которое не имеет под собой никакую силу, минуя федеральное постановление, которое гласит, что органы муниципальной власти обязаны принимать решения и участвовать в управлении жилым фондом. Некоторые неохотно идут на решение вопросов, которые появляются в округах. Управляющие компании «крышуются» городскими чиновниками, правоохранительными органами. Это очень доходный бизнес, который не требует капитальных вложений и приносит немалую прибыль. Это одно из основных направлений работы нашей Ассоциации. Созданная нами финансовая группа рассматривает жалобы граждан. По каждому заявлению мы обязательно выезжаем на место, разбираемся в ситуации, и если наших полномочий не хватает, мы доводим до сведения правоохранительных органов или глав муниципальных образований. Также обращаемся в Минстрой, к местным депутатам, чтобы сдвинуть с мертвой точки решение проблемы.
По таким конфликтам уже есть изменения?
Против суда сложно что-то предпринять. Если решение не исполняется, то постановление передается судебным приставам, которые принимаются за работу. Посмотрим, как это будет работать. Хотя многие противятся: управляющая компания, например, может держать техническую документацию. А без этого крайне проблематично заключить договор с ресурсосодержащими компаниями. Поэтому нам приходится различными путями договариваться.
Какие еще вопросы поднимаются гражданами при обращении в вашу организацию? Неужели только тарифы?
Самый основной вопрос - завышенные тарифы. Управляющие компании никак не хотят идти на контакт с жильцами. Жильцы, в свою очередь, неорганизованны. Никто не интересуется, какова, например, себестоимость поставляемой теплоэнергии, пока не найдется какой-нибудь энергичный человек, который поднимет этот вопрос. Ряд домов выходит из управляющих компаний именно из-за завышенных тарифов, создают собственное товарищество собственников жилья. Федеральное законодательство предусмотрело возможность создания Совета дома, который может реагировать на тарифы. И управляющая компания обязана по истечении года отчитаться перед собственниками жилья, принять на очном или заочном голосовании тариф — это все прописано в нормативных документах, уставах. Но граждане, как правило, подходят к этому вопросу спустя рукава, и когда эта проблема впоследствии возникает, УК не идет на контакт. У компаний есть юристы и экономисты, которые могут грамотно составить договорные отношения с собственниками жилья, заранее ставя последних в проигрышное положение. Обязательно в договоре будет заковырка, работающая против жильцов. Мы так проиграли два суда — условия договора для собственников жилья были просто кабальными. Нужно обязательно вникать в то, что прописывает управляющая компания в договоре. Наша финансовая группа разработала программу по предоставлению более детальной расшифровки услуг собственникам жилья. Общее собрание жильцов должно заранее решить вопросы о распределении средств. Ведь выделенные деньги не могут лежать мертвым грузом — нужна целевая программа. Например, эти средства могут пойти на ремонт другого дома, но под определенный процент, то есть приумножиться. Собственники жилья должны вникать в управление своим жильем. Это вопрос не одного дня. Тем более что муниципалитет не хочет передавать жилой фонд в руки собственников. Жилье должно содержаться в нормальном состоянии, а муниципалитет не желает этого делать.
Расскажите немного о структуре Ассоциации. Хватает ли вам сил, имеется в виду кадровых?
В структуру Ассоциации входит председатель совета — это я. Должность исполнительного директора занимает Константин Бородоенко. В Совет при Ассоциации входит 17 человек, они решают наиболее важные вопросы. Сейчас планируем создание координационного совета, куда войдут представители управляющих и ресурсосодержащих компаний, муниципалитета. Разрабатывается схема рычагов воздействия на нерадивых управленцев. Мы не хотим мириться с тем, что данная прерогатива отдана органам муниципалитета, так как решения могут выноситься в пользу управляющих компаний, приближенным к определенным людям. В Омске есть нормальные управляющие компании, которые хорошо работают, получают прибыль, содержат жилой фонд. Они созданы молодыми, но уже опытными людьми. ТСЖ — прекрасная форма управления домом, но только одним. Мы региональная ассоциация, поэтому пытаемся объединить все ТСЖ. Не всегда собственник хорошо подкован в управлении, тут нужен и юрист, и экономист. Вопросов очень много, поэтому мы выстраиваем отношения с муниципальными властями. Но хоть мы все проживаем в одном городе, понимания пока нет.
В нынешних условиях, если даже специалисты сталкиваются с подчас неразрешимыми ситуациями, действительно жильцам нужно быть более активными, интересоваться управлением своим домом?
Конечно. Каждая управляющая компания преследует цель — получение выгоды. А откуда она ее получит? Только с нас с вами! Никто из председателей существующих управляющих компаний не вложил в них личных средств. Мы их содержим. Это бизнес. Многие это понимают и стремятся на этот рынок. Мы с вами должны позаботиться о содержании жилищного фонда. 185 ФЗ, продленный до 2013 года, предполагает выделение федеральных средств на содержание жилья. Не будет его — откуда будем черпать деньги? Только собственные средства. Мы должны поставить точку в том, кому принадлежит жилой фонд. Нужно прийти к разработке схемы управления и содержания всего жилого фонда, его финансирования. А на сегодняшний день мы видим только разброд и шатания. Шаг за шагом мы решаем эти вопросы, но в целом должен быть закон по управлению жильем. Рано или поздно Правительство снимет с себя эти функции. Тогда будет создан Федеральный жилищный фонд, а затем и региональный, в котором и будут храниться средства. Мы же страхуем себя, свою жизнь, здоровье. По такому же принципу будет застрахована наша собственность, за счет чего и будет содержаться жилой фонд. Думаю, рано или поздно именно такая схема будет разработана. Это дело времени, но мы к ней придем.