В ВТТА переродилась ВТТВ - выставка высоких технологий и техники, в которой изначально освоению Арктики не уделялось особого внимания. Выставка была в основном военной, но спустя время в правительстве Омской области решили, что регион может получить неплохой толчок к развитию, если подключится к освоению севера. А если не удастся подключиться, то заработать себе политические очки на этой теме уж точно получится. Сегодня, кстати, среди посетителей прозвучало мнение, что от перестановки букв в названии результат не меняется. Непонятно, правда, какой результат имел в виду человек чиновничьей наружности, произнёсший эти слова, - плохой или хороший.
На выставке были представлены технические достижения многих омских предприятий. Присутствовали и компании из других регионов Сибирского Федерального округа. В частности, Новосибирская область представила целую цепочку предприятий, "заточенных" под освоение Арктики. Именно представителю этого региона решил озвучить свою мысль по поводу производства оборудования для освоения севера полномочный представитель Президента России в Сибирском Федеральном округе Николай Рогожкин.
- Скажите пожалуйста, из того спектра техники, представленного вами, что сегодня реально уже работает и пользуется спросом, а что, на ваш взгляд, будет пользоваться спросом? - поинтересовался полпред.
- Академия медицины работает, я думаю, что их исследования будут востребованы. Уже дают свои предложения, - начал рассказывать руководитель новосибирского областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства Сергей Иванов.
- Только дают? Ну вот я пришёл в Арктику, мне нужна медицина, энергия и так далее. Есть такой заказ у вас на сегодня? - продолжил Николай Рогожкин.
- Не могу пока сказать. Я думаю, что заказ точно будет. Мы ведь только начали осваивать Арктику, - ответил представитель Новосибирска.
- Ну почему же? Мы в Арктике уже давно живём, и проблема фундаментов на вечной мерзлоте существует. Выставка должна с чего начинаться? Например, я иду осваивать Арктику, принял решение, что мне это надо. Я составил какую-то дорожную карту, мне нужно это, это и это. Я об этом объявляю. Потом собираются люди из науки, прогоняют это всё через свои мозги, а потом подыскиваются предприятия, которые всё это могут разработать. И моя хотелка претворяется в жизнь. А когда мы сначала, не находясь в Арктике, придумываем, что наши разработки, может быть, потребуются… А вдруг не потребуются? Все эти программы, бумаги, круглые столы… А хотелось бы, чтоб был какой-то выхлоп, - закончил полемику полномочный представитель Президента в СФО.
Эту мысль Николай Рогожкин впоследствии озвучит и на выездном заседании президиума экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации. И все чиновники, организовавшие сегодня омскую выставку, одобрительно кивнут. А в зале, где представлены достижения сибирских предприятий, компании будут пытаться найти клиентов, с которыми можно заключить договоры на поставку своей продукции. К слову, омским предприятиям и правда есть, что предложить полярникам. Например, ООО "Прогресс-транс" представило уникальное судно на воздушной подушке "Корсар".
- Машина собирается в Омске, - рассказал директор предприятия Иван Баша. - Это полностью наша разработка - от первого болта до последнего. Сборка одной машины с нуля занимает два-три месяца. Грузоподъёмность маленькой машины 400 килограммов, но у нас есть и версия десятиместная, которая может перевозить до 1,2 тонны. Особенность нашей разработки в конструкции юбки, мы сумели добиться большей вездеходности. Также мы увеличили мощность двигателя. Будем надеяться, что эта выставка принесёт нам пользу.
Предприятие "Омскнефтехимпроект", которое разрабатывает для компании "Газпром нефть шельф" документацию по техническому перевооружению морской ледостойкой платформы, тем временем уже отправляет омичей на работу в Арктику.
- Сама по себе платформа, для которой мы разрабатываем документацию, является уникальным сооружением - это единственный объект, который сейчас ведёт добычу на арктическом шельфе Российской Федерации. Наши специалисты работают на платформе, выполняются работы по техническому перевооружению платформы. Из Омска отправляются группами по десять человек. Они занимаются сбором исходных данных и выполнением рабочих чертежей, - сообщил главный инженер проекта "Омскнефтехимпроекта" Вячеслав Ровенский.
Представили свои разработки и омские вузы. "Омск Здесь", например, заинтересовала воздухоопорная конструкция, созданная специалистами Сибирской автомобильно-дорожной академии.
- Создавалось всё на кафедре строительных конструкций под руководством Макеева Сергея Александровича и Павла Алексеевича Самосудова. Мы представляем воздухоопорную конструкцию. Есть здания из кирпичей и бетона, а мы предлагаем использовать ткань, которую можно привезти в Арктику в сумке и быстро смонтировать. Энергию можно получить из обычного двигателя внутреннего сгорания. Внутреннее давление внутри купола сопоставимо с высотой 11 этажа, многие даже не почувствуют разницы. Также эта конструкция может исполнять роль крана или транспортного средства. Для того чтобы поднять человека массой 85 килограммов, нужна платформа диаметром восемь метров, - рассказал аспирант СибАДИ Сергей Милорадов.
Однако, несмотря на все достижения, разработки и новации российских предприятий, большая часть оборудования, используемого для освоения Арктики, пока ещё поставляется из-за рубежа. Вот именно над импортозамещением и призвал работать полномочный представитель Президента в СФО Николай Рогожкин в ходе выступления на выездном заседании президиума экспертного совета по Арктике и Антарктике. "Для освоения Арктики нужно высокотехнологичное оборудование. Есть ли оно у нас? В состоянии ли мы его произвести? Или опять сядем на импортные компоненты и будем зависеть от кого-то? Сегодня, заглядывая в будущее, надо провести ревизию того, что мы можем, и определиться, что нам для этого нужно", - подытожил полпред.
Фото: Илья Петров