Радион Букаев и Светлана Баженова
Так история, напоминавшая сначала, по словам Баженовой, "японские мультики", обросла "шерстяной" метафорой о том, что мысли о бывших, как преступники - всегда возвращаются на место преступления. И сколько бы раз вы ни начинали новую жизнь, ни отпускали, ни слушали своих друзей, которые "всё понимают, но…", шрам на сердце, оставленным им или ею, на то и шрам - по волшебству не испаряется и нагло о себе напоминает.
Главную роль в постановке исполняет Вероника Крымских. Её героиня - Маша, "учителка" (как она себя называет) русского языка и литературы. Был у неё парень Никита. Он погиб - его задрал медведь. А теперь на её балконе заперся большой бурый мишка, ворвавшийся в квартиру через входную дверь.
- Сначала я просто учила текст, не подтягивая под историю какие-то свои жизненные ситуации и обстоятельства. А потом, конечно же, у меня сложилась своя история. У каждой девушки в жизни есть какой-то "медведь". У меня он тоже есть. И когда я соотнесла (реальную жизнь и сюжет постановки - прим. ред.), то я больше не могла просто так учить слова. Мне пришлось всё-таки самой воссоздать в спектакле ленту событий своей жизни, - рассказала Вероника Крымских.
В службе спасения Машу приняли за полоумную: медведи в квартирах не водятся и сами себя туда добровольно не доставляют. Подруга посоветовала вызвать не спасателей, а наркологическую клинику, ибо у девушки явно крыша поехала, раз она с медведями разговаривает. Но что же делать, если ситуация бредовая, а страх настоящий?
Страх - о нём Маша уже давно забыла. После гибели Никиты она перестала закрывать входную дверь, оглядываться по сторонам, когда переходит дорогу, и уже год мысленно призывает большой самосвал, который наконец-то её раздавит. И, казалось бы, раньше она так спокойно жила без этого Никиты, а тут он пришёл, сделал её счастливой на время (негодяй такой), а потом так подставил. "Взял и умер" - иронизирует главная героиня.
И вот смотрит Маша на этого большого медведя, что лижет ветер и… плачет, и неожиданно для себя начинает с ним откровенничать, ведь он точно может её понять. И постепенно Маша выносит на свет всю ту боль, что копилась в ней на протяжении долгого времени. И всю пустоту, от которой она старалась спрятаться за работой, улыбками и знакомствами не с теми мужчинами. И то горе, которое целый год взывало к девушке, чтобы она прожила его, вырывается наружу. Оно с головой накрывает не только главную героиню и её воображаемого бурого друга, но и зрителя. И впервые за долгое время Маша позволяет себе невероятную роскошь - слёзы.
- Для меня медведь - это некий символ, его можно назвать откровением. "Медведь" может быть абсолютно разным, он может к людям приходить абсолютно по-разному, . Но это то, что их не покидает, это символ, который сидит в них. Тут миллион трактовок, и я думаю, что многие зрители по-разному считали своего "медведя", - уверен актёр Дмитрий Исаенко, который в спектакле выступил не только в роли "закадрового" рассказчика, но и самого всеядного лесного обитателя.
А медведь просто слушал Машу, сочувственно рыча. Не осуждал, не учил, как подружки, что спешат дать тебе миллион своих советов о том, как тебе справится с разбитым сердцем. "Да забей, забей, да просто забей!", - точно трикстер пародирует главная героиня одну из своих подруг. Так Маша в исполнении Вероники Крымских получила редкую возможность избавиться от всего этого напускного "понимания", за которым прячется равнодушие, и просто услышать саму себя.
Так кто же такой медведь - реальный зверь? Для кого-то из зрителей это память, мысль о том, кто тебя покинул. Для других - открытие, что никаких бывших не бывает, а забыть свою прошлую любовь - всё равно, что отказаться от части самого себя. В сущности, может быть, это и не важно, как из вашей жизни ушёл тот, кого вы искренне любили, если после него на душе осталось выжженное поле.
- Эта женщина была "больна", настолько она была заблокирована, что ей было нужно что-то из ряда вон, чтобы она наконец-то стала говорить. Потому что самое сложное в моноспектаклях - оправдать, почему человек начинает ни с того ни с сего что-то говорить, - прокомментировала драматург Светлана Баженова.
Глубокий психологизм Баженова сочетает не только с чёрным юмором, но и с бытовыми панчами - все это ещё больше добивает и уже зарёванных зрителей. Ведь в жизни так и бывает: как бы плохо тебе ни было, повод похихикать найдётся всегда. Пусть даже предмет смеха - посттравматический синдром. Так история, которая должна была ставить в тупик своей абсурдностью, находит отклик в каждом.
- Хорошо, если у кого-то не было таких "медведей". Очень здорово. Рада за них, - смеётся Вероника Крымских.
К сожалению, почти у каждого есть свой "медведь" (или свой Никита), после которого мир уже никогда не будет для вас прежним. Но как объяснить родителям и друзьям, что новой жизни не будет? У нас есть шанс написать свою историю только один раз и каждая глава в ней на вес золота. Маша понимает это тогда, когда спасатели уже ломятся к ней. Она обнимает медведя и слёзно обещает ему, что никогда и никому его не отдаст. Ведь он - это её воспоминания, о невзгодах и счастье, которые она разделила с возлюбленным. Медведь - это скорбь, отчаяние и любовь, которую не каждому в жизни повезёт испытать.
- Какая разница, начала она новую жизнь в финале или нет? Это не важно. Важно, что я люблю всё, что со мной произошло, я люблю всю свою историю, я принимаю её, и боль, и всё счастье. Это всё теперь моё, и я никому его не отдам. И мы сейчас в этой квартире запрёмся, и я буду за своё воевать, - говорит о финале спектакля Светлана Баженова.
"и медведь" от "Пятого театра" - это не мотивационный ролик. Скорее, напоминание: то, что уже случилось, по зависящим или независящим от вас причинам, уже не исправить. Но можно научиться жить с тем, каким это прошлое вас сделало. И полюбить его.
Фото: Анна Шестакова