В Центре "Эрмитаж-Сибирь" на ул. Музейной открылась выставка "Импрессионисты в Сибири" (6+). До 8 февраля есть возможность увидеть 30 авторов и столько же полотен, запечатлевших Венецию и Париж второй половины XIX - начала XX века, когда художники стали писать "под впечатлением" (impressionné), ставя эмоциональную составляющую, мимолётность момента выше остального.
- В Омске есть большой запрос на культуру и большой ценз. В Сибири вообще очень подготовленная публика. Могу даже сказать, что в столицах в меньшей степени, как ни странно, знают искусство, разбираются в нём. Не так просто сделать для Омска, для Сибири выставку, потому что ты понимаешь, что можешь проиграть. Схалтурить не получится. Пушкинский музей, конечно, никогда не делает халтуру, но чувствуется, что планка в Сибири высока, - рассказала директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Ольга Галактионова.
Ольга Галактионова на фоне редкой картины Диего Риверы (супруг Фриды Кало), написанной в технике пуантилизма
Помимо Омска, до конца 2026 года импрессионистов увидят Новосибирск, Кемерово, Абакан, Красноярск и Иркутск (есть повод спланировать небольшой отпуск вслед за шедеврами). Из постоянной экспозиции в Москве отобраны два комплекта произведений, по одному на три города, чтобы обеспечить их сохранность, сбалансированность нагрузки на шедевры, связанные с их упаковкой и транспортировкой. По словам Ольги Галактионовой, "никогда ещё импрессионисты не выезжали из Пушкинского музея так надолго, так далеко и в таком количестве".
- Первая выставка из собраний Пушкинского музея состоялась у нас в далёком 1966 году, практически 60 лет назад, - добавила директор Омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля Фарида Буреева. - За советский период, как мы посмотрели архивные документы, три проекта были показаны в Омске. В наше новейшее время последний проект был в 2014 году. Это была выставка одного произведения - "Солнце над Парижем" Альбера Марке. Теперь мы становимся свидетелями триумфального возвращения Пушкинского музея в Сибирь.
Фарида Буреева
Выставка готовилась совместно с Государственным музейно-выставочным центром "РОСИЗО", который обеспечил художественное и архитектурное воплощение, омский музей им. М. А. Врубеля получил проект под ключ, предоставив площадку. Как отметил глава организации Иван Лыкошин, "хотелось сделать выставку по-настоящему столичного масштаба и качества, чтобы в каждом из принимающих музеев она сохранила свой уровень и статус".
- Я не сторонник того, чтобы чахнуть над златом, - подчеркнула Ольга Галактионова. - Это национальное достояние, музейные фонды Российской Федерации. Очень важно их показывать в регионах, чтобы они были доступны, ведь не всем по силам ехать в Москву или Петербург. А там тем временем успеют соскучиться по нашим импрессионистам. Думаю, это не последний проект Пушкинского музея в Сибири.
"Улица Мон-Сени на Монмартре" Мориса Утрилло, "Купальщицы" Андре Феликса Роберти, "Стога", приписываемые Жану-Франсуа Милле
Знакомимся ближе
Как и в Москве, экспозиция выстроена по принципу рассказа о зарождении импрессионизма, его расцвете и последующем влиянии на другие течения в мировом искусстве. Строго говоря, временные рамки импрессионизма принято определять датами первой (1874 год) и последней (1886 год) выставок. В сущности, это одно десятилетие. Но переход от одной культурной эпохи к другой сопровождался фундаментальным сдвигом. Художники отказались от привычных тем академической школы и возвышенных образов романтизма. Картина превратилась в отражение субъективно воспринятого мотива, фиксацию впечатления от увиденного.
- Это самое популярное направление в искусстве, наверное, всех времён и народов. С импрессионистов берёт отсчёт то, что и в мировой, и в отечественной традиции принято называть новым искусством, - пояснил ведущий научный сотрудник отдела нового западного искусства музея им. А. С. Пушкина Алексей Петухов. - Почему оно новое? Не только потому, что импрессионисты смотрят на мир чистыми глазами, не пользуются тёмными цветами, ловят ускользающий момент и воссоздают единую световоздушную среду. Импрессионисты - это художники, которые боролись за признание и завоевали его. Те, кто из обидной клички "впечатленцев", брошенной им как упрёк, как издевательство, сотворили успех. Исключительно поучительный пример, который вдохновляет на то, чтобы верить в себя. И, собственно, мы сами смотрим на мир глазами импрессионистов, даже сами того не ощущая.
"Утро в Венеции" Камиля Коро
Зал открывается работами Камиля Коро, Гюстава Курбе и представителей Барбизонской школы (от названия поселения Барбизон в лесу Фонтенбло под Парижем. С ним будто перекликается сам дизайн выставки, погружая зрителя в зелёный сумрак). В середине XIX века они заложили основы реалистического пейзажа и пленэрной живописи, первыми стали уделять внимание передаче эффектов световоздушной среды. В этом русле возник собственно импрессионизм.
Его принципы обрели зрелую форму в творчестве Альфреда Сислея и Камиля Писсарро, "классических импрессионистов". С помощью чистых красок и пульсирующих мазков они стремились передать изменчивость природы, запечатлеть мимолётное ощущение. Несмотря на кажущуюся эскизность работ Сислея, его пейзажи тщательно скомпонованы. Художник многократно писал одни и те же места в разное время года. Это позволяло не просто запечатлеть случайный вид, а исследовать жизнь ландшафта в потоке времени, как в случае с "Опушкой леса в Фонтенбло".
Фрагмент картины "Опушка леса в Фонтенбло" Альфреда Сислея
"Осеннее утро в Эраньи" Писсарро, который, к слову, был единственным участником всех выставок импрессионистов, относится к заключительному этапу творчества мастера, когда он после увлечения пуантилизмом (от point - точка) вернулся к более свободной импрессионистической манере, а отчасти сохраняющийся точечный мазок позволял моделировать воздушную среду картины.
Жан-Франсуа Рафаэлли приобрёл известность прежде всего как мастер городского пейзажа. Его обращение к видам Парижа произошло под влиянием Камиля Писсарро и Эдгара Дега. Но в качестве натуры Рафаэлли предпочитал изнанку столицы. Так, главную роль в картине "Собор Нотр-Дам в Париже" играет не он. Панорама на доминанту (во многих смыслах) открывается со стороны набережной де ла Турнель. Архиепископский мост, заполненный богатыми каретами, отодвигает собор на задний план, а на переднем - повседневная жизнь с гужевыми повозками и простыми парижанами.
Фрагмент картины "Собор Нотр-Дам в Париже" Жана-Франсуа Рафаэлли
С ними спорил, как выразился искусствовед, Поль Сезанн, шагнувший дальше задач течения и создавший свой особый метод, основанный на переосмыслении объёмов и конструировании материального мира. Он не сверялся с законами перспективы, но добивался гармонии масс при построении планов. "Дорога в Понтуазе" создана под впечатлением от пейзажа, написанного Писсарро в период их совместной работы на натуре. Под его же влиянием Сезанн высветляет палитру, краски становятся более сочными, но в отличие от импрессионистов, с которыми всё же выставлялся, он не стремился уловить преходящие световые и атмосферные эффекты, а предлагал зрителю нечто более устойчивое и фундаментальное.
Пьера Боннара называют последним импрессионистом в искусстве XX века, заметил Алексей Петухов. Художник даже поселился рядом с Клодом Моне, чтобы вдохновляться диалогом с его творчеством. В Омске выставлено его полотно "Сена в Вернонне", написанное неподалёку от Живерни, где жил Моне.
"Дорога в Понтуазе" Поля Сезанна, "Сена в Вернонне" Пьера Боннара, "Хижина в лесу" Луи Вальта́
Последовательно расположенные полотна Луи Вальта́, Фернана Леже, Антри Матисса, упомянутого выше Альбера Марке показывают, как открытия импрессионистов были переосмыслены. Цветовые контрасты в сочетании с обобщёнными формами сближают манеру Фернана Леже, кубиста и абстракциониста, с эстетикой и монументально-декоративным искусством. В "Композиции с птицами", живописном этюде к более масштабному замыслу "Город с птицами", художник достиг особой выразительности разнонаправленными ритмами, механистичность движения доведена до крайности - отражение индустриальной эпохи, образ которой занимал центральное место в творчестве мастера.
"Булонский лес" Матисса, одного из основоположников фовизма (от фр. les fauves - дикие), - его ранняя работа, относится к периоду творческих исканий мастера, где он синтезировал и суммировал наследие Барбизонской школы с конструированием пространства и объёма, свойственным Сезанну. Позднее, во время поездки в Россию в 1911 году, сам Матисс описал пейзаж "как бы этюдом": "Я отдавал себе отчёт в красках, искал настоящих тонов. А затем, выбирая из них главные, обобщая и упрощая их, переходил к своим характерным картинам".
"Пейзаж с домами" Андре Лота, "Композиция с птицами" Фернана Леже, "Булонский лес" Анри Матисса, "Собор Парижской Богоматери. Снег. Зима" Альбера Марке
Тогда же близкий друг Матисса Альбер Марке (и потому на выставке они тоже соседствуют) начал писать крупными красочными плоскостями. Однако, ставя перед собой сходные с фовистами колористические задачи, художник оставался в стороне от них и вскоре перешёл к более сдержанной тональности и умеренному цвету. Он брал неожиданные ракурсы, смело кадрировал работу - уроки импрессионизма, сохраняя традиционную перспективу. В Омск привезён его "Собор Парижской Богоматери. Снег. Зима", написанный из окон мастерской на набережной Сен-Мишель. Пейзаж решён в технике, близкой к гризайли (от фр. gris - серый) - длинные лёгкие мазки в градациях одного цвета. В этой работе некоторые гости выставки узнавали атмосферу самого Омска. Из других наблюдений: как у Кацусики Хокусая есть 36 видов Фудзи, так Нотр-Дам-де-Пари угадывается на многих полотнах французских авторов.
- Эта выставка показывает, как многие художники, вдохновляясь импрессионизмом, находили в нём пополнение своей творческой энергии, поддержку и шли дальше. Собственно, каждый посетитель выставки может вполне ощутить себя творческой личностью и найти в импрессионизме свой индивидуальный опыт, свою индивидуальную гармонию, - добавил Алексей Петухов.
Напомним, что в 2023 году музей принимал французское искусство разных жанров из коллекции петербургского Эрмитажа.
Фото: Елизавета Медведева
- Поделиться:
-
-
-
-
-
- RSS