Джакомо Казанова - авантюрист, известный своими любовными приключениями. Он провёл свою жизнь в странствиях по Европе, оставляя за собой след из интриг и романтических увлечений. Он посещал Россию и имел честь встретиться с Екатериной II, одной из самых влиятельных и выдающихся женщин своего времени. Об этом периоде его жизни (целый год, между прочим) снято множество фильмов и сериалов, режиссёры также не устают ставить эксперименты на театральной сцене.
Так, 3 и 4 декабря на сцене Омского государственного музыкального театра прошли показы комедии "Казанова - Ars Vivendi" (16+). Исполнитель главной роли (а также режиссёр постановки) Сергей Безруков предложил зрителям собственную интерпретацию истории известного персонажа, создав юмористический спектакль вокруг этого образа.
Как оказалось, комедия родилась в непростые времена, а именно в ноябре 2021 года, когда страна потихоньку начала приходить в себя после масштабного локдауна, а поход в общественное место был невозможным без заветного куар-кода. Автор ставил перед собой задачу создать спектакль-праздник, способный отвлечь и развлечь своей зрелищностью, лёгкостью, остроумием.
Произведения о Казанове, будь то спектакль или фильм, у многих прочно ассоциируется с драматическими сюжетами, наполненными напряжёнными моментами, интригами и неожиданными поворотами судьбы. Тем не менее комедийный подход к этому персонажу открыл совершенно новые грани его характера. Казанова здесь выступает как маленький человек с большими амбициями, но без средств к их реализации. Он отчаянно пытается выстроить связи, спасаясь от нищеты, словно лягушка в кувшине молока. Слава о его сексуальных похождениях опережает самого героя и, кажется, мешает обосноваться в чужой стране. Да и сами посудите: разве хочется растрачивать себя на каких-то глуповатых фрейлин, когда твоя главная задача - заполучить расположение императрицы.
Холодная Россия и пылкий темперамент, который, как выяснилось, характерен не только для итальянцев, заставили зрителей смеяться три с половиной часа. На сцене ожила галерея ярких персонажей: простодушные фрейлины Протасова и Перекусихина, выдающийся учёный Михайло Ломоносов, саркастичная Екатерина II, прямолинейный граф Орлов и неутомимый Казанова.
Безруков в расшитом камзоле и парике энергично движется по сцене. Его зажигательные танцы, умение быстро перемещаться между локациями и неиссякаемая энергия на протяжении всего действия впечатляют и раскрывают талант артиста. Его речь на итальянском безупречна: он цитирует длинные фразы и слова, такие как "Мамма миа", "прего" (пожалуйста), "дестино" (судьба) и "скерцо" (шутка).
В трактовке образа главного соблазнителя всех времён есть и своя изюминка. Оказывается, он бережно хранит память о матери, и на самом деле ему не нужны другие женщины, кроме таинственной Генриетты. Их роман длился всего несколько месяцев, но сердце ранено навсегда. В общем, герой получился со своими комплексами, страхами и молниеносной реакцией, которая, как видно, не раз спасала ему жизнь.
Для антрепризы нужны звёзды, а здесь их две. Пару Сергею Безрукову составила Екатерина Климова. Она сыграла императрицу. Эта невероятно нежная и женственная актриса сумела точно передать характер своей героини в интерпретации режиссёра. Её матушка (именно так называли поданные свою правительницу) была строга, немного наивна, ревнива, но справедлива.
Постановка не обошлась без интерактива со зрителями. Так, герой Сергея Безрукова провёл среди гостей лотерею, и не случайно, ведь именно Казанову считают изобретателем лотереи как социального явления. Своим обаянием герой-итальянец не обделил и женскую половину зала, на примере омичек он рассказал, как можно практически безболезненно расстаться с возлюбленной. К мужской аудитории у режиссёра и актёра тоже был вопрос, причём весьма каверзный. У мужчин он поинтересовался, какая женщина считается идеальной. Публика предложила свои варианты: непредсказуемая, чужая или собственная жена. Однако правильный ответ был прост - идеальна та, которую любишь.
Такое переосмысление Казановы позволило увидеть его не только как ловеласа, но и как человека, сталкивающегося с абсурдностью жизни. Зрителям оставалось лишь наслаждаться романтическими интригами, чередой нелепых ситуаций и лёгким повествованием.