Можно ли сниматься в кино без образования; почему в кино артист - одиночка, а в театре - часть семьи; может ли актёр, который ещё и режиссёр по профессии, перестать контролировать весь съёмочный процесс; как кинофестивали заряжают авторов на новые проекты. Об этом в программе "ПРО КИНО" телеканала "Продвижение" рассказал актёр театр и кино, телевизионный режиссёр Дмитрий Гудим. В этом году он вошёл в состав членов жюри фестиваля короткометражного кино "Окно" (16+), который завершился в Омске в минувшие выходные.
Дмитрий Гудим родился и вырос в Омске, а после переехал в Санкт-Петербург, где и начал свою актёрскую карьеру в кино. В 2016 году, будучи студентом театральной академии, он стал актёром Санкт-петербургского драматического театра "Странник", где служил вплоть до 2021 года. В 2020 году Дмитрий Гудим окончил РГИСИ, факультет актёрского искусства и режиссуры по специальности "Режиссёр телевидения".
О начале творческого пути
В 37 лет я попал в Санкт-Петербург. Он насыщен киноплощадками различного рода. Захотелось попробовать, записался, попал на площадку. Мне показалось это очень увлекательным, поэтому снова и снова ходил на кастинги. Но это были небольшие роли. Для развития мне посоветовали получить образование. Без него никуда. Попасть в кино можно, но, чтобы развиваться в профессии, необходимо учиться. Сначала были занятия в театральной студии, а далее, по настоянию хороших людей, а именно Янины Багировой, я все же поступил в академию, а после и в театр.
Я в школьном возрасте очень любил кино, но ни разу не задумывался, как люди попадают в кадр. У многих школьников и студентов, которые имеют отношение к кино, всё по-другому - они снимаются уже с детства. Хоть я и не могу сказать, что попал в кино случайно: надо же было умудриться оказаться в Петербурге! Но сейчас я ярый противник такого метода.
О разнице между актёром и режиссёром
Актёр более свободный человек, чем режиссёр. Режиссёр - это организатор, и поэтому личные качества в этой работе очень важны. Начинающий режиссёр должен спросить себя: а за мной пойдёт 100 человек? Я, например, как актёр упал в холодную воду в ноябре. Да, я мог себе это позволить, я решился на это. Но смог бы я как режиссёр загнать человека в воду? Даже не знаю. Человек, который сможет это сделать, должен быть сверхличностью.
О маневрировании между работой в кадре и за ним
Когда ты видишь, что есть личности, которые могут совмещать и актёрство, и режиссёру, как, например, Никита Михалков, восхищаешься ими. Так нужно уметь переключаться вовремя, уметь в качестве актёра даже где-то уступать, являясь параллельно ещё и режиссёром. И не подсматривать: как там камера стоит, не завалилась ли тренога. А ты кто в этот момент? Ты актёр! Текст выучил? Вот и поехали.
Мне самому переключаться в этом сложно. Банальный пример: когда у тебя берут интервью. И если оно началось спонтанно, а ты ещё не успел настроиться, то невольно думаешь: у вас камера чуть криво стоит, я же там буду немного косо выглядеть. А тебе в этот момент надо отвечать на вопросы. И чтобы глупости не говорить и не запинаться, ты должен себя контролировать: ты сел на этот стул - всё, ты теперь актёр.
О театральном и киношном "звене"
Я шесть лет прослужил в театре в Санкт-Петербурге, начиная со второго курса театральной академии. У киноактёра всегда есть личное пространство - он сидит в вагончике, где ждёт свою сцену. Он - некое звено, которое в какой-то момент времени даже лежит отдельно от общего съёмочного процесса. А в театре, как только ты перешагиваешь через порог, ты понимаешь, что сегодня Коля в плохом настроении, Даша вдруг ходит и улыбается. И ты уже часть всего этого. Вы пьёте вместе чай, спрашиваете друг у друга, как дела. Или, когда вы уже на сцене стоите, пять минут до спектакля, вбегает опоздавший актёр. И вы все беззвучно думаете: успеет он или нет на свою сцену. Конечно, он успеет, а зритель подождёт - он благодарный. Театр - это семья, дом. Он начинается с вешалки. А с чего начинается актёр кино? С кружки кофе. Я бы даже сказал, что киношники - это цыганский табор, потому что сегодня мы здесь снимаем, а завтра там. Постоянные смены - меняются локации, меняется и твоё отношение к ним, новые города, страны.
В кино тоже есть общность, и актёр - звено, которое отдельно лежит до первого вызова по рации. Он волшебным образом сочетается со всеми остальными звеньями и скрепляет их. Но разница всё равно большая. В кино закончился проект - и всё. В театре такого нет: ты переходишь из спектакля в спектакль, но ты продолжаешь оставаться частью коллектива. В кино коллектив часто меняется. Сегодня у тебя один персонаж в фильме и одна команда на съёмочной площадке, а буквально через восемь часов ты перелетаешь из Петербурга в Москву, и там уже другой герой и другие коллеги.
О коллегах по цеху
Что приносит больше эмоций: театр или кино? Это как [вопрос], что вы больше любите: картофельное пюре или пряник? Я могу, находясь и в театре, и в кино, получать удовольствие от обеих профессий. Но сейчас при влиянии личных обстоятельств я понимаю, что в кино мне проще: я могу корректировать свой график. В театре ты зачастую уже являешься частью некой семьи, которая зачастую появляется у тебя ещё в вузе. Ты поступил в 17 лет в институт и пошёл дальше с одногруппниками в один театр, потом вы уехали на Чукотку (смеётся), и там вместе служите в другом театре.
Об отношении к роли
Когда я только начал сниматься в кино, то не перебирал проекты. Бывает так, что тебе звонят в три часа ночи и говорят: "Дмитрий, вы можете быть завтра на площадке в 6 часов утра?". А это уже через три часа. Ты понимаешь, что слетел человек с роли, и тебя в этот проект зовут на замену, и ты сразу соглашаешься.
Правильно всё же, когда ты рассматриваешь тему проекта, роль. И говоришь нет, потому что тема противоречит твоему мировоззрению, например. Актёр тоже человек, он не может жить отдельно от своей внутренней сущности и исполнять роли, которые ему не отзываются. Если у тебя внутри нет того, что нужно для роли, ты не имеешь права играть это. Также и в театре Владимир Николаевич (Владимир Николаевич Уваров - художественный руководитель театра "Странник", - прим. ред.) нам говорил: "Если вы вышли пустыми на сцену - нечего вам тут делать".
О разном в профессии и не только
Я с детства увлекался съёмкой, родители подарили мне фотоаппарат "Смена", который я не выпускал из рук. Потом был папин "Зенит", потом даже телефон. От увлечения фотографией, через съёмки в кино и служение в театре, я и получил диплом режиссёра в 2020 году и сразу планировал вернуться в Омск, но случилась пандемия. Первые документальные работы я снял ещё в институте. Но планирую на этом не останавливаться. Будут ли это игровые работы, не могу сейчас сказать.
Режиссёр-документалист всё-таки имеет некий простор для работы. У него есть оператор - его напарник - и ограниченная съёмочная группа. И это мне доставляло удовольствие. Я мало представлял себя во главе большой съёмочной группы на 50-100 человек. Мне ближе документальная работа, где я могу чувствовать человека, направлять его в рамках поставленных задач, написанного сценария. Это мне интересно.
О "потрясающих" фестивалях
Когда я выхожу из кинозала после любого фестиваля, где отсмотрел пять-шесть работ, и они все разные и по эмоциональности, и по наполненности, и по темам, сразу хочется сказать: "Дайте камеру, я сейчас что-нибудь сниму!". Поэтому на фестивале "Окно" я сразу сказал: "Приходите, ребята, потратьте два часа времени, посмотрите кино, это потрясающе!" Вот так снимать хочется! Сейчас Омск очень продвинутый в этом плане город и с точки зрения профессии, и с точки зрения съёмок - хоть на телефон можно снимать!
Фото: Илья Петров, скриншоты программы "ПРО КИНО" (телеканал "Продвижение")