Много сказок издано с целью передать детям важные жизненные уроки и объяснить, что запреты родителей часто продиктованы не строгостью, а заботой. Так, в Омской крепости решили отметить 100-летие одного из самых харизматичных злодеев-пиратов - Бармалея.
Новая интерактивная постановка "Бармалею - 100 лет" (0+) иллюстрирует известное произведение Корнея Чуковского. Зрители почти на час оказываются в гостевом домике юбиляра. Они пробуют самостоятельно изготовить печатный пряник и становятся свидетелями того, как злодей, усвоив свои ошибки, превращается в добряка-кулинара.
Режиссёром-постановщиком спектакля выступила Анастасия Старцева. По её словам, главная задача спектакля - познакомить юных зрителей с глубокой историей о семейных ценностях и о том, что история отрицательного персонажа на самом деле о доброте. Идея отметить день рождения злодея пришла сама собой во время домашних семейных чтений.
Интересный факт: образ Бармалея при его создании претерпел неоднократные изменения. Изначально он был гораздо зловещее, чем в окончательной версии сказки Корнея Чуковского. Он был не морским пиратом, а африканским людоедом. Это ясно из эпитетов - чумазый и черномазый. Однако все подобные упоминания были удалены из окончательной версии. Интересно, что, учитывая историю реального пиратства и происхождение имени юбиляра (его назвали в честь улицы Бармалеевой в Санкт-Петербурге), можно предположить, что сам он является англичанином.
Теперь о пряниках: спектакль начинается ровно после того, как лакомство отправляется в печь. На то, чтобы донести историю для юной аудитории, у актёров всего 15 минут. Ровно столько нужно, чтобы тесто равномерно пропеклось и не подгорело. Чтобы уложиться в заданные рамки, артисты репетировали с секундомером.
Нельзя не отметить, что пряники не всегда были традиционным русским угощением, но их пекли на любые события - радостные и грустные. Идея готовить печатный пряник пришла из Европы примерно в XV веке, но в нашей стране с рецептами начали активно экспериментировать. И уже через пару столетий многие стали считать это "изобретение" исконно русским.
- К сожалению, в начале XX века с развитием индустриализации страны культура печатания пряников ушла. Сами изделия стали заводскими, однотипными. Сейчас у аудитории есть запрос на знакомство с национальными особенностями, поэтому сегодня мы наблюдаем процесс возрождения очень многих направлений, - дополнил директор Омской крепости.
Омские краеведы выяснили, что в регионе существовала своя уникальная рецептура пряников. К сожалению, она не сохранилась, но остались упоминания. Авторы проекта воссоздали рецепт, основываясь на своих вкусовых предпочтениях. Сегодня тесто состоит из простых ингредиентов: мука, мёд, масло, яйцо и смесь специй. В нём нет ни сахара, ни маргарина.
Сейчас в Омской крепости более 400 кедровых досок с формами для печати, но на этом организаторы интерактивных спектаклей останавливаться не собираются. Василий Минин обещает, что в будущем можно будет посещать "Пряничный домик" круглый год, создавая угощения для различных праздников: Нового года, Рождества, Пасхи, Осенин и других.
К сожалению, фотографии не могут передать весь аромат, исходивший из печи, но мы можем показать атмосферу, в которой проходила постановка.
Бесплатные праздничные показы "пряничного" театра продлятся до ноября. Расписание ближайших вкусных мастер-классов, на которых каждый напечатает своего собственного пряничного пирата и заберёт его с собой, уже известно:
- 16 октября в 14:00
- 17 октября в 15:00
- 18 октября в 10:00, 15:00
- 19 октября в 10:00, 11:30, 15:00
Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО "Российский фонд культуры" в рамках федерального проекта "Семейные ценности и инфраструктура культуры" национального проекта "Семья".
Фото: Илья Петров