"Экскурсионный флешмоб", "Ночь музеев" и другие акции - всё это мы освещаем, чтобы привлечь внимание наших читателей к омским музеям. Но поверьте, "Омск Здесь" ходит по выставкам и в нерабочее время. Так наше внимание привлекла археологическая экспозиция "Бронзовые "стражи" с берегов сибирских рек" (12+) в Омском музее просвещения. Чем уникальны эти древние артефакты и почему они так ценны для хранителей музея? Рассказываем по порядку.
В центре выставки - фигурное бронзовое литье Сибири. Здесь воплощены образы человека, медведя, росомахи, зайца, лебедя, утки, щуки и змеи. Многие народы верили в богов и духов в виде животных. Почитание зверей как объектов охоты и тотемных предков, защищавших род и племя, зародилось на ранних стадиях развития человечества и до сих пор является объектом исследования историков.
- Эта выставка - часть проекта "От находок к открытиям", идея которого возникла благодаря тому, что в музей омичи приносили интересные вещи, найденные случайно и связанные с древностью. Люди, интересующиеся историей области, понимают, что на берегах рек или на археологических стоянках можно отыскать настоящие артефакты. Хотя, обычно сокровища, полученные в результате раскопок, отправляются в крупные музеи, такие как краеведческий. Такие вещи могут быть связаны с определёнными эпохами и культурами. Они порождают интерес к изучению первобытного искусства и переосмыслению духовного мировоззрения древних народов Сибирской равнины. В результате в наших фондах скопилось немало таких предметов, бронзовых фигурок животных и птиц, поэтому мы решили создать экспозицию, помогающую посетителям прикоснуться к мифологии северных народов, таких как ханты, манси и ненцы, которые тоже жили на территории Омской области, - делится с нами специалист по учёту музейных предметов Омского музея просвещения Ольга Матвеева.
По словам кураторов проекта, религия этих народов сформировалась давно и заслуживает особого отношения. Люди верили, что мироздание состоит из трёх слоёв: мир людей, мир небесный и мир подземный. В каждом живут свои существа. В легенде обских угров ключевую роль играет водоплавающая птица - утка, гагара или чомга. По велению верховного небесного бога Нуми-Торума она нырнула на дно мирового океана и принесла в клюве кусочек земли. Из этого фрагмента он создал наш мир. Тем временем Куль-отыр, владыка духов зла, из скрытой в клюве частицы земли сотворил нижний мир. Всё это - про смыслы проницаемости миров, возникшие в самом начале мироздания. Птицы являлись наиболее яркими персонажами в структурировании вселенной, участвовавшими в осуществлении связи между мирами.
Как оказалось, к архаике художница обратилась относительно недавно. Тема нашла отражение в магистерской диссертации художницы (Омский государственный педагогический университет, 2023 год), а далее получила продолжение. Работы выполнены в технике авторской бумаги методом тиснения и рельефа. Материал в руках мастера может "превращаться" в металл, бронзу или камень.
- Моя диссертация была посвящена архаике Хакасии. В 2021 году я отправилась туда, чтобы изучить её во всех аспектах. Архаика раскрыла и показала мне огромные пласты сибирских этнических культур. Я привезла множество фотографий, книг и информации об этом регионе. Особенно важным для меня стало посещение Хакасского национального краеведческого музея имени Л. Р. Кызласова. Хакасское историческое художественное наследие вдохновило на творчество и способствовало зарождению данной темы, интерпретации и подаче в такой стилистике, - поделилась с нами Наталья Карнаушенко. - Моей первой работой стало декоративное панно-триптих из авторской бумаги "Степной феномен", которое передано в дар музею в Абакане. Затем появился квадриптих "Степной феномен", являющийся продолжением предыдущей работы. Соединённые в некий блок объекты Окуневской культуры (культуры южно сибирских скотоводов бронзового века - прим. ред.) с антропоморфным изображением, имитируют структуру камня. После защиты диссертации я поняла, что это только начало.
Фотографии увеличиваются по клику
На создание этого цикла художницу вдохновили хакасские степи со своими таинственными менгирами. Это вертикально установленные каменные плиты с высеченными петроглифами, изображающими людей или божеств с коронами или рогами на головах. В древности их использовали для проведения ритуалов и целительных обрядов. В советские годы многие были выкопаны и перевезены в краеведческий музей Абакана, где сейчас и находятся.
- Уникальность каменных стел Хакасии выражается в их понятной на интуитивном уровне, но в то же время загадочной образности, носящей в себе мультикультурные черты. <...> Также важна изначальная, ярко выраженная стилизованность, присущая этим памятникам. Архаическое искусство Сибири не знало реализма, так, особая монументальность и символизм хакасских изваяний создаётся путём соподчинения ряда знаковых элементов: круги, овалы, прямоугольники, резкие угловые или извилистые линии, - говорится в диссертационной работе Натальи Карнаушенко.
Панно "Божественный странник", также входящее в цикл "Сибирский феномен", отражает образ, одного из главных древних божеств Мир-Суснэ-Хум, в переводе с языка хантов - "Небесный всадник" мира людей и мира Богов. В прошлом веке такую фигурку нашли в Знаменском районе Омской области. Музейщики считают эту находку уникальной. Многие народы с языческими верованиями сравнивали его с Иисусом в христианстве.
Образ появился в эпоху раннего железного века. По легенде всадник объезжает Землю, смотря всё ли в порядке и оказывая различные благодеяния людям. Странник является седьмым сыном верховного Бога отца Нуми-Торума.
Произведение было создано в авторском исполнении, с насыщенным цветовым фоном, который объединяет три мира в гармоничную композицию.
- В этом произведении есть пластичность. Декоративное панно - своеобразный изобразительный текст, в котором каждый элемент несёт свою смысловую нагрузку. Кажется, что архаика в декоративно-прикладном искусстве должна быть спокойной и лаконичной. Можно было бы выбрать светло-голубые, природные тона, но яркость здесь важна, это как сила, которую несет Мир-Сусне-Хум, - подчёркивает автор работ.
Работа "Связь времён" также из цикла "Сибирский феномен" - это декоративное панно, где традиции переходят в своеобразный синтез культур. В художественном этноархаическом замысле лежит объединение, ритмичность элементов и знаков, их связь. В центре - могучая хищная птица с изображениями человека-медведя на груди. Чтобы их увидеть, нужно лишь повернуть голову. Пернатая взмывает к верхним слоям мироздания, где пребывают верховные божества.
Образ появился в эпоху раннего железного века. Птица-помощник, птица-связь, птица-посредник, символизирует потчевашскую культуру. По периметру можно увидеть фигурки лошади, рыси, охотника с луком, солярные элементы-символы, усиливающие общий энергетический посыл древней символики и даже их диалог.
Сейчас Наталья Карнаушенко продолжает работать над циклом "Сибирский феномен", отражающим древнюю культуру Западной Сибири. По её словам, именно там она обнаружила огромное количество культурных особенностей и её это захватило.
- Я ощущаю себя частью огромной нити, ведущей от прошлого к настоящему. Моя идея - показать в современной интерпретации связь поколений через декоративно-прикладное искусство. Люди в древности создавали своё художественное пространство, общаясь с миром через мифологию, а зооморфные образы имеют глубинные корни, которые кроются в исторической, религиозной и духовной культуре народов, - подытожила художница.
В общем, посетители выставки могут окунуться в особенную атмосферу, где керамические сосуды, наконечники стрел, каменные орудия, кости древних животных гармонично сосуществуют в едином художественном контексте с живописными полотнами художников. Глубочайшая древность и современный взгляд на неё только усиливают эмоциональное воздействие на зрителя.
Точной даты завершения выставочного проекта пока нет, поэтому не упустите шанс полюбоваться на произведения уже сегодня.
Фото: Елизавета Медведева, Наталья Карнаушенко