Одержимость демонами и женщинами. Где черпал вдохновение Михаил Врубель
Свободное время  •  20 марта 2025, 17:08, последнее обновление 20 марта 2025, 17:10

Одержимость демонами и женщинами. Где черпал вдохновение Михаил Врубель

Рассказываем, как появлялись яркие образы русской живописи в произведениях художника, родившегося в Омске.

17 марта 1856 года в Омске родился один из выдающихся художников, основоположник русского модерна - Михаил Врубель. Его картины и скульптуры до сих пор вызывают бурю эмоций и будоражат воображение зрителей. А судьба модерниста полна мистических совпадений, которые, кажется, сыграли с гением злую шутку.

Мать скончалась в возрасте 25 лет от туберкулёза, а её отец был маньяком. Дед по отцу страдал от алкогольной зависимости. Брат в 11 лет, также ушёл из жизни из-за проблем с лёгкими. Сестра пережила серьёзное депрессивное состояние, а сводный брат, рождённый от мачехи, был наркоманом. Учитывая непростую наследственность и наиболее известные работы художника, можно предположить, что автор иллюстраций к поэме Михаила Лермонтова "Демон" и нескольких одноимённых полотен был похож на своих пугающих персонажей. Впрочем, за гениальностью действительно скрывалась некая одержимость.

В творчестве Михаила Врубеля женщины занимают особое место. Ему нравились красавицы, но, говоря о красоте, хочется отметить не безупречность с точки зрения общепринятых канонов, а, скорее, яркую индивидуальность. В его творчестве можно проследить многообразие волшебных женских образов, например, "Валькирия" или "Царевна-Лебедь". Эти персонажи были вдохновлены реальными дамами. Удивительно, но чаще всего художник выбирал натурщиц с голубыми или синими глазами.

- Многие образы, созданные Врубелем, тесно связаны с его супругой. Надежда Забела была оперной певицей. В описании их знакомства есть трогательная деталь: сначала он услышал её голос и влюбился в него и только потом увидел её лицо. Момент влюблённости произошёл именно во время её пения. Можно сказать, что их брак был заключён на небесах, - отмечает культуролог Дарья Глазкова.

Если говорить о других женщинах, которые вдохновляли художника, то, безусловно, стоит упомянуть и его первую большую любовь - Эмилию Прахову. Молодой Врубель был без ума от этой дерзкой, остроумной и своенравной женщины. Она была замужем и на десять лет старше, имела троих детей. Однако это не останавливало влюблённого творца, он видел в Эмилии прекрасную даму и свою музу. Её образ вдохновил его на создание многочисленных портретов и даже на написание иконы "Богоматерь с Младенцем" для Кирилловского храма.

- Она могла без колебаний вылить чай за шиворот кому-то из присутствующих или разбить чашку о пол. Она была очень властной, этакая домашняя Салтычиха, - вспоминала её внучка Александра Прахова.

Врубель вкладывал последние средства, чтобы произвести впечатление на свою избранницу. Мог создать произведение, преподнести его своей возлюбленной, а в случае отказа - разорвать на части. Живописец истязал не только свои картины, но и своё тело - резал ножом грудь, чтобы пережить душевную боль.

В его творчестве ярко проявляются и образы демонов. Эти фигуры словно отражают внутренние конфликты и глубокие эмоции самого творца. Он выступает не только как мастер художественного изображения, но и как философ, исследующий тёмные и сложные аспекты человеческой природы.

Одним из самых известных образов является "Демон сидящий". Эта работа воплощает в себе состояние глубокой меланхолии и отчаяния. Персонаж, сидящий на камне, олицетворяет потерянность, тоску и неразрешённые проблемы.

- Это не существо с рогами и копытами, которое желает утащить вас на чёрную сторону, а это душа человека, которая чувствует, страдает и мыслит. Образ "Демон сидящий" - это такое мыслие о каком-то очень сложном и прекрасном мире. Затем он трансформируется в "Демона летящего", и в итоге мы приходим к "Демону поверженному", который разочарован, сломлен и раздавлен. Всё вместе - это иллюстрация эпохи конца 18 - начала 20 вв. Врубель не дожил до Первой мировой войны, он чётко ощутил и показал нам, что будет. Потому что именно с наступлением Первой мировой закончилась эра гуманизма, закончился человек как мерило всего - наступил совершенно другой период, - отмечает искусствовед Наталья Брандт.

Спустя несколько лет после создания картины "Демон сидящий" Михаил Врубель вновь обратился к этому образу. В результате появились два произведения: "Демон летящий" и "Демон поверженный". Художник долго не мог определиться, каким изобразить Демона - летящим или поверженным, и остановился на первом варианте, но работа так и осталась неоконченной.

Не завершив вторую картину из демонической серии, Врубель приступил к третьей. "Демон летящий" передаёт тяжёлое психическое состояние его автора. Когда полотно привезли на выставку "Мир искусства", художник каждое утро приходил к работе и вносил изменения: стирал и заново накладывал краску, менял позу и фон, но чаще всего - выражение лица. Очевидцы рассказывали, что временами герой "казался очень страшным, а затем в его лице вновь появлялась глубокая грусть и новая красота".

Искусствоведы оценивают личность человека по его вкладу в искусство. Как говорили Александр Блок и другие мыслители того времени о Врубеле, такой человек рождается раз в столетие. Кажется, он действительно постигал и видел иные миры, искал своего демона, но передать его точный образ на холсте или в скульптуре ему было очень сложно.

- Если говорить об образе его личного демона, то он присутствует во всём творчестве. В разных полотнах он предстаёт в разных обликах, например, как пророк. Демонические образы связаны с душевными исканиями и более светлыми идеями. Вероятно, первые их изображения появились ещё в период раннего творчества в виде скульптур. Однако до наших дней они не сохранились. В Русском музее можно увидеть голову демона, которая, возможно, была создана в то время. Врубель словно пытался избавиться от душевной боли, вытаскивая своего демона наружу. Он лепил и разбивал свои творения, - подчёркивает искусствовед.

Демоны не только способствовали развитию художника, они также постепенно уводили его от реальности. В последние годы жизни Врубель окончательно погрузился в бездну своего душевного расстройства. Он провёл много времени в психиатрических клиниках, где его состояние продолжало ухудшаться.

Несмотря на мрачные обстоятельства его жизни и смерти, наследие живописца и скульптора продолжает вдохновлять новые поколения творцов и зрителей. Познакомиться с работами автора можно во Врубелевском корпусе (ул. Ленина, 3) Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.

О том, как оживляли произведения Михаила Врубеля в музее, который носит его имя, смотрите в программе "Свободное время в Омске" (16+).

Фото: скриншоты программы "Свободное время"

Читайте также