17 марта 1856 года в Омске родился один из выдающихся художников, основоположник русского модерна - Михаил Врубель. Его картины и скульптуры до сих пор вызывают бурю эмоций и будоражат воображение зрителей. А судьба модерниста полна мистических совпадений, которые, кажется, сыграли с гением злую шутку.
Мать скончалась в возрасте 25 лет от туберкулёза, а её отец был маньяком. Дед по отцу страдал от алкогольной зависимости. Брат в 11 лет, также ушёл из жизни из-за проблем с лёгкими. Сестра пережила серьёзное депрессивное состояние, а сводный брат, рождённый от мачехи, был наркоманом. Учитывая непростую наследственность и наиболее известные работы художника, можно предположить, что автор иллюстраций к поэме Михаила Лермонтова "Демон" и нескольких одноимённых полотен был похож на своих пугающих персонажей. Впрочем, за гениальностью действительно скрывалась некая одержимость.
В творчестве Михаила Врубеля женщины занимают особое место. Ему нравились красавицы, но, говоря о красоте, хочется отметить не безупречность с точки зрения общепринятых канонов, а, скорее, яркую индивидуальность. В его творчестве можно проследить многообразие волшебных женских образов, например, "Валькирия" или "Царевна-Лебедь". Эти персонажи были вдохновлены реальными дамами. Удивительно, но чаще всего художник выбирал натурщиц с голубыми или синими глазами.
Если говорить о других женщинах, которые вдохновляли художника, то, безусловно, стоит упомянуть и его первую большую любовь - Эмилию Прахову. Молодой Врубель был без ума от этой дерзкой, остроумной и своенравной женщины. Она была замужем и на десять лет старше, имела троих детей. Однако это не останавливало влюблённого творца, он видел в Эмилии прекрасную даму и свою музу. Её образ вдохновил его на создание многочисленных портретов и даже на написание иконы "Богоматерь с Младенцем" для Кирилловского храма.
- Она могла без колебаний вылить чай за шиворот кому-то из присутствующих или разбить чашку о пол. Она была очень властной, этакая домашняя Салтычиха, - вспоминала её внучка Александра Прахова.
Врубель вкладывал последние средства, чтобы произвести впечатление на свою избранницу. Мог создать произведение, преподнести его своей возлюбленной, а в случае отказа - разорвать на части. Живописец истязал не только свои картины, но и своё тело - резал ножом грудь, чтобы пережить душевную боль.
В его творчестве ярко проявляются и образы демонов. Эти фигуры словно отражают внутренние конфликты и глубокие эмоции самого творца. Он выступает не только как мастер художественного изображения, но и как философ, исследующий тёмные и сложные аспекты человеческой природы.
Одним из самых известных образов является "Демон сидящий". Эта работа воплощает в себе состояние глубокой меланхолии и отчаяния. Персонаж, сидящий на камне, олицетворяет потерянность, тоску и неразрешённые проблемы.
Спустя несколько лет после создания картины "Демон сидящий" Михаил Врубель вновь обратился к этому образу. В результате появились два произведения: "Демон летящий" и "Демон поверженный". Художник долго не мог определиться, каким изобразить Демона - летящим или поверженным, и остановился на первом варианте, но работа так и осталась неоконченной.
Не завершив вторую картину из демонической серии, Врубель приступил к третьей. "Демон летящий" передаёт тяжёлое психическое состояние его автора. Когда полотно привезли на выставку "Мир искусства", художник каждое утро приходил к работе и вносил изменения: стирал и заново накладывал краску, менял позу и фон, но чаще всего - выражение лица. Очевидцы рассказывали, что временами герой "казался очень страшным, а затем в его лице вновь появлялась глубокая грусть и новая красота".
Искусствоведы оценивают личность человека по его вкладу в искусство. Как говорили Александр Блок и другие мыслители того времени о Врубеле, такой человек рождается раз в столетие. Кажется, он действительно постигал и видел иные миры, искал своего демона, но передать его точный образ на холсте или в скульптуре ему было очень сложно.
- Если говорить об образе его личного демона, то он присутствует во всём творчестве. В разных полотнах он предстаёт в разных обликах, например, как пророк. Демонические образы связаны с душевными исканиями и более светлыми идеями. Вероятно, первые их изображения появились ещё в период раннего творчества в виде скульптур. Однако до наших дней они не сохранились. В Русском музее можно увидеть голову демона, которая, возможно, была создана в то время. Врубель словно пытался избавиться от душевной боли, вытаскивая своего демона наружу. Он лепил и разбивал свои творения, - подчёркивает искусствовед.
Демоны не только способствовали развитию художника, они также постепенно уводили его от реальности. В последние годы жизни Врубель окончательно погрузился в бездну своего душевного расстройства. Он провёл много времени в психиатрических клиниках, где его состояние продолжало ухудшаться.
Несмотря на мрачные обстоятельства его жизни и смерти, наследие живописца и скульптора продолжает вдохновлять новые поколения творцов и зрителей. Познакомиться с работами автора можно во Врубелевском корпусе (ул. Ленина, 3) Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.
О том, как оживляли произведения Михаила Врубеля в музее, который носит его имя, смотрите в программе "Свободное время в Омске" (16+).
Фото: скриншоты программы "Свободное время"
- Поделиться:
-
-
-
-
-
- RSS