15 марта при полной темноте в мерцании звёзд - огоньков на пюпитрах музыкантов Омского симфонического оркестра - слушатели филармонии отправились по океану "Сновидений". Маяками в пути стали произведения Дебюсси, Берлиоза, Мендельсона, Шнитке и Шумана - идеи их сочинений словно находятся на грани фантастики и жизни "за окном", на грани яви и сна.
Оркестровая прелюдия Клода Дебюссии написана в стиле импрессионизма - слушательская концентрация на чувствах, изменчивости настроения души и наслаждении красотой момента предусмотрена ещё на этапе сочинения, ведь мелодии развиваются в свободной импровизационной манере.
"Найти 10 отличий" публике тоже предложили: на концерте были исполнены Увертюра "Не сон в летнюю ночь" Альфреда Шнитке и Фрагменты музыки к комедии Шекспира "Сон в летнюю ночь" Мендельсона, который, в свою очередь, в произведении тоже не цитировал дословно английского драматурга - скорее, создавал личную музыкальную фантазию к сценическому действию комедии. Аккорды духовых инструментов создают сказочный и призрачный контекст. Центральный образ самого произведения - зачарованный сном лес в лунную летнюю ночь.
К программе "Сновидения" Омский симфонический оркестр и солистка концерта Анастасия Ушакова готовились два года. Анастасия является солисткой "Москонцерта", студенткой Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского и основательницей Всероссийской виолончельной академии в Москве. Всё это время композитор из Санкт-Петербурга создавал новую аранжировку произведения Шумана "Фантастические пьесы для виолончели и фортепиано", чтобы в безграничный мир снов путь публике проложила коллаборация виолончели и оркестра. Расширение исполнительского состава произведения создаёт космическую атмосферу, а ежедневные творческие вызовы формируют "классический" темп будней музыкантов.
- Интерпретация музыки - вопрос очень индивидуальный. Очень важен контекст. Пьесы Шумана в программе "Сновидения" приобрели особый колорит, стали чуть более фантастическими за счёт необычной оркестровки. Произведение звучит по-новому, произведение звучит свежо. Когда я играю концерт для меня первостепенно состояние слушателей. Конечно, важно почувствовать удовлетворение своим исполнением, попаданием в точку, в которой музыкант чувствует: да, я сыграл настоящего Шумана и настоящие "Фантастические пьесы", но для меня первостепенно, с чем слушатель уйдёт из филармонии, поэтому я для себя всегда оставляю пространство для манёвра, когда задумываюсь перед выходом на сцену: о чём для меня эта музыка, - рассказала солистка концерта Анастасия Ушакова.
Подробнее об эксперименте - игре в темноте и глубоких чувствах, которых не лишены представители поколения Z, виолончелистка ранее рассказала в интервью.
Фото: Елизавета Медведева