Свободное время  •  17 декабря 2024, 16:14, последнее обновление 17 декабря 2024, 16:22

"Рок - это ребёнок классики": рококо под смычком Дениса Шаповалова

Восьмой зимний музыкальный фестиваль "Белая симфония" закрылся программой "Классика и рок". Омский академический симфонический оркестр и виолончелист, дирижёр, композитор Денис Шаповалов убедили публику, что полярные жанры едины.

Семьдесят процентов программы финального концерта ежегодного фестиваля Омской филармонии состояло из произведений композитора, чьё имя у многих ассоциируется с Новым годом. Этот вечер обошёлся без "Щелкунчика" - со сцены звучат произведения Петра Ильича Чайковского: "Сюита из балета "Лебединое озеро" и "Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром ля мажор". Во втором отделении концерта "в чат вошёл" композитор 21-го века: Денис Шаповалов представил интерпретацию музыкального текста Чайковского - "Рок-вариации на тему рококо для электровиолончели с оркестром" и собственное сочинение "Симфония в стиле рок". За дирижёрский пульт тоже встал сам.

Играть музыку Чайковского после юбилея (11 декабря виолончелисту и "рок-звезде" классической музыки исполнилось 50 лет) завет судьбы: Денис Шаповалов родился в городе Чайковский и уже в 7 месяцев впервые услышал музыку - тогда отец на "приёмнике" включил сочинение Петра Ильича. В 1998 году музыкант получил первую премию конкурса Чайковского, окончил и преподавал в московской консерватории, конечно, имени П. И. Чайковского.

- Можно сказать, что я почитательница Дениса Шаповалова. Впервые с ним познакомилась на СимфоРокПарке много лет назад, и с тех пор мне очень нравится бывать на его концертах, когда он приезжает в Омск. Услышать Чайковского в его исполнении было очень интересно, потому что это было невероятно живое прочтение, и, знаете, было одно чувство - радость! Несмотря на минорные темы, которые иногда звучали в произведениях, мне было просто радостно слушать эту музыку. А Шаповалов в тандеме с Васильевым - вдвойне прекрасно, - делится впечатлениями слушательница Кристина.

Мы поговорили с Денисом Шаповаловым о природе рока и рококо и выяснили, что батл между электровиолончелистом и классическим инструменталистом не имел бы смысла, а также раскрыли секреты музыкальных революционеров 18-го века: Гайдна и Бетховена.

- По письмам Петра Ильича своему другу виолончелисту Фитценхагену известно, что композитор думал, что рококо - это в первую очередь лёгкая безмятежная радостность. Согласен ли музыкант с таким определением, когда в его руки попадают вариации Чайковского?

- Мне кажется, "радостность" в большей степени для слушателей. Вариации - одно из самых сложнейших произведений для виолончелистов. Впасть в филигранность и показать обрезы рококо совсем непросто. Как правило, на всех музыкальных конкурсах звучит это произведение, чтобы увидеть, насколько человек вырос в своём исполнительском мастерстве.

- Какими техническими способами Чайковский выражает "беззаботность"?

- Писать элегантную и тонкую музыку - это как играть пиано. Громко кричать и что-нибудь эдакое нести со сцены несложно, это может любой. А донести до людей смыслы шёпотом, чтобы прониклись на последнем ряду, - это высшее мастерство. В "Вариациях на тему рококо для виолончели с оркестром" много тонкого льда, на котором надо уверенно прыгать. Технические особенности можно отыскать в каждом такте. Самая печальная задача артиста - выйти на сцену и показать "всё легко и вовсе не представляет никакой сложности".

- В сегодняшней программе рококо и (благодаря вашему прочтению произведения) рок. Как считаете, фонетическое совпадение названий музыкальных направлений случайно?

- Последняя вариация Чайковского начинается с типичного мощного рокового рифа квинтами! Контрабасы и виолончели в оркестре тоже вступают таким ходом. Пожалуйста! Чайковский - это рок. Послушайте его пятую, шестую симфонии, симфонию "Манфред" и убедитесь в этом. Я уже не говорю про его "Пиковую даму". Так что рок и рококо по своей природе едины.

- Вы дирижируете собственной "Симфонией в стиле рок". Когда писали её, оставляли ли какие-либо "пасхалки" к классике?

- Рок - это ребёнок классики. Он один из капризных блуждающих буянов, но он всё равно ребёнок той традиции, которая была заложена в 18-м веке Бахом, Моцартом и Гайдном. Бетховен вообще один из основоположников рока: та-да-да-д-а-а-ам! - это самое роковое произведение! Просто тогда не было электричества, поэтому Людвиг и писал классику. А сколько в произведениях Гайдна ударов литаврами? Ему нужно было будить постоянно засыпающих герцогов - чем не роковый ход?

- Электровиолончель в ваших руках - магнит для молодой аудитории. Коллеги не бросают косые взгляды?

- Нет, скепсис если и был, то лет 20 назад. Вообще на электровиолончели играть несложно: подключаешь звуковой процессор и нажатием ноги можешь менять звучание инструмента. Вообще я вам так скажу: очень преувеличено геройство роковых гитаристов и поп-исполнителей. 95 процентов их успеха, эффекта после их выступления - это работа железа. Мы же, держа классические инструменты в руках, создаём музыку собственными руками и ушами.

- Рок - идеальный восклицательный знак для финала фестиваля "Белая симфония"?

- Конечно! Перелистывая последнюю страницу фестиваля, мы открываем в душах публики перспективы: кто пришёл в зал послушать Чайковского - услышал бонусом и хороший рок. Кто пришёл стать свидетелем моих рок-экспериментов - услышал вечную музыку Петра Ильича, каждый открыл для себя что-то новое! Глядишь, нас и хорошей музыки станет больше! Задачи исполнения и рока, и классики - превращение новых сердец в наших постоянных слушателей. Рок - это же не то, что звучит через страшное электричество (кричит "А-а-ар!" и вздёргивает руки вверх). В рок-направлении есть много совершенно ужасной музыки, но есть и та, что в своём направлении такого же уровня и влияния, как Чайковский или Моцарт в классике. Её будут ещё 200-300 лет слушать. Поэтому рок - это затрагивание внутренних энергий зрителя. Не обязательно это делать громко! Можно и тихо, можно и балладой. Повествование может быть буйным, а может быть и спокойным, - всё это и есть классика.

Фото: скриншоты программы "Свободное время"

Читайте также