Свободное время  •   6 декабря 2024, 17:05, последнее обновление 12 декабря 2024, 10:49

Театр и страсть, любовь и тоска. Какая "Чайка" залетела на омскую сцену

Про что на самом деле пьеса "Чайка", как любовь становится одержимостью и почему персонажи затанцевали танго - рассказываем, какой получилась премьера в "Галёрке".

Более 70 тысяч постановок по всему миру и 7 экранизаций, сделанных режиссёрами из США, Великобритании, Франции и Канады. Пьеса об искусстве, гении, литературе, театре и "пяти пудах любви". О "Чайке" Антона Чехова не слышал только ленивый. Для режиссёра поставить эту пьесу - личная победа, а сыграть Треплева и Заречную - заветная мечта многих молодых актёров. Именно "Чайка" положила начало классическому русскому искусству, в основу которого легла знаменитая система "играть по Станиславскому", а сама печальная птица стала символом Московского Художественного театра (МХТ).

Теперь на сцене Омского драматического театра "Галёрка" появилась своя "Чайка" (12+), премьера спектакля состоится 6 декабря. За день до премьеры в стенах "Галёрки" прошла пресс-конференция с участием режиссёра спектакля Егора Витько, а также предпремьерный показ.

Егор Витько

Как рассказал Егор Витько, в работе над "Чайкой" он старался не отходить от канонов пьесы. Он поместил чеховских персонажей в условное сценическое пространство, которое приближено к авторским ремаркам. Хоть Чехов, как считает режиссёр, "не автор-бытописатель", но важна та среда, которую мастер короткого рассказа рисует в пьесе. Чеховские герои не вписываются в условное пространство, а сам автор сильно связан с материей и деталями, без внимания к которым весь смысл утрачивается.

- Если вы знаете мою художественную биографию, то были у меня уже работы и посложнее, чем "Чайка". У меня был такой ход: если я "Мастера и Маргариту" поставлю, то я уже ничего не боюсь (премьера спектакля "Мастер и Маргарита" (16+) состоялась в 2022 году - прим. ред.). И теперь мне бояться нечего. Но это не потому что: ой, я "Мастера" поставил, а как раз для смелости, чтобы брать материал, который я хочу по-настоящему, и не бояться работать с ним. Возможно, это звучит самоуверенно, но я стараюсь бережно относиться к автору и осознаю ту ответственность, которая на мне лежит, - рассказал Егор Витько. - Самое главное для меня, что "Чайка" - это пьеса про актёров, режиссёров, драматургов, про людей искусства, и для меня самое важное здесь - размышления про людей театра. За время учёбы я набрал большой гуманитарный багаж о том, чем я занимаюсь как профессионал, и мне важно было порефлексировать, а в театре я этого ещё не делал о самом себе как о художнике.

 

Любовь и муки вдохновения, что такое быть человеком искусства - слава или постоянная потребность творить, доходящая до одержимости и лишающая покоя, и правда ли, что к искусству люди приходят через боль, которую не каждый готов терпеть. На все эти вопросы пытаются ответить герои Чехова. Они не могут определиться, в чём же корень всех их бед, и мучаются, разбивая друг другу сердца от скуки и неопределённости.

Первый акт открывается живописным видом на озеро, освещённым "бедной луной, напрасно зажигающей свой фонарь". Кстати, берег с ухабистыми подъёмами со всевозможной растительностью удалось воссоздать на сцене почти с кинематографической точностью, а вот само озеро (по понятным причинам) проецировалось на экран.

Молодой драматург Константин Треплев, которого играет Василий Анохин, готовится представить своей матери и известной актрисе Ирине Аркадиной (Екатерина Цепкина) и гостям дома его дяди Петра Сорина (Сергей Дряхлов) свою пьесу. Треплев проповедует новые формы в театре и разоряется тирадой о том, что консервативные взгляды на искусство душат в молодых талантах зачатки гениальности. И не забывает обвинить во всех бедах свою завистливую мать и её нового любовника - модного писателя Бориса Тригорина (Евгений Власов).

Кстати, роль Треплева - единственная в спектакле, которую исполняют два актёра. В пару к Василию Анохину художественный руководитель театра Владимир Витько предложил добавить Антона Уилера. Как говорит режиссёр Егор Витько, Треплева должен играть молодой человек, но "та оснащённость, которой должен владеть артист, далеко не юного актёра".

- Актёрские предпочтения, что бы ты хотел сыграть - все эти мысли есть, но... Когда уже непосредственно узнали, кого мы будем играть, я удивился, обрадовался и испугался. Треплев - это всё-таки серьёзный персонаж и большая ответственность, чтобы всё-таки передать его так, как написано у автора. Константин изначально хочет открыть какое-то новое видение, новую форму, отмести всё старое в искусстве. Что бы это ни было, это нужно искоренять и двигаться только вперёд. Но постепенно он всё-таки понял, что важно просто творить, быть художником. А как готовился?... Ну, конечно, это сложно. Это себя внутри поломать нужно, чтобы действительно считать, что нужны новые формы. Потому что я как актёр Василий Анохин, может быть, и не считаю, что нужно в искусстве что-то новое. Поэтому в каких-то моментах приходилось адаптироваться и привыкать к этому мнению и считать, что оно моё, - рассказывает Василий Анохин.

Главную роль в пьесе Треплева играет молодая дворянка Нина Заречная, мечтающая больше о славе, чем о сцене. Роль девушки, которой придётся понять, что быть актрисой - это не обожание поклонников, а способность растворяться в роли, не требуя от зрителя ни любви, ни почестей, досталась актрисе "Галёрки" Наталье Сухоносовой.

- Многое в Нине откликается во мне. Путь от наивной девочки, которая только-только пришла из института и видит мир вокруг себя через розовые очки, к актрисе с опытом, понимающей, что не может без этой профессии, мне близок и понятен. Как актриса я это понимаю. Я просто "всковырнула" это всё и поняла, что много перекликается с этой ролью у меня, - рассказала Наталья.

Любовь перемешивается с тоской, жаждой приключений и творческим кризисом. В "Чайке" все друг в друга влюблены, и все как будто бы друг другу не нужны. Аркадина из тщеславия пытается удержать рядом с собой своего писателя - талантливого, но безвольного. А он не прочь отправиться за приключением с Ниной, потерявшей голову от его литературного успеха. Дочь управляющего выходит замуж за любящего человека, которого не уважает, чтобы забыть Треплева. А сам Треплев цепляется за старые чувства к Нине - за воспоминание, что когда-то ему хотелось писать и жить. Главные герои, Костя и Нина, через потери и боль проходят путь трансформации, но приходят к разным выводам о том, как им жить дальше.

- Нина для Константина - это вдохновение. Он из-за неё писал, ставил, он питался её любовью. Всего себя отдавал ей. Было взаимодействие любви и энергии творчества. А потом, когда она его разлюбила, у него не получалось что-то нормальное написать. Проходит уже два года, она приезжает, а он до сих пор её любит. Но как любит? Та чистая любовь, которая была изначально, переросла в манию. Он просто без неё не может, как оказалось, и идти ему некуда, - говорит Василий Анохин.

Если вы читали пьесу, то финал спектакля вы себе проспойлерили. Тех, кто только планирует знакомство с "Чайкой", удивит, как автор лавирует на границе трагедии и комедии. Чехов - это, прежде всего, особое чувство юмора. И карикатурные персонажи во время показа не раз провоцировали приступы смеха в зрительном зале. А музыкальные решения режиссёра только усиливают эффект от смены настроений между сценами. Вдруг персонажи начинают двигаться в танце под ритмы танго, одна экспрессивная мелодия в мизансцене сменяет другую, передавая чувственность, свойственную деятелям искусства. Кстати, Егор Витько впервые работал с музыкой, написанной специально для спектакля. Её сочинил Вячеслав Лукашов.

Писатель Евгений Замятин рассказывал о том, как родилась чеховская "Чайка", так:

Однажды он был в Крыму вместе с художником Левитаном - на берегу моря. Над водой летали чайки. Левитан подстрелил одну из чаек и бросил наземь. Это было такое ясное зрелище - ненужной, зря умирающей, убитой красивой птицы, что оно поразило Чехова. Из этого мелкого факта, запомнившегося Чехову, - создалась пьеса "Чайка".

- Мы пришли к тому, что чайка - это отсылка к прошлому, то есть к прошлой наивной Нине, которая играла в спектакле Треплева, которая идёт в искусство за славой. А в финале она говорит, что слава и блеск - это всё не то. Она больше не та чайка, что погибла от неосторожной руки, она - актриса, теперь настоящая, - говорит Наталья Сухоносова.

Фото: Елизавета Медведева

Читайте также