Экспертное жюри всероссийского проекта "Вместе Медиа" и сообщества студенческих медиапроектов "УниверСити" выбрало претендентов на победу в номинации "Проект с использованием искусственного интеллекта". В шорт-лист претендентов на победу попали два материала "Омск Здесь", созданных с помощью нейросетей. За главный приз будут конкурировать 12 проектов.
"Вместе медиа" - это ежегодный проект для региональных медиаспециалистов, который проводится во всех федеральных округах России с целью поддержки качественного контента. Его участники - журналисты с внутренней культурой, широким кругозором и искренней заинтересованностью в своей работе.
В результате отборочного этапа эксперты отобрали материалы, посвящённые городским пейзажам Омска:
- Угадываем омские достопримечательности в фантазиях нейросети
- Апокалипсис, пираты и киберпанк. Что случилось с Омском?
Оба материала представляют собой яркие размышления о том, как мог бы выглядеть наш город, если бы история пошла по другому пути, и как известные художники представляли бы его на своих полотнах.
Мы пообщались с авторами этих фантазийных проектов, чтобы разузнать, как им пришла идея порассуждать именно на эту тему и легко ли приручить нейросети.
- В одном из материалов вы написали, что тестировали нейросети Kandinsky 2.1 и Lexica, но остановились на Midjourney. Как долго знакомились с её механизмами и что больше всего в ней поражает? Например, сколько запросов нужно ввести, чтобы она выдала именно то, что ты хочешь увидеть?
Дарья:Когда эти материалы были в работе (2023 год), Midjourney была самой прошаренной нейросетью. Это и подкупило - люди были похожи на людей и картинки получались очень качественными, в отличие от Кандинского того времени, например. С механизмами Midjourney я освоилась быстро, достаточно было понять схему построения промтов. Чаще всего я генерировала что-то по наитию, корректировала запросы в процессе, так и научилась добиваться нужного результата. Это весело! Но сказать точно, сколько запросов нужно ввести, чтобы получилась идеальная генерация, нельзя. Иногда и с первого раза получается, иногда приходится раз шесть переделывать.
А ещё раньше все смеялись с того, что эта нейросеть не может нормально нарисовать пальцы и приделывает лишние. С количеством пальцев сейчас проблем почти нет, но иногда внезапно вылезают другие "артефакты" там, где их максимально не ожидаешь. Например, долгое время пытаюсь сделать генерации, на которых люди едят или пьют. Но MJ почему-то сложно понять, как человек выглядит во время этот процесса, как обычно держит стакан или ложку. Не знаю, с чем это связано, но вопрос изучаю!
- Почему вам так захотелось пофантазировать? Как вы выбирали стили, которые в итоге были представлены в ваших работах?
Алёна: Если есть возможность, то почему бы не попробовать, а у нас она как раз была. Генерировать любые картинки с нуля мы тогда уже умели, а вот попробовать совместить стиль и достопримечательности родного города так, чтобы было и красиво, и узнаваемо, - это был своего рода вызов для нас. Мы пробовали очень много стилей и омских локаций, когда готовили материал, в итоговый вошла всего лишь часть из того, что мы генерили. Бывало так, что некоторые памятники совсем теряли свой узнаваемый внешний вид или, наоборот, какой-то стиль совсем не угадывался. Мы так очень долго пытались реализовать концепт с НЛО: летающие тарелки не везде смотрелись хорошо и эффектно, иногда они "застревали" в зданиях, и картинка совсем переставала иметь смысл.
Дарья: Поскольку мы издание про Омск, логичным показалось эти вещи совместить - нейросети и наш город. Руководитель предложил поэкспериментировать и представить знакомое в необычном, так что идея не моя. Но я её развила - подумала, что достопримечательности бы хорошо смотрелись, потому что есть очень знаковые фигуры.
С этим материалом было интересно работать, я тогда по ощущениям тысячу картинок нагенерировала... А нужно было выбрать самые-самые удачные и интересные. Там ведь не только памятники надо было выбрать, но ещё и художников с каким-то очень самобытным стилем. Короче, я очень запарилась, но вышла конфетка!
- В ваших материалах отображено множество городских локаций, какие из них вам больше всего нравятся? Может быть, с каким-то местом связана личная тёплая история из прошлого?
Алёна: Конечно, были некоторые моменты, которые прям точно хотелось создать и представить. Для меня это была генерация ДК Малунцева в стиле стимпанк. У меня очень тёплые воспоминания об этом месте, меня маленькую часто водили туда на какие-то детские "развлекушки", и мне хотелось чтобы этот ДК точно появился в материале, чтобы на сердечке стало тепло!
Дарья: Мне очень нравится здание бывшего Речного вокзала, которое нейросеть показала в стиле картин Анри Матисса. Здание само по себе очень интересное и находится в знаковой для Омска локации. Кто-то даже верит, что в местах слияния рек особая энергетика, но тут уж не знаю. И тёплая история действительно есть! В детстве и подростковом возрасте я часто гуляла в тех местах и ходила в кинотеатр, который там расположен. Мне нравилось проводить время с родителями и играть в автоматы на первом этаже, что-то волшебное в этом было. Так что до сих пор люблю бывать в тех местах.
- Не сложно ли было работать в соавторстве? Как вы договаривались, как отбирали и как генерировали вместе изображения? Не пришлось ли что-то исключать из списка?
Алёна: Работать в соавторстве было отлично. Мы с Дашей как-то сразу поймали коннект и понимали, что работаем над общим делом, поэтому не было какой-то делёжки локаций и стилей. Каждая из нас пробовала и делилась опытом с другой: какие слова лучше использовать в промте, чтобы картинка вышла более узнаваемой, но интересной, или какой стиль с какой локацией можно попробовать совместить, чтобы точно получилось обыграть и то, и другое.
- А как вы считаете, может ли нейросеть генерировать инфоповоды для подобного развлекательного контента?
Дарья: На самом деле нейросети - всего лишь инструмент. Без хорошей идеи и примерного представления о том, что должно получиться, ничего не выйдет. Так что сами по себе эти картинки вряд ли станут инфоповодом, скорее красочным дополнением к новости. Но если очень хочется, можно попросить нейросеть ChatGPT придумать 10 идей для развлекательного контента, а потом попросить MJ эти идеи визуализировать, но это всё, конечно, нужно редактировать.
- Многие опасаются, что ИИ, специализирующийся на генерации изображений, скоро заменит дизайнеров, у которых на разработку какого-либо изображения уходит несколько часов, а то и дней. Как вы считаете, нужен ли человек таким программам, как Midjourney?
Дарья: Midjourney ничего не сделает без "оператора" - человека, который будет генерировать идеи, составлять промты и выбирать самые удачные генерации. И я всё-таки считаю, что даже в самой красивой генерации нет души, которая чувствуется в работах художников и иллюстраторов. Так что о полной замене дизайнеров бездушной холодной машиной пока и не идёт речи, но использовать MJ в качестве помощника можно и даже нужно. Всё-таки это здорово экономит время!
В прошлый раз мы рассказывали, что жюри всероссийского проекта "Вместе Медиа" выбрало претендентов на победу в номинации "Короткое вертикальное видео". За главный приз борются 32 работы, из которых два видео созданы SMM-специалистами "Омск Здесь". Эксперты выделили два видео: о том, как Белый кролик, Лютик и Скоморох исполнили песни для омичей в центре города, и о музыкальном подарке от резидентов Дома актёра.
Победителей номинаций конкурса объявляют на церемонии награждения на конференции "Вместе Медиа" в Москве.
Держим кулачки!