15 и 16 ноября в Омске состоится премьера мюзикла "О любви, или Забытые письма" (16+) драматического театра "Студия" Любови Ермолаевой. В литературную основу спектакля положена история любви Антона Чехова - маэстро короткого рассказа и источника искромётного юмора в русской литературе и начинающей писательницы Лидии Авиловой, а также знакомые со школы произведения Чехова "Каштанка", "Дама с собачкой", "О любви" и переписка с Авиловой.
О том, как удалось сочетать реальную историю трагической любви Чехова и рассказ о цирковой собачке, насколько похожи животные на людей и как должен петь актёр, рассказали режиссёр и актёры мюзикла журналистам в рамках "Культурного завтрака".
Создатели мюзикла "О любви, или Забытые письма" пошли на эксперимент, проведя параллель между реальной историей любви Чехова и Авиловой, которая на момент их романа с писателем была замужем, и трогательной историей о рыжей дворняжке, отчаянно нуждающейся в заботе. Иван Бунин, хорошо знавший обоих участников любовной драмы, утверждал, что ни одну женщину в жизни Чехов не любил так пылко, как Авилову. Эти отношения продлились 10 лет, но Антон Павлович не мог разрушить семью, даже если женщина в ней была несчастна. Сама она зарывала свой писательский талант в землю и не смела никому открыть своих истинных чувств, лишь бы не выбиваться из общепринятых норм. В одну из последних встреч с Авиловой Чехов сделал признание:
Я любил вас. Мне казалось, что нет ни одной женщины на свете, которую я мог бы так любить. Я вас любил и думал только о вас.
Кстати, самого Чехова в постановке зритель не увидит, но на сцену выйдет мистер Жорж, клоун и новый хозяин Каштанки, - прототип писателя.
Режиссёр мюзикла Сергей Фёдоров (Москва) рассказывает, что в центре постановки - всё-таки рассказ "Каштанка", в котором Чехов метафорически отразил всю историю своих отношений с Авиловой. Именно через призму характеров героев-зверей, которые представлены очеловеченными (не лают и не кусают), развивается драма двух влюблённых. Это трагедия женщины в клетке. Сергей Фёдоров утверждает, что у актёров смешение персонажей и своеобразный подход к рассказу "Каштанка" вызывает множество вопросов. Но режиссёр уверен - не стоит искать логику в пересечении биографии писателей и сюжете "Каштанки", нужно просто довериться чувствам и таланту актёров.
Режиссёр Сергей Фёдоров
- У Чехова не зря все животные имеют имя и отчество: Фёдор Тимофеевич (кот), Хавронья Ивановна (свинья), Иван Иванович (гусь). Животных мы не играем, всё это люди в теле животных. Хотя у них нет ни хвостов, ни ушей. Зверь - совсем как человек, страдает, ему больно, у него есть душа, чувства, которые он не в состоянии просто высказать, - рассказывает Сергей Фёдоров.
Театр "Студия" Любови Ермолаевой - это не только драматический, но и поющий театр. Однако не все актёры обладают достаточными вокальными данными для исполнения музыкальных партий. Роль чёрной свиньи Хавроньи Ивановны исполняет Ольга Серман. Она признаётся, что профессиональной певицей не является, но для актёрского исполнения это и не нужно, ведь в театре должны петь душой, передавать живые эмоции, цепляя зрителя не вокалом, а актёрским талантом.
Ольга Серман
- Я не знаю, как воспримет наш спектакль публика, но я люблю нашего зрителя, верю в его ум, в его театральную насмотренность. Бывает, что даже гениальный для кого-то спектакль, другого может не тронуть за душу. Наш мюзикл - это не "развлекалочка". Он философский, заставляет задуматься, - рассказала Ольга Серман.
Центральные роли двух главных героинь Лидочки Авиловой и Каштанки исполняют Екатерина Романив и Наталья Игнатова соответственно. Героини неразрывно связаны: образ Каштанки, по режиссёрской задумке, и есть сама Авилова, запутавшаяся и одинокая в своём несчастье. Она искала любовь и претерпела слишком много лишений из-за неё и общественного давления. Счастье с Чеховым было невозможно, и Авилова вернулась обратно в семью из преданности к мужу, как и Каштанка вернулась к своему старому хозяину столяру Луке и его сыну Федюшке, даже несмотря на то, что мистер Жорж сделал её жизнь комфортнее и счастливее.
Наталья Игнатова
- Каштанка - это олицетворение преданности, в первую очередь собачьей верности. И Лидочка была так же верна Чехову. Роль сама по себе активная - демонстрация собачьего счастья, щенячьего восторга. Она влюблена в своего хозяина, и неважно, что он кричит на неё, пинает.Клоун мистер Жорж дал ей всё, о чём она могла мечтать: сытые обеды, цирковая арена, любовь зрителя, подобие семьи. И она это ценила, восхищалась всем этим. Но эта новая жизнь не могла преобладать над тем, к чему она привыкла, живя в доме столяра и его сына Федюшки, - рассказывает Наталья Игнатова.
Роль статного серого гуся Ивана Ивановича исполняет Виталий Романов.
Виталий Романов
- Роль у меня небольшая. И хочется за то небольшое время, что отведено на сцене, затронуть зрителя за живое. В моём герое есть какое-то достоинство, менторство, такой артист из императорских театров. Но если вспомнить гусей, то они бывают очень нелепы и суетливы, что добавляет юмора, - рассказал актёр.
По мере развития сюжета на сцене начинают появляться новые герои: солдаты, цыгане и так далее. Есть даже персонажи, которые были придуманы авторами мюзикла. Например, роль нищей бывшей актрисы и домработницы исполняет Алёна Устинова. Кстати, она же выступает и педагогом по вокалу.
- В нашем мюзикле все персонажи проходят через путь Каштанки. В этой истории все герои немножко потерянные, как и рыжая собачка Чехова: актриса, которая запуталась, ещё появится чиновник, он тоже не знает, куда ему по жизни путь держать. Мой второй персонаж - домработница в доме у артиста - тоже любящая, привязанная к нему. Она находит семью, которую одновременно и любит, и ненавидит, ухаживает за артистом и его питомцами, где-то злится на них, но понимает: какая бы это ни была семья, он ей стала уже родной, - говорит Алёна Устинова. - Так сложилось, что я всегда занимаюсь с актёрами подготовкой к вокальным номерам, но у меня нет цели научить актёра петь. Ведь наш театр - это не образовательное учреждение, я просто помогаю актёрам подобрать тональность, и если вижу, что у человека хорошие вокальные данные, тогда уже упорствую, чтобы он больше и лучше пел, а с тем, у кого не очень получается, переходим, например, на речитатив.
Алёна Устинова
Над спектаклем трудится большая команда, включающая хор и балетную труппу. Над музыкальным оформлением работал композитор из Москвы Андрей Пересумкин, а хореографом-постановщиком выступил лауреат национальной театральной премии "Золотая маска" Александр Бабенко. Помимо уже названных персонажей в спектакле появятся белый кот Фёдор Тимофеевич (Дмитрий Жалнов), дама с собачкой (Татьяна Жалнова), городовой и директор цирка (Игорь Двоеглазов) и др.
Фото: Елизавета Медведева