Свободное время  •  17 октября 2024, 15:03, последнее обновление 17 октября 2024, 15:05

"Медленный хоррор" на омской сцене. Рассказываем, как зрителя будут пугать в "Пятом театре"

Режиссёр из Москвы на сцене "Пятого театра" ставит хоррор-спектакль о затерянной российской глубинке.

Премьера хоррор-спектакля "Остров Рикоту" (16+) по одноимённой пьесе драматурга и сценариста Натальи Мошиной состоится 25 и 26 октября в "Пятом театре".

Пьеса написана в середине нулевых: рафинированный журналист из Москвы Игорь Воеводин, привыкший к столичному комфорту и лоску, по долгу службы отправляется в командировку на окраину России. Он должен написать эссе о людях, живущих на острове Рикоту. Сначала Игорь смотрит на жителей далёкой провинции свысока, но когда островитяне заявляют, что никакой Москвы и России нет и в помине, он понимает, что эти люди не так просты, как кажутся, а ему грозит серьёзная опасность. В итоге журналист теряет ощущение реальности и оказывается где-то по ту сторону привычного мира.

Это спектакль о человеке без стержня, который попадает в западню. В пьесе остров Рикоту - всеми забытый край России, где люди оторваны от социума и варятся в своих проблемах без возможности обратиться за помощью. У героев нет внутренних ориентиров, им не на что опереться, они не могут рассчитывать даже на самих себя, поэтому эти люди духовно уязвимы перед демонами.

Как рассказывала сама Наталья Мошина в одном из интервью, на сюжет пьесы её вдохновил репортаж о маленьком острове на Дальнем Востоке, который не могут покинуть вахтовики-рыбообработчики, потому что им не платят зарплату.

Режиссёром омской постановки "Остров Рикоту" выступил приглашённый из Москвы Фамил Джавадов. Наш город Фамилу Джавадову не чужой - он родился в Омске. В 2021 году окончил петербургский РГИСИ по специальности режиссёр драмы (мастерская Андрея Могучего), в 2023 году прошёл Вахтанговскую театральную школу. Спектакли Фамила Джавадова идут в БДТ им. Товстоногова и театре им. Моссовета в Москве, в Хабаровском ТЮЗе, в петербуржском "Таком театре".

- Пьеса Наталии Мошиной не попсовая, жанровая и современная. И "Пятый театр" тоже про современность. Поэтому "Остров Рикоту" мне кажется хорошим выбором, он подходит для хоррора. В кино зрителей зачастую пугают скримерами, жестокими сценами и другими визуальными и шумовыми эффектами. На мой взгляд, хоррор в театре может быть не менее острым, чем в кино, - он идеально работает со сцены, проникая в зрителя здесь и сейчас. На сцене можно использовать другие методы воздействия, которые демонстрирует поджанр слоубёрнер, - рассказал "Омск Здесь" Фамил Джавадов.

Слоубёрнер - это медленное повествование, многослойный сюжет, отсутствие прямого шокового воздействия и широкий простор для воображения. Режиссёр рассказывает, что для жанра характерно медленное погружение зрителя в повествование, тревожность, предчувствие, что вот-вот произойдёт что-то страшное. Слоубёрнер позволяет стереть границы между реальностью и фантазией, но при этом не переборщить со спецэффектами. Это усиливает чувство того, что всё фантастическое происходит взаправду. Фамил Джавадов определяет слоубёрнер как "медленный хоррор".

- Зачастую нас пугает то, что невозможно объяснить. И главный герой как раз попадает в эту ситуацию. Он понимает, что что-то не так, и его тревога передаётся человеку в зале. Музыка, пластика героев, световое решение - всё это работает на создание атмосферы, присущей хоррору, - говорит режиссёр.

Репертуар "Пятого театра" нуждался в постановке современной драматургии, в эксперименте, поэтому был выбран жанр хоррора, нетипичный для этого театра. Тем более что в театральном мире этот жанр не очень распространён. Как отмечают в пресс-службе "Пятого", причина этого в том, что тяжело удерживать напряжение на протяжении всего спектакля. Зритель постоянно должен задаваться вопросом, что происходит, а это непростая задача для режиссёра.

- Я прочитал и понял, что это то, что я искал. Всё совпало. "Пятый театр" - это про современность, и пьеса замечательно подходит ему. В ней столкновение двух миров - Москвы и России. Ведь есть убеждение, что москвичи далеки от реальности, а Москва - это не Россия, - пояснил Фамил Джавадов.

Художником-постановщиком спектакля выступает Никита Запаскин, хореографом - Аглая Соловьёва, художником по свету - Евгений Козин. В спектакле заняты актёры театра: Сергей Троицкий, Евгений Точилов, Анастасия Лукина, Вероника Крымских, Александра Урдуханова, Олег Чичко.

Читайте также