Во времена, когда все истории начинаются не в тридевятом царстве, а в мегаполисе, молодильные яблочки заменили на уколы красоты, а волшебный клубочек с путеводной нитью теперь называют навигатором, мы всё ещё хотим верить в сказки. Правда, быстрый темп жизни, изобилие информации диктуют тренд на остросюжетность. И тут самое время напомнить, что в сказках Омского Прииртышья можно найти настоящий хоррор.
В Государственном центре народного творчества готовятся презентовать сборник детских сказок, собранных в деревнях и сёлах нашего края. А мы тем временем решили узнать, пришлись ли по душе истории предков омичам, зачем нужны сказки детям сегодня и какие инсайты старые сибирские сюжеты открывают нашему поколению.
В 1991 году в селе Кейзес Седельниковского района фольклорист Ефим Яковлевич Аркин записал сказку "Ерошка". Историю про воровство репы ему рассказал Пётр Фёдорович Матюков. Он стоял у истоков династии сказочников его семьи. Память на истории передалась и его детям. Вот, например, старший сын Петра Фёдоровича Анатолий в детстве в течение целого года не мог научиться читать в первом классе деревенской школы: все тексты из букваря он дословно воспроизводил по памяти после единственного прочтения их учителем вслух.
Изображения увеличиваются по клику
"В сказке "Ерошка" наказывается порок - воровство. Был украден весь посев репы, которым мечтали полакомиться дед с бабой. Они отправились бить Ерошку, дабы наказать за кражу, не собираясь, очевидно, делать это с жестокостью. По пути встретили группу из шести сказочных персонажей, которые, узнав о содеянном и возмутившись, решили помочь старикам. Коллективно, "бригадой" оно сподручней"
- Ефим Аркин.
ПОЧЕМУ В ДЕТСКОЙ СКАЗКЕ МЫ ВИДИМ СТОЛЬ ЖЁСТКУЮ РАСПРАВУ?
"У сказочных персонажей чувство морали несколько иное, чем у людей, поэтому их расправа соответствовала их "менталитету", и получилась достаточно жёсткой. Зло наказано, дед с бабой удовлетворены. Это укладывается в логику одной из 10 заповедей - "не укради", соответственно, этот грех наказан, а сказка сочинена в назидание. Думал ли рассказчик о назидании? Возможно, просто рассказывал её детям, любящим их слушать, а попутно и смысл вкладывался. Такие сказки, надеюсь, должны быть интересны и современным детям", - Ефим Аркин.
Авторами иллюстраций для сборника выступили ученики детских художественных школ города и области. Историю про Ерошку читатели смогут рассмотреть на рисунке 11-летнего Антона Харитонова. Антон занимается в Тарской детской школе искусств в классе Евгении Алексеевны Рязановой. И первый год обучения уже принёс свои плоды.
Изображение увеличивается по клику
- Нам прочитали несколько сказок на выбор, больше всего понравилось про Ерошку. Ко мне сразу пришла идея, и я решил раскрасить её своими цветами. Рисунок выполнен цветными карандашами. Вообще, сказки сейчас не очень популярны среди нашего поколения. Они больше не для развлечения, а для вдохновения, - рассказал корреспонденту "Омск Здесь" Антон Харитонов.
Пока юные дарования вдохновляются сказочными сюжетами и расширяют свой кругозор, мы предложили нашим читателям вынести свой вердикт об актуальности истории про украденную репку. Детективные нотки в сибирской сказке нашла эксперт по туризму Анна Статва.
Кто-то ищет сакральный смысл, а кто-то отдохновение. Для одних сказка - способ уложить своего малыша, для других - ощутить свою принадлежность к культурному коду. Разгадать сказочные смыслы и для опытного читателя непростая задача. Жестокая расправа или справедливость восторжествовала? Вот к чему порой приводит украденный корнеплод. Ерошкины пороки - всем нам уроки, репу не своруете - счастливыми будете!