Свободное время  •   1 августа 2024, 13:05, последнее обновление 4 августа 2024, 11:42

"Высокая нота - расслабление": Валерия Кузьмова о покорении Санкт-Петербурга

Десятилетняя ученица ДШИ № 6 им. Е. Ф. Светланова, участница хора PrimaVera Валерия Кузьмова стала лауреатом в конкурсе юных вокалистов Елены Образцовой, который в июле прошёл в капелле на берегу Невы. Она стала первым ребёнком из Омска, который стал победителем такого серьёзного конкурса в столь юном возрасте.

С юной вокалисткой, у которой в глазах огонь, мы обсудили "секретные ингредиенты", ведущие к победам, профессиональные ориентиры, ответственность, с которой вокалист должен справиться перед выходом на сцену и атмосферу закулисья конкурса, где почти каждый участник находится в коконе страха. Небольшой спойлер: с ним каждому конкурсанту будет необходимо попрощаться, перед тем как сделать первый шаг на сцену.

- Лера, когда ты поёшь, какие эмоции царят внутри тебя?

- Это удовольствие! Особенно на высоких нотах! Высокая нота - это для меня, как ни странно, расслабление.

- Ты недавно вернулась с конкурса Елены Образцовой. Поделись впечатлениями, чем удивила поездка? Какие яркие моменты тебе подарил Петербург и что запомнилось? 

- Мне очень понравилось в Smile Park! Мы гуляли в разных дворцах: Зимнем, Юсуповском, были в квартирах Ахматовой и Пушкина, его лицей тоже посещали. Меня удивил Кронштадт: статуи из песка, Финский залив. Красота вокруг и прогулки помогли расслабиться и отстраниться от мыслей о предстоящем испытании на конкурсе.

- Прогулки своё дело сделали - ты стала вторым лауреатом конкурса. Когда объявили твоё имя, какая у тебя была первая мысль?

- Я ждала первое или второе место. Очень ждала (улыбается). И когда объявили, что второе, я была рада: "Всё! Второе! Ой? Стоп! А это реальность?" Какие были эмоции? Шок и восторг!

- Конкурс проходил в два этапа, на первом выступало около 200 человек, какая атмосфера была внутри конкурсантов?

- Да (смеётся)! Когда я была у сцены, зажимала уши, повторяла текст, боялась, а потом выходила на сцену, и испуг проходил. Не было его, и когда спускалась со сцены и понимала, что спела идеально: "Успокойся! Всё!". Только потом горло очень сильно пересыхало, никакая вода не помогала после самого конкурса. Никакой дружеской атмосферы за кулисами нет - только испуг каждого конкурсанта! Но там мы его и оставляем - на сцене вокалист должен быть свободным.

- Расскажи о своей программе, чем для тебя были сложны и интересны композиции?

- В "Совёнке" Шумана были четыре разнохарактерных куплета, очень эмоциональное произведение. Народная песня "Травушка-муравушка" - в ней были мои любимые высокие ноты. Это моя самая любимая песня! Меня удивила акустика, я выступала в зале капеллы, где очень высокие потолки и потрясающее эхо после того, как споёшь что-то. Я получила большое удовольствие!

- Большая сцена манит или, скорее, пугает?

- В равной степени и то и то.

- Как тебе академический репертуар? Говорят, его трудно понять, но что ты в нём находишь? Или эстрадный вокал тебя больше манит?

- Эстрадную музыку я больше дома пою, а академическую - на концертах и в школе. Её люблю за плавность и внутрижанровое разнообразие. Все песни очень разные!

- Давай попробуем составить топ песен, которые в твоей голове "на репите". Те, под которые тебе хочется зажигать.

- А у меня не играют песни в голове, я обычно о другом думаю (смеётся). Вообще я люблю корейскую музыку. Я не знаю названий, но изучаю корейский язык наравне с английским.

- В прошлом году ты принимала участие в Большом Симфоническом парке, выступая на площадке "Вселенная мюзикла". Что тебе дал тот опыт? 

- У меня была там как раз эстрадная песня "А я не хочу, не хочу по расчёту". Мне понравилось зажигать на сцене. Трудно было не сбить дыхание, пока ты танцуешь и поёшь одновременно, но это классный навык, которому мы там и научились.

- А какая песня для тебя является показателем профессионального уровня? К чему стремишься в профессиональном плане?

- "Аве Мария". Очень хочу её спеть, но сначала её нужно хорошенько выучить.

- Ты часто выступаешь с хором, участвуешь в конкурсах, вокал уже сейчас в работу не превращается? Ты относишься к занятиям как к хобби или как к будущей карьере?

- Когда песня легко даётся, я думаю о карьере (улыбается), а когда материал не нравится, и ты не хочешь её петь, то просто думаю: "Надо это сделать здесь и сейчас". Потому что есть цель, например, занять место на конкурсе. И всё - появляется азарт, и остаётся только выдержать нагрузку. Главное качество вокалиста - выносливость.

- В жизни часто поёшь, не считая занятий?

- Да! Я даже на улице это делаю. Например, вчера шла и пела. Импровизирую или пою всё подряд, что на ум приходит.

- Что для тебя значит эта победа на конкурсе Образцовой? Это просто ещё одна ступенька в творчестве или мечта?

- Да, я мечтала о первом или втором месте на этом конкурсе. В моей жизни он пока самый серьёзный. Конкурс Елены Образцовой проходит раз в два года. В этом году было много участников, только первый тур длился 3 дня. Перед этим были репетиции и, конечно, было интересно послушать соперников и понять, на что они способны. Во время репетиций "подслушивали". За закрытыми дверьми всегда кажется, что там гений поёт. Но потом наступают конкурсные дни, трансляция которых ведётся на весь мир.

Академическое исполнение не подразумевает работу с микрофоном - оно направлено на работу с акустикой зала. Конечно, в капелле голос исполнителя летит и порхает, а на трансляции, где звук передаёт статичный микрофон (мы как эстрадники с ним никак не работаем для выгодного звучания), слышны все погрешности. Микрофон хорошо передаёт все интонационные ошибки. Мы с мамой и друзьями смотрели трансляцию, пока я была за кулисами, и увидели очень приличный уровень у всех исполнителей. Сделали выводы для себя: нужно много работать над дыханием. Потому что даже капля волнения его сбивает. А в академическом репертуаре взять, где захочется, да и направить микрофон к зрителю, чтобы он подпевал, просто так не получится, нельзя (смеётся). У нас всё чётко - один вдох иногда нужно распределить на четыре-пять фраз.

- А эта серьёзность давит?

- Да, за кулисами сильно давит, а потом выходишь на сцену и становится хорошо. Некоторые ребята выходили на сцену, и у них срывались ноты, они забывали слова. Ответственность и испуг на сцене им мешали расслабиться. Была девочка, которая плакала на сцене и на протяжении всей песни так и не смогла остановиться. Она допела со слезами, но было видно, что она страдала. И вот непонятно на самом деле, такие выступления - они закаляют или ломают? Поэтому к конкурсу важно готовиться психологически, например, много радоваться и гулять и выходить на сцену только, если готов и понимаешь, что очень хочешь себе и жюри показать, что ты можешь самом деле.

- Когда выходишь на сцену, "испепеляешь" жюри взглядом?

- Нет (смеётся). Главное - не бегать взглядом, посмотреть людям в глаза на балконе, а потом в разных точках в партере. Бегающий взгляд - признак страха, а он на сцене только мешает.

- Ты сказала, что мечтала об этом конкурсе. Когда вышла на сцену, удалось насладиться моментом?

- Я вышла на сцену и представила, что это просто репетиция или концерт. Концерты - они легче и приятнее конкурсов, там ты не боишься забыть слова. Будешь не уверен - нормально не споёшь.

- Как тренируешь в себе силу воли, чтобы в ответственный момент держать эмоции под контролем?

- Только практика - много работать и много выступать. А ещё желательно иметь цель, на её достижение работать легче. В этом конкурсе я хотела стать лауреатом и получить приз, потому что коплю на подарок.

- Если не секрет, на какой? Мечтаешь о щенке?

- Нет, никаких собак - у меня уже есть крысы (смеётся)! Всё в порядке, они домашние. Я коплю на "Айфон".

- У тебя есть какие-то особые талисманы или ритуалы перед выходом на сцену?

- У меня есть талисман - Мишка, но я его с собой на конкурс не взяла. А вообще ритуал один - заниматься. Я обычно 2 дня работаю, 2 дня отдыхаю. Понимаю, что если случится перенагрузка, то голос может пропасть минимум на неделю.

- Как отдыхаешь?

- Гуляю с друзьями!

- Твой педагог - это твоя мама. Расскажи, как с ней работается? 

- Здорово - в одном лице и мама, и преподаватель. Она требует дисциплины и отдачи делу. "Сю-сю-сю" от неё во время занятий нет. Лишний раз воды попить не отпускает и на вопрос, а что у нас сегодня на обед, не отвечает. Но проходят 40 минут занятия, и у мамы уже совсем другой тембр голоса включается. Мы вместе идём заниматься любимыми совместными делами.

- Какой её совет всегда вспоминаешь перед выступлением?

- "Будь уверенна. Всё будет хорошо, просто покажи, что ты умеешь".

- Победа есть, как планируешь наслаждаться летом?

- Хочу много гулять и повеселиться в аквапарке! И, конечно, будем выступать с хором PrimaVera.


Большое интервью с Евгенией Кузьмовой мы записывали ранее - обсудили отчётный концерт хора PrimaVera, отличие в тенденциях педагогической деятельности сегодня и 20 лет назад, а также поговорили о том, нужно ли быть строгим преподавателем с детьми.
 

Фото: Илья Петров

Читайте также