- Ирина, количество фестивалей моноспектаклей в России увеличивается. Интересно ваше мнение, с чем это связано?
- Меняются ли темы в моноспектаклях в последние годы?
- Конечно. Ещё несколько лет назад основной темой была острая политическая сатира. Все хотели делать что-то такое на грани фола, на грани скандала, и этого было очень модно, так же, как по телевизору. Сейчас ситуация изменилась. Во-первых, изменилось время. Надо быть аккуратными, и актёры, как умные люди, понимают: надо менять отношение к тому, что происходит вокруг. Вижу, что сейчас много патриотических постановок. И заметно, что всё чаще стали вспоминать старых драматургов. Даже большие театры пытаются делать премьеры по произведениям таких драматургов, как Розанов и Володин. О том ностальгическом времени, где тоже была и ирония, и критика, но люди смотрели на жизнь иначе. Сейчас это воспринимается в другом контексте.
- А может быть, возвращение тех же советских драматургов связано с тем, что театры не хотят или не могут ставить западных авторов?
- Нет. Я думаю, что театры идут навстречу людям. Есть подобный запрос от зрителя. Ведь в тех произведениях было больше добра, больше взаимопонимания, а герои рассуждали что ли более глобально.
- Вы - руководитель творческого проекта театров Российской Федерации "Театральная провинция", который приглашает в Центральный Дом актёра спектакли, заявившие о себе на региональных фестивалях. Театральная провинция сейчас, в 2024 году, она какая?
- Но огни больших городов и столичные подмостки продолжают манить артистов из провинции. Как остановить это?
- Никак. Это в душе. Каждый актёр и режиссёр, если они благополучны в своём театре и любимы своей публикой, почему-то часто решаются на переезд. И, наверное, в чём-то это хорошо, потому что без амбиций хороший актёр не может существовать. Он должен стремиться к чему-то. Главное, чтобы он не потерялся в большом городе. Ведь часто бывает, что он приезжает, пробует и потом возвращается назад. Так было во все времена. Но замечу, что сейчас провинциальные театры набирают артистов и режиссёров из московских и питерских театральных вузов, привозят их к себе, и они там прекрасно себя чувствуют, работают и живут. Театр - живой организм, которому нужна молодая кровь. А артистов много, не волнуйтесь, на всех хватит.
- Мы начали разговор с фестивалей, ими и завершим. "ЧАТ" нашёл свое место на театральной карте России?
- Конечно. Это важно, что молодые могут приехать и показать себя. Это большое дело, когда такой маленький театр проделывает такую огромную работу - шесть дней принимает по два, а то и по три города. Это дорогого стоит. Хвала, почтение и низкий поклон от всех, кто приезжает в Омск. Потому что все, кто уезжает отсюда, хочет потом сюда вернуться.
Фото предоставлены героиней публикации