Учеников ЦМШ всё чаще можно увидеть на площадках Омской филармонии. Молодые артисты регулярно приезжают в Омск и собирают здесь полные залы, гости таких вечеров остаются в восторге: безо всяких "скидок на возраст", отмечая не уступающий взрослому исполнительский профессионализм и мощнейшую энергетику юности.
О чём мечтают, как работают над собой и с кем хотят сыграть на одной сцене, - молодые музыканты рассказали "Омск Здесь". Встречаем нашего нового героя - скрипача Александра Колесникова.
- Александр, помните день, когда взяли в руки скрипку? Когда это было, при каких обстоятельствах и какие были эмоции?
- Помню, но это была не сама скрипка, а игрушечный красный автобус. Он у меня в раннем детстве был "скрипкой", колки для скрипки - колёса автобуса, а трубочка для сока - это был смычок. Автобус переворачивал, чтобы колки-колёса были не внизу, а сбоку. Мне было около трёх лет. В доме играла музыка, по-моему, "Гроза" Вивальди. Я "играл" на своей "скрипке" и ещё ногой в такт музыки постукивал. Так выступал перед папой и мамой.
- Всё-таки почему скрипка?
- Классическая музыка в доме звучит всегда. С мамой мы очень много ходили в филармонию на концерты. На скрипичных концертах я любил наблюдать, как у скрипачей от виртуозной игры рвётся волос [на смычке]. После концерта Павла Милюкова (российский скрипач, солист Московской филармонии и Санкт-Петербургского Дома музыки, преподаватель кафедры скрипки Московской консерватории - прим. ред.) сказал маме, что хочу играть на скрипке, как он. Мама отвела меня в музыкальную школу, нам сказали научиться читать за лето и в сентябре приходить. Так в 4,5 года я начал играть на настоящей скрипке. Когда взял инструмент в руки, у меня было ощущение, что я могу играть, руки свободно двигались. Мне один раз объяснили, где какая нота, и я всё запомнил. Я просто играл, и у меня получалось. Попросил педагога сразу выучить "Полёт Шмеля" - все смеялись!
- Как считаете, всякий скрипач - романтик?
- Нет, я не считаю, что все скрипачи романтики. Все разные.
- Как бы вы охарактеризовали свою манеру исполнения? Сильно ли вы эмоциональны?
- Я играю эмоционально, иногда даже очень. Но где-то можно и больше, а где-то наоборот, аккуратней, особенно в ЦМШ на экзаменах. И вообще в России в первую очередь важно играть чисто, а потом уже эмоционально, ещё и оценки ставят. Я приспособился находить этот баланс. Сейчас особенно важно находить баланс, потому что играешь в зал и одновременно всё пишется на камеры. Вот когда играешь на концерте очень эмоционально, можно "улететь" и не попасть в какую-нибудь ноту. Зритель, может, и не заметит, у него останутся свои ощущения, которые он испытал, мурашки, например. А кто-то послушает запись, особенно педагоги, и скажут, что фальшиво сыграл, даже из-за одной ноты.
- Один из ваших первых сольных концертов прошёл в Германии (2020 год). Помните свои ощущения?
- Был настоящий концерт. Я всегда рад большим концертам. Не волнуюсь, мне в радость выступать. Играл тогда с удовольствием. По ощущениям запомнил, что, когда шёл обратно с концерта в гостиницу, сам себе сказал, какой я молодец! А вообще, я очень самокритичен. За этот концерт я получил первые свои деньги - 300 евро. Тогда подумал, что это 30 тысяч рублей - маленький был. Ещё помню, что в Германии мне очень понравился штрудель с мороженым.
- Расскажите, каково выступать за границей?
- Выступать везде одинаково. Главное, чтобы зал был хороший! Хотя вспомнил Италию. Когда ездил в эту страну на мастер-классы, свободно выходил на балкон и играл, собиралось очень много людей, все хлопали, просили ещё, и радостно было. Может, из-за солнца? Не представляю, как бы встал на балконе и играл на скрипке в Москве, как бы реагировали люди? Или с последней поездки в ноябре, гуляем с ребятами вечером, с инструментами, начался дождь, зашли переждать в собор, и нам сразу предлагают играть и сейчас, и утром. Жаль, что утром уже улетали.
- Где больше нравится выступать?
- Выступать нравится на концертах, фестивалях, не на конкурсах. Впечатлил меня большой зал Зарядье!
- Если бы не скрипка, то какой другой инструмент выбрали бы, какой вам близок?
- Фортепиано. Первый год занятий я одновременно со скрипкой учился в школе на спецфоно. Жду, когда вырастет ладонь и разучу Прелюдию Рахманинова соль минор.
- Чем ещё интересуетесь помимо музыки, игры на скрипке?
- Очень люблю футбол. Тренируюсь в футбольном клубе с 5 лет. Каждые выходные у нас турниры! Пробовал заниматься спортивной гимнастикой, целый год, каждый день, спина была ровная - мама жалеет, что оставил. Сейчас увлекаюсь инженерией, придумываю и изобретаю различные механизмы, сам смастерил болгарку. Родители меня записали в инженерный кружок. Занимался два года по воскресеньям, собрал робот-пылесос, машину на пульте управления, ещё что-то. Жаль, что сейчас пока нет времени заниматься в этом кружке. Любимые шахматы всегда со мной. Учу два языка.
- Как одноклассники относятся к тому, что вы скрипач?
- Я учусь в специализированной музыкальной школе ЦМШ-Академии исполнительского искусства. Мы там все музыканты в классе, нам интересно вместе, я скрипач, друг мой на фортепиано играет, нам хорошо.
- Что для вас значит выступать с оркестром?
- Мощь! Обожаю оркестры, особенно симфонические! Всегда жду с большим нетерпением такие концерты! Как будто попадаешь в другое измерение. Большая ответственность по выступлению, свободно не поиграешь, сдвинуть оркестр непросто. С камерным оркестром я первый раз играл в 6 лет, с симфоническим - в 8 лет. Конечно, последнее впечатление от игры с оркестром было в финале конкурса "Щелкунчик" - как будто в сказке находился!
- Саша, о чём мечтаете?
- Мечтаю жить на природе, чтобы дом стоял на земле, я играю на скрипке и смотрю в окно на полу, вдалеке лес, в лесу построил бы шалаш на дереве!
Фото: Илья Петров