В декабре 2024 года Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля отметит своё столетие. Юбилейной дате музейщики посвятят серию выставок, название одной из которых "Редкие экспонаты". К этому событию будут подготовлены экспонаты, которые годами ждали своего часа.
Масштабный проект затронет все двенадцать музейных отделов, специалисты планируют показать то, чего ранее посетители никогда не видели. Вниманию зрителей будут представлены жемчужины коллекции, которые демонстрировались достаточно давно или вовсе не выставлялись из-за необходимости проведения реставрационных работ.
Курировать проект будет хранитель фонда зарубежной живописи Елена Реутова. Сейчас она занимается подготовкой к экспонированию трёх картин. Восстановление произведений будет проходить под руководством заведующей отделом реставрации живописи музея, художника-реставратора высшей категории Натальи Минько.
"Несение креста"
Самая сложная - "Несение креста", которая имеет изъяны, способные погубить картину. Это работа неизвестного художника XVIII века. Из-за пожелтевшего лака и использования асфальта в красках изображение стало труднее рассмотреть. Специалисты называют такое явление "плывущим кракелюром", и его практически невозможно устранить.
Раньше для того, чтобы сохранить живопись и придать оптическое звучание краскам, художники покрывали картину лаком. В зависимости от состава смол, из которых состоит лак, поверхность картины может пожелтеть. А краска с примесью асфальта придавала бархатный коричневый тон. Но со временем возникал такой эффект, который мешал зрительному восприятию сюжета, - отметила Наталья Минько.
"Вид восточного города"
Следующая работа - картина "Вид восточного города" неизвестного художника XIX века. Рама произведения подверглась разрушению, её изъяны были залеплены пластилином и закрашены бронзовой краской, что говорит о возможной попытке реставрации в домашних условиях. На картине есть подпись автора, которую смогли расшифровать только в 2023 году, когда в "Эрмитаж-Сибирь" привезли выставку французского искусства "Консерваторы и бунтари".
Выйти из тени автору помогла работа Феликса Зима "Праздник в Венеции". Специалисты обнаружили сходство в манере написания произведения французского художника с полотном, хранящимся в омском музее. Они установили, что Зим был весьма известным художником середины XIX века, и у него было много последователей среди коллег. Одним из них был Анри Дювье, французский живописец рубежа XIX-XX веков. После того как музейные работники узнали имя художника, они прочитали подпись на картине. Она оказалась верной.
"Зимний пейзаж"
Третья работа - "Зимний пейзаж" польского художника-импрессиониста Юлиана Фалата. В Омске это произведение оказалось в 20-е годы XX века и, на первый взгляд, сохранилась отлично. Пейзаж долго хранился под стеклом и выставлялся лишь однажды - на детской выставке, посвящённой зиме. Однако из-за особенностей подрамника полотно деформировалось, и его предстоит заменить. В устранении дефектов будут использованы не только современные инструменты, но и старинный чугунный утюг.
Поскольку картина долгое время находилась в раме под стеклом, оно защитило её каким-то образом. Живописная поверхность находится в более-менее в хорошем состоянии, если не учитывать подтёков, которые мы ещё не исследовали. Изъяны появились потому, что подрамник не выполнял свои функции, - подчеркнула реставратор.
Реставраторы сравнивают сложные работы с человеком, у которого множество хронических болезней. Чтобы подготовить картины к выставке, они проводят анализы, обследования и различные процедуры, такие как снятие ультрафиолетовых снимков, рентгеновских и инфракрасных изображений. Это помогает заглянуть в верхний слой картины и увидеть первоначальный рисунок автора.
В декабрьской экспозиции музейщики представят более 100 картин. Выставка будет своеобразной благодарностью постоянным посетителям за верность музею.
Фото: скриншоты программы "Свободное время"