Говорят, перед смертью у человека проносится вся жизнь в голове. Возможно, всё пережитое сужается до нескольких важных для тебя людей. А через парочку жадно впившихся в память образов прорывается и голос совести. В такое путешествие вместе с главной героиней пьесы Островского "Гроза" приглашают зрителей нового премьерного спектакля Омской драмы.
"Гроза" (16+) в постановке режиссёра Галины Зальцман сконцентрирована вокруг шести основных персонажей истории: Катерины (Наталия Запивохина), Тихона (Артём Ильин), Варвары (Ольга Беликова), Кабанихи (Ирина Герасимова), Дикого (Михаил Окунев) и Бориса (Игорь Костин). Всё путешествие длится приемлемые полтора часа без антракта, а в зал вместо привычного звонка зрителей приглашают раскаты грома.
Языческое, в частности, проявляется через жуткий хор скоморохов (Олег Берков, Анастасия Ешкова, Иван Курамов, Мария Макушева, Александр Соловьёв). Дьявольски завораживающие бесы с балалайкой, шаманским бубном, скрипкой и тамбурином выступают и "голосом совести" Катерины и её проводниками "от финала к финалу".
- У нас спектакль начинается с финального события. Запутавшаяся, потерянная Катерина бесконечно возвращается на круг, пытаясь вспомнить свою жизнь, её сознание дробится, оно полно духов, истязающих её. Это такой морок совести, что ли. И зрители вместе с Катериной видят этот морок через хор-скоморохов, через такой ярмарочный, шутовской оркестрик, который Катерина когда-то, наверное, видела во время праздника на площади, и он так ярко врезался в её голову, что все её грехи и сомнения заговорили голосами этого страшного хора. Язычество ведь само по себе довольно страшная, хтоническая вера. Поэтому у нас возникло название жанра - сказочка, весь мир нашего спектакля не бытовой. А ещё мы нашли песенку про девочку, которая бросилась в реку, и она идеально вписалась в ткань нашего спектакля, - отметила режиссёр постановки.
Смерть Катерины - страшная программная вещь, неотменяемый спойлер, ещё со школьной скамьи въевшийся в подкорку. Но на спектакле Омской драмы ты об этом просто забываешь. Все персонажи очень яркие, харизматичные - безупречные в мелочах (мимика, интонации, взгляды, паузы). Вероятно, такая "сказочка" (так заявлен жанр спектакля) - как раз то, что нужно затюканным бесконечными списками для чтения старшеклассникам. Здесь нет назидательного тона, скуки и чего-то, что не вписывалось бы в современные реалии. Всё можно понять, прочувствовать, каждый герой в определённый момент вызывает сочувствие.
- Думаю, что старшеклассники понимают, что театр - это не буквальный перенос пьесы для того, чтобы написать потом сочинение, не читая произведение, поэтому никаких предубеждений, что они не поймут, у меня нет. Считаю, что в такой подаче история им будет даже ближе и понятней. Хоть Островский и жил 200 лет назад, он и сегодня актуален, и произведения его вполне себе могут быть внятными и интересными. Может быть, после спектакля, они смогут иначе взглянуть на сам текст, прочесть пьесу, как она написана и получить удовольствие. Школьная программа порой странным образом устроена - "Грозу" проходят в 9 классе. В этом возрасте ещё очень многие вещи непонятны. И вот это назидание, и "луч солнца в тёмном царстве" - что это ещё значит, кроме слов? Театр, как мне кажется, должен способствовать преодолению, чтобы молодые люди могли увидеть, почувствовать, что на самом деле стоит за всеми этими буквами, - считает режиссёр.
В какой-то момент на "свидание" с бредящей Катериной приходит медведь (вернее, её любовник Борис, а затем и муж Тихон в образе зверя).
- Медведь снится Катерине во сне. С одной стороны - это такой классический для русской культуры сюжет сновидения (вспомним сон Татьяны из "Евгения Онегина"). С другой стороны, в православной традиции есть сюжет изображения Христа в виде зверей. В том числе есть изображения Христа в виде медведя. И тут у нас тоже сходится - медведь-жених, Христос-жених - непонятно, кто её уносит в пучину? Забирают её силы зла (медведь тащит во грех) или всё-таки Христос, который прощает ей всё? - поделилась Галина Зальцман.
Есть в этом спектакле и поражающий воображение эротизм. Но эту химию между Катериной (Запивохиной) и Борисом (Костиным) трудно описать, так что гораздо лучше один раз увидеть всё своими глазами! Кстати, не переживайте, что история подкосит вас эмоционально: здесь очень много приятного юмора, который разбавит гнетущую атмосферу надвигающейся трагедии.
Фото: Андрей Кудрявцев