Темнота в зрительном зале. В полумраке на сцене появляются четырнадцать одинаково одетых стройных фигур. Они вышли, чтобы рассказать с помощью тела очередную историю.
Театр танца "нОга". Обладатель премии имени Евгения Панфилова и дважды номинант театральной премии "Золотая Маска". А ещё - сбывшаяся мечта руководителя коллектива Ольги Горобчук.
- Я всегда знала, что буду хореографом, и у меня будет театр. В детстве всем дарили игрушки с апельсинами, а мне - книги по хореографии, те, что можно было достать, - вспоминает Ольга Горобчук.
Театр родился в 2000-м. Тогда именуемый ещё Студией современного танца коллектив выпустил свой первый крупный спектакль. Название "нОга" родилось позже, в 2002 году, во время подготовки танцовщиков к международному конкурсу.
- Нужно было заполнить заявку очень быстро, и в голове тогда почему-то крутилось "не ногА", а "нОга". С этим названием мы и поехали на конкурс. На фестивале мы стали лауреатами, и члены жюри нам сказали, что у нас очень запоминающееся название. Так мы его и оставили - театр танца "нОга". Кстати, все думают, что в нём есть какие-то скрытые смыслы, что большая буква "О" - это потому что Ольга. Нет, это для того, чтобы правильно считывалось ударение, - говорит Ольга Горобчук.
Первый состав театра сложился из друзей Ольги, которые, как и она, учились на кафедре хореографии ОмГУ, присоединялись к ним ребята со старших и младших курсов. Труппа всё время обновляется. Сегодня часть её участников - воспитанники Центра современной драматургии - ещё одного детища Ольги, в котором она готовит будущих танцовщиков с двух с половиной лет. Есть в "нОге" участники и из других городов. Возраст танцующих - от 18 до 30 лет. Кто-то в труппе относительно недавно, есть и те, кто является частью команды более 10 лет. Для ребят это не просто временное увлечение, это их дело жизни и официальная работа.
- В 2009 году я поступил в университет на кафедру хореографии, и на втором курсе меня позвали в театр танца. Сначала я стажировался, потом попал в основной состав, где уже я довольно давно. Когда получил образование хореографа, стал преподавать в Центре современной хореографии и других его филиалах, - рассказывает 30-летний участник труппы Павел Грибанов. - Мы занимаемся современным танцем - это сочетание многих направлений, постоянный поиск движения, смысла, ощущения. Всё это важно прочувствовать, понять и вынести на сцену. Профессионально этим нельзя заниматься, если это не является большей частью твоей жизни. Тогда это будет просто любительство. Нельзя, являясь танцовщиком, воспринимать танец как просто какое-то времяпрепровождение. Танец - это искусство.
Павел Грибанов
- Меня в детстве отдали в Центр современной хореографии, а каждый ребёнок, обучаясь в центре, мне кажется, мечтает попасть в театр танца "нОга". Меня пригласили в театр, когда я училась в 9-м классе, и я приняла это решение не обдумывая. Это было чем-то невероятным! Исполнившаяся детская мечта, - делится 18-летняя участница коллектива Анастасия Атмахова, работающая в театре танца 3 года. - Много направлений, которыми мы владеем, но мне по душе современный танец. Я люблю работать со своим телом, узнавать что-то новое о себе через танец. Я уже не могу представить свою жизнь без танца, и учусь в университете по этой специальности.
Анастасия Атмахова
Художественный руководитель Ольга Горобчук рассказывает, что когда она приглашает человека в свой театр, в первую очередь ищет не идеальных данных и умений танцевать, куда важнее - телесное восприятие окружающего мира и способность выражать свои ощущения через танец.
- Он может быть замечательный танцовщик, но если в нём не хватает каких-то человеческих качеств - не то, что мы не сработаемся, его просто сцена не примет. Не вовремя прийти на репетицию или работать вполноги, какой бы ты золотой-волшебный ни был, - в структуре коллектива и театра это невозможно. Плюс мне нравятся разные танцовщики, разные личности, разные характеры. Я не люблю всех причёсанных под одного, мне надо, чтобы они были индивидуальности, ну и, конечно, желательно, порядочными людьми, - говорит Ольга.
Наверное, именно то, что художественный руководитель видит в своих танцовщиках не "инструмент" для воплощения идей, а людей со своими чувствами и переживаниями, делает спектакли "нОги" не просто красивыми танцевальными шоу, а пластическими историями, в которых заложены глубокие смыслы, где каждый увидит что-то своё. Хореограф признаётся, что делает это намеренно, её цель - чтобы зритель думал, а не "читал" открытую книгу.
- Меня вдохновляет любовь - любовь к родине, к ребёнку, к природе, человека к человеку. Если бы не было любви, я не знаю, чем бы мы вообще занимались, не знаю, как бы мы чувствовали по-другому, - делится Ольга Горобчук. - Для меня каждый выпуск спектакля - это боль, пот, кровь и слёзы. Я даже не вижу свои спектакли во время премьер, потому что я работаю в это время с художником по свету. Моя мечта - сесть в зале и посмотреть свой спектакль, но я думаю, что психологически не смогу это пережить, потому что я очень переживаю, мне проще самой станцевать. Хотя я знаю, что мы занимаемся современным искусством, это однозначно. Я очень боюсь остаться в 74 году, быть пережитком прошлого, каким-то атавизмом в искусстве. Поэтому мы стараемся всегда двигаться вперёд, видим новые тенденции, работаем по-новому над телом. Мы до сих пор в поиске, и слава Богу, потому что, мне кажется, когда происходит стагнация - это смерть для художника.
Фото: Елизавета Медведева