В интервью "Омск Здесь" Илья Милютин рассказал, почему приписывает себе роль катализатора омской поэзии, на какие мысли его натолкнуло участие в поэтическом чемпионате и как актуализировать ценность человеческой жизни.
- Илья, как вы ощущаете себя в поэзии?
- На данный момент, если рассматривать в Омске, я своего рода катализатор и противопоставление всему, что есть. Да, есть звукопись, хорошие рифмы, но всё это уходит в абстракт. Это всё уже сотни раз пережёвано. Скучно. Вот ты читаешь - вроде хорошая строчка, но всё как будто акварелью сделано. А мне кажется, что русская поэзия - это не об акварели, а о жирных мазках.
Я занимаюсь так называемой осовремененной поэзией. Сейчас основной смысл моих работ заключается в создании описанной философом Карлом Ясперсом пограничной ситуации (ситуация, при которой возникает серьёзная опасность для жизни, - прим. ред.). Я это делаю для того, чтобы читатель призадумался и поменял свои взгляды на действительность. Вкупе с этим идут символы, выстроенные по клиповому мышлению. Я также использую современную рифмовку, панторифмы, двойные и неточные.
Это так забавно, когда тебя пытаются подавить. И каждый раз, когда на тебя наступают, ты становишься некой жвачкой, такой субстанцией. И поднимаешься вместе с ногой на ступень выше. И потом потихоньку переползаешь на голеностоп, на бедро, туловище. И потом добираешься до горла. И сейчас я вижу, что у некоторых поэтов меняется ритмика под стать моей, они начинают брать мои образы.
- У вас довольно резкая манера чтения стихотворений. Она производит немного шокирующий эффект. Какие прелести вы в этом находите?
- Когда ты прочёл работу и видишь, как у людей глаза меняются, поза - невербалика начинает выдавать - понимаешь, что человек с этим не сталкивался. И что-то запускается в его голове, возможно, даже происходят какие-то изменения. Нацелено это как раз на изменения. Есть вот эта vanitas (лат. суета, тщеславие, - прим. ред.), в которой мы все существуем и не замечаем множество удивительных моментов. Да и в принципе не ценим жизнь.
- Вы хотите изменить представление людей о мире и поэзии? Почему и зачем вам это нужно?
- Я вижу, что происходит стагнация. Сейчас в поэзии есть небольшая модернизация рифмы. Но это всё слоги-слоги-слоги. Почему-то никто не думает о том, что ритмику можно использовать для усиления эмоциональности, чтобы текст не был скучным. Где-то накал подчеркнуть, где-то наоборот ослабить. Всё идёт по схеме "завязка - основное действие - завершение". Сейчас есть картинка, но нет задумки, сюжета. Либо мысль очень тривиальная. Помимо этого, очень много штампов. Уже XXI век, и до нас очень много писали. Сейчас самое сложное - не повторять уже написанное и не повторяться самому. Это самая большая проблема.
- Вам нравится Oxxxymiron (Мирон Фёдоров, признан иноагентом)? Ведь он тоже любитель поработать со словом и образами.
- Нет! Это нытьё. Я терпеть не могу нытьё. Потому что сейчас очень просто поныть, позиция жертвы привлекательна. Но это нытьё ничего не запускает. Человек как остаётся в стагнации, так и всё. Поэтому я решил делать пограничные ситуации, чтобы менять происходящее, чтобы человек увидел свою проблему с другой стороны. Возможно, через сравнение. Да, чужую драму обесценивать некрасиво, это манипуляция. Но всё многогранно в этом мире. А вечно говорить о том, что во всём виновата среда, - это грустно, это неправильно.
- Как так получилось, что вы стали выражать себя именно через поэзию?
- Изначально, это был способ привлечь внимание и высказаться на темы, о которых не ведутся беседы. Спустя время, когда я ознакомился с творчеством поэтов из Омска, понял, что могу так же, а то и лучше. Это момент выпал на период подачи заявок на Чемпионат им. Маяковского, который стал точкой невозврата в моём стихотворном творчестве. Сейчас же стараюсь брать малоосвещённые темы, проблемы общества и преподносить в современной рифмовке.
- Что вам дал опыт участия в поэтическом Чемпионате им. Маяковского?
- Чемпионат сформировал мой стиль, уверенность и понимание того, что я могу заложить любую эмоцию и мысль в большое количество людей.
- Дал понять, что таланта недостаточно, а знакомства не бывают лишними.
- Примитивизм победил, и людям приятнее прикорм для эмпатии, нежели правда о себе.
- Лучше красиво проиграть, чем позорно выиграть.
- Мои работы по достоинству могут оценить лишь филологи, но не люди, которые мнят себя поэтами…
P.S. Если понравилось одно из высказываний, то можете брать себе для статуса "ВКонтакте".
- Кто из поэтов вам импонируют?
- О. Мандельштам, И. Бродский, М. Цветаева.
- Есть ли у поэзии будущее и каким вы его представляете?
- Да, я вижу будущее поэзии в хаосе. Поэзия будущего представляется мне усложнёнными образами, которые перетекают в сюрреалистическое произведение. А ритмика и звукопись будут передавать эмоциональную составляющую и облегчать прочтение. Благодаря избыточной детализации, читатель каждый раз будет находить для себя что-то новое. Но даже при поверхностном прочтении, будет понятна ведущая мысль на интуитивном уровне. Все заложенные образы будут раскрываться постепенно в подсознании читателя. И, думаю, мы будем иметь дело с таким новым жанром, как подсознательный символизм.
- Каким вы видите себя через 10 лет?
- Есть два пути развития событий. Первый из них - за 10 лет мною будут озвучены все насущные проблемы мира, и после этого я оставлю сферу поэзии и спокойно погружусь в медицину.
Второй - создание нового поэтического движения в Омске, которое будет отвечать параметрам современной поэзии.
- В чём ваша слабость?
- О слабостях не говорят, поскольку неизвестно, кто этим воспользуется.
Фото: Валерия Итименева