О самолюбии, ненависти к конкурсам, "океанической" ответственности и современном дефиците взглядов друг другу в глаза мы поговорили с режиссёром спектакля "Один в океане" (16+) Новосибирского театрально-творческого центра "Арт-Усадьба" - Александром Сорокиным.
- Александр, в чём философия вашего театра? Чем ваш театр отличается от других, существующих в вашем городе?
- В основу философии театрально-творческого центра "Арт Усадьба" легла фраза "Нет новых направлений, есть одно - от человека к человеку".
Ирина Богирова (основатель "Арт Усадьбы" - прим. ред.) задумала проект не как "очередной театр", а как пространство, в котором художники из абсолютно разных сфер могли бы встретиться друг с другом и со зрителем. Здесь проходят спектакли, концерты, поэтические вечера, фотовыставки и выставки "просто" художников, показы местных дизайнеров, лекции об истории кино и мастер-классы по современной хореографии.
"Арт Усадьба" - исключительно частная инициатива. А на частные инициативы, к сожалению, влияет множество самых, казалось бы, неочевидных факторов. В данный момент по стечению обстоятельств "Арт Усадьба" официально прекратила своё существование, но пространство осталось. Оно претерпевает какие-то изменения, посмотрим, что из этого выйдет.
- А ещё композитор и художник-оформитель. О чём спектакль? О Действии. Есть такая книжка для подростков "35 кило надежды", в ней дедушка говорит главному герою: "Делай хоть что-нибудь, чтобы быть счастливым!". Так вот, мне кажется, что история Станислава Васильевича Курилова в этом плане крайне психотерапевтична и дико мотивирующая. Существуют такие моменты, когда стоит забыть о поджидающих трудностях или перестать рассчитывать на успех, а "занырнуть" в процесс и начать действовать. Там уже тебя настигнет твоё счастье. Но, конечно, предварительно нужно очень хорошо подготовиться к этому "путешествию", чтобы повысить шансы на удачный исход.
Есть ощущение, что это не я выбрал историю, а она меня. Идея о моноспектакле зародилась давно, но подходящий материал никак не встречался. "В один грустный пасмурный вечер мне попалось объявление в газете…" (цитата из спектакля) - случайно попался документальный фильм о Станиславе Васильевиче. Эта история настолько меня пронзила, что было просто невозможно ей не поделиться! Потом уже, читая книгу, составленную из записей Станислава Васильевича, это чувство только усиливалось. К вопросу о драматургии - в первоисточнике с ней всё более чем прекрасно, поэтому я просто сделал инсценировку, а драматург тут сам Станислав Васильевич и Жизнь.
- Почему тема вашего спектакля актуальна в нынешнем мире?
- Актуальность типа "противостояния маленького человека и государства" лежит на поверхности, поэтому о ней говорить не станем. Очень хочется верить, что люди никогда не перестанут мечтать и стремиться к счастью. На мой взгляд, в этом "пути к идеалу" кроется основа Человечности. Не помню дословно, но у Ричарда Баха в "Бегстве от безопасности" была фраза: "Если бы вам довелось встретить ребёнка, которым вы были когда-то, что бы вы могли ему сказать?". Вот если бы каждый из нас нёс ответственность за исполнение своей самой заветной детской мечты, мне кажется, мы бы жили в совершенно другом мире.
- В этом моноспектакле вы актёр и сами себя "режиссируете". Каково это - быть одновременно в этих ролях, когда не можешь посмотреть на себя со стороны?
- К сожалению, в современном мире только на себя и можно рассчитывать (улыбается). Сама история подтолкнула к решению, что этот проект - как план побега, можно реализовать только в полном одиночестве - броситься в океан постановочного процесса, чтобы никто не отговорил, ничего не испортил. Поэтому я сам делал инсценировку, придумывал визуальное оформление спектакля, искал музыкальное оформление (даже написал несколько тем для постановки), накануне премьеры сам выставлял свет, в общем, творчество в чистом виде. С одной стороны - дико страшно, что вся ответственность лежит на тебе - ты либо выплывешь, либо нет. С другой - полная свобода опьяняет.
- Насколько комфортно вам оставаться один на один со зрителем? Как чувствует себя артист от такого откровенного диалога со зрителем?
- Стоять напротив большой аудитории волнительно, но не смертельно. И тут, наверное, помогает преподавательский опыт. Да, здесь нельзя спрятаться за партнёра, но я всё равно не один - крепкая драматургия даёт очень мощную поддержку. И ещё глаза зрителей. По моим ощущениям, сегодня люди всё реже смотрят друг другу в глаза. А это так интересно! Иногда из одного только взгляда можно получить больше информации, чем из множества сказанных слов. Спектакль камерный, глаза зрителей я вижу очень хорошо, и они нисколько не пугают, наоборот, во многих взглядах читается содействие. Это помогает.
- К жанру моноспектакля чаще приходят из-за амбиций, самолюбия, чтобы показать, на что способен, или это всё-таки самопроверка, экзамен?
- Из самолюбия я поступил в театральный институт (улыбается). К моноспектаклю я пришёл из желания заниматься профессией, невзирая на обстоятельства. Актёр - ужасно зависимая профессия, ты можешь не получить роль мечты только потому, что "ростом не вышел", или наоборот - играть в спектаклях, чья "художественная ценность" весьма сомнительна. Именно поэтому я ушёл из репертуарного театра и стал заниматься самостоятельными театральными проектами. Но в этой независимости есть свои трудности. Каждый раз, собирая команду для проекта, ты не можешь быть уверен, что через какое-то время кому-то из твоих артистов не придётся релоцироваться, например. С моноспектаклем всё определённей: пока есть я, проект тоже будет.
- Фестиваль моноспектаклей не конкурсный, какая лично у вас мотивация участия?
- Ненавижу конкурсы. Участие в фестивале - это ещё одна возможность выйти к зрителю, поделиться с ним историей, которая взбудоражила меня, и, может быть, она вдохновит кого-то ещё.
- Говорят, что моноспектакль - это про конфликт не персонажей, а актёра и автора или актёра с действительностью. С кем/чем боретесь вы?
- Наверное, в этом моноспектакле больше не борьбы, а поиска единомышленников. Это приглашение в путешествие. 1 час 20 минут мы "проплывём" вместе, а там - как получится. С кем-то продолжим двигаться по отдельности, но в одном направлении, а кто-то выберет свой маршрут.
- Когда, по-вашему, можно считать моноспектакль успешным?
- Когда во время поклона люди не торопятся в гардероб забрать свою верхнюю одежду (улыбается). Тяжело рассуждать об успешности в театре. Успех, когда все билеты проданы? Успех, когда ты ничего не забыл и "рассказал весь текст"? Успех, когда про тебя пишут хвалебные рецензии? А если во время спектакля зрители выходят из зала - не успех? Наверное, если спектакль "вступил в реакцию" со зрителем: кому-то помог ответить на волнующие вопросы, кого-то укрепил в том, что он всё делает верно, кого-то просто отвлёк от разрушающей действительности, то такой спектакль можно назвать успешным. Но опять же, как это посчитать?
- Вы бывали в Омске? Насколько вообще наша площадка для вас комфортна? Нет страха, что не поймут, не примут?
- Несколько раз бывал в Омске. Вроде бы люди у вас не ходят на голове, у них тоже есть сердца, и заботы у нас плюс-минус схожи. Даже если бы жители вашего города говорили на каком-то своём "омском" языке, думаю, мы всё равно смогли бы договориться. Было бы желание.
- Раздражает ли вас что-нибудь в современном театре?
- Нет, не раздражает. Напротив, мне дико нравится, что в современном театре всё такое разное и всего так много: тем, пространств, форматов. Разнообразие - один из двигателей эволюции. Конечно, зрителю всё труднее выбрать, что именно посмотреть. Но наличие выбора гораздо лучше его отсутствия. Многообразие "театрального предложения" порождает хорошую такую конкуренцию, заставляет более трепетно и скрупулёзно относиться к своему "продукту". Мне кажется, от этого театр только выигрывает.
Фото: Юлия Барсукова