Свободное время  •  29 марта 2023, 18:24, последнее обновление 8 июля 2024, 13:58

"Нужно оставаться Человеком". Интервью с поэтом Анатолием Матвиенко

Сегодня в проекте #встречисавтором литератор, актёр озвучивания Анатолий Матвиенко. Он нащупал в себе творческую жилку в 2020 году, с тех пор пишет стихи и рассказы. Ранее он работал драматическим актёром в театре, а сейчас развивается в парикмахерском деле и снимает на плёнку. Кроме этого, у него есть степень кандидата филологических наук и коллекция автомоделек.

В интервью "Омск Здесь" Анатолий Матвиенко расскажет о том, какую роль в его жизни сыграла соседская "Волга", почему кандидатская диссертация ему не пригодилась и чем ему дорога работа парикмахером.

- Расскажи подробнее о своём театральном прошлом и нынешней деятельности. Что каждая из этих сфер (театр, озвучивание, парикмахерское искусство) для тебя значит?

- Моё театральное прошлое - это прошлое. Оно осталось там. За десять лет мне хватило впечатлений. Но это прошлое, а я живу сейчас. Мне интересно, что происходит со мной сейчас и что будет происходить потом… Я получил ещё одну профессию, отучился на парикмахера в академии барберинга в Питере у лучших мастеров Алладина Гусейнова и Тимура Хапаева. Мне нравится открывать новое в себе и для себя, я люблю всё красивое и красивых людей. Я никогда до этого не держал ножницы в руках, а сейчас я могу делать красивые мужские стрижки. Возможно всё, главное - отдаться этому полностью. Озвучка тоже присутствует в моей жизни, поскольку это - неотъемлемая часть меня. С детства пародирую людей голосом и не только голосом. Всё началось с пародии на мою бабушку, потом на известных людей.

- Какие культурные феномены и реалии сформировали тебя как деятеля искусства?

- С детства я был очень любознательный. У моего соседа деда Пети, который жил на соседней улице, была двадцать первая "Волга" - потрясающая машина… Я приходил к деду Пете каждый день и сидел в его "Волге" часами. Именно эта машина сыграла главную роль в формировании моих ощущений и вкусов, эстетики и стиля. Я до сих пор помню приятный запах в салоне этой "Волги" и очень красивый звук автомобильных часов в ней. У меня есть даже рассказ о ней, который называется "Старая Волга". Всё формируется с самого детства, поскольку это одна из самых главных тем человека.

- Что для тебя важно в поэтическом творчестве? Можешь ли ты не писать?

- Важна в первую очередь свобода, моя личная свобода: в словах, мыслях, чувствах, и честность перед самим собой. Пока из меня это рвётся наружу, я пишу и буду писать, если я почувствую, что всё… Значит всё. Сейчас я работаю над своей книгой, это будет мой сборник стихов и рассказов, работы ещё много, надеюсь, что она увидит свет. Скажу строками из своего стихотворения:

Остаться на снимках похожими
Друг на друга
И подписать на память:
"Дорогая подруга!
Мне есть что ещё прогорланить…
 

- Тебе нужно вдохновение, чтобы сочинять стихи? Или ты руководствуешься чем-то другим?

- Я не жду вдохновения, его можно ждать всю жизнь, а оно не придёт! Всё намного проще… Я могу посмотреть на красивое дерево или улицу, человека. В голове закрутится какая-нибудь фраза, я запишу её в блокнот, да, именно в блокнот, ручкой, старый дедовский способ. А потом вообще могу забыть про эту фразу. А через определённое время открою блокнот, а там эта фраза или предложение, и получится стихотворение или не получится… Делаю, что могу или не могу… Но делаю…

- У тебя есть стихотворение "Троллейбус". Тебе нравится ездить на этом виде транспорта?

- Да. Если это старый троллейбус. У меня была такая история. Я очень много лет не ездил на троллейбусе, как-то не доводилось. И потом однажды на остановке я стоял под дождём, под зонтом, подъехал старый троллейбус, может быть, из детства из далёкого. Они назывались ЗиУ-9. Синего цвета. Я в него забежал, я ехал, и в троллейбусе не было никого. Только кондуктор и один пассажир. Я сел у окна с левой стороны. Там такие дутые сиденья, дерматиновые, наверно. И над головой люк, с люка капает вода, дождь. Троллейбус такой уже замученный, дырявый, но он до сих пор в строю. Это было так круто, эти стекающие капли дождя. Что-то в этом есть.

- Не могу не спросить, т. к. сама сейчас в аспирантуре на филологии - о чём была твоя диссертация? Почему ты решил стать кандидатом наук?

- Диссертация… Если честно, меня начинает подташнивать от этого слова. Слишком много времени ушло на это…

Диссертация посвящена изучению лирики Д. П. Ознобишина и осмыслению своеобразия эстетической поэзии. После вуза я пошёл в аспирантуру, на тот момент мне хотелось преподавать, вот и всё. Шесть лет ушло на аспирантуру и защиту кандидатской! Ужас! Верните время.

- А вообще, помогает ли тебе филологическое образование в творчестве?

- Филологическое образование не имеет никакого отношения к моему писательскому творчеству, вообще никакого отношения! Я пишу стихи и рассказы, и все они в какой-то мере автобиографичны. Я просто рассказываю то, что чувствую, что вижу, чем живу, только и всего.

- Каким ты видишь своё будущее в поэзии?

- Я ничего не пророчу, ничего не планирую. Я живу сегодняшним ощущением и желанием. Я делаю это так, как я чувствую, и делаю это с огромным удовольствием. И если кто-то услышит или прочитает где-то мои стихи, если в нём, в этом человеке, отзовётся что-то внутри - это здорово…

- Ты также увлекаешься плёночной фотографией. Чем она тебя привлекает? Кто твои любимые фотографы?

- Плёночная фотография привлекает меня именно плёночной фотографией. Для меня интересен прежде всего человек, которого я снимаю. Камера раздевает и всегда интересно наблюдать, как что-то вдруг забегало в глазах. Да и потом я не знаю, что я наснимал, пока не проявят плёнку. В этом и есть тайна, загадка, недосказанность… В плёнке есть жизнь… В этом процессе жизнь… Заряжаешь катушку, потом взводишь затвор, механика, эти красивые звуки затвора, всё вручную, потом мотаешь плёнку. Это прекрасно, ещё бы на старой "Волге" потом поехать, тогда вообще идеально… Я люблю винтажное… Это прикосновение к эпохе, к чему-то далёкому, но очень красивому…

Любимые фотографы - Эллиотт Эрвитт, Ричард Аведон, Хельмут Ньютон, Ирвин Пенн, Энни Лейбовиц, Георгий Пинхасов. Могу часами смотреть работы этих великих людей.

- И последний вопрос: без каких достижений творческий человек не может уйти из жизни?

- Он не может уйти из жизни без самого главного достижения - ему нужно оставаться Человеком. Человеком во всех смыслах.

Фото: Дарья Гукова, Мария Бобровская, а также из личного архива героя публикации

Читайте также