Мы узнали у киноведов и режиссёров, как Тарантино удалось, используя жестокие сцены, большой хронометраж (например, фильм "Убить Билла" имеет 2 части продолжительностью более 4 часов) и зачастую откровенно неполиткорректный юмор, завоевать сердца тысяч зрителей.
Кто-то говорит, что секрет успеха бывшего продавца кассет на Манхэттен-Бич в его умении завернуть детские представления о справедливости в экшен, а кто-то ссылается исключительно на его гениальность.
Сергей Токарев, режиссёр, основатель студии "ТоКИНО":
Скриншот из фильма "Криминальное чтиво", 1994 год, произодство A Band Apart, Jersey Films, режиссёр Квентин Тарантино
Евгений Матейко, ведущий киногостиной The Big Apple:
Картины Квентина пестрят циничным чёрным юмором, иногда встречаются шутки "с характерно расистским оттенком", за что многие критикуют режиссёра. Так, яркими примерами могут послужить "Джанго освобождённый", 2012 (18+) и "Бесславные ублюдки", 2009 (18+). Однако стоит ли воспринимать услышанное и увиденное в фильмах Квентина буквально и подвергать сами картины этическому анализу? Мнения кино знатоков разделились.
Скриншот из фильма "Джанго освобождённый", 2012 год, произодство A Band Apart, Columbia Pictures, режиссёр Квентин Тарантино
Сергей Токарев:
- Чёрный юмор Квентина - радикальная форма честности. Хронометраж фильма ограничен, поэтому это наиболее быстрый способ добраться до эмоций большинства зрителей. Но это может и оттолкнуть. Есть режиссёры, которые берут этот приём за основу, но часто делают плохое кино. В случае с именинником - он умело пользуется этим инструментом.
Александр Кузовков, режиссёр кино:
Евгений Матейко:
- Мы смеёмся в фильмах Тарантино над тем, над чем мы в обычной нашей современной жизни, смеяться, скорее всего, бы не стали. Герои Тарантино зачастую попадают в нелепые гротескные ситуации. Кстати, это часто отсылки к элементам немого кино - Бастера Китона и Чарльза Чаплина. Они, как и герои Тарантино, попадают в нелепые и почти невозможные ситуации, поэтому это вызывает улыбку и смех. И стоит учитывать предпочтения российского зрителя. В картинах много смеха сквозь слёзы. Как говорится: было бы смешно, если бы не было так печально. Такой юмор близок нашему зрителю.
Изобилие жестоких сцен - ещё одна художественная черта, которой славятся фильмы Тарантино. В своём интервью 1994 г. Чарли Роуз он говорит, что замечания людей о наличии большого количества насилия в его кино - большой комплимент и знак качества для него. Как же так, спросите вы: один из самых великих режиссёров - садист? Всё не так просто, уверены эксперты.
Скриншот из фильма "Бесславные ублюдки", 2009 год, произодство The Weinstein Company, Universal Pictures, режиссёр Квентин Тарантино
Тася Филина, киновед, автор телеграм-канала "Кинозапой":
Ксения Савченко, библиотекарь, ведущая кинолектория "Кино с акцентом":
Скриншот из фильма "Бешеные псы", 1991 год, произодство Live America Inc., Dog Eat Dog Productions, режиссёр Квентин Тарантино
Евгений Матейко:
- У Тарантино зло с насилием, но и добро с кулаками. Герои Квентина так защищают себя или спасают кого-то. А ещё, если вы заметили, битвы у него в фильмах часто происходят в виде дуэлей - 1 на 1, кто кого. Это честно и благородно со стороны режиссёра.
Внимательный зритель при просмотре картин Тарантино мог заметить, что почти во всех фильмах, где Квентин выступает в роли режиссёра, он и сам снимается, причём не в главных, а в эпизодических, на первый взгляд, неприметных ролях.
Ксения Савченко:
- Появление в собственных фильмах или камео - это распространённая "мода" среди режиссёров. Например, в каждом своём фильме снимался Альфред Хичкок. Леонид Гайдай, Эльдар Рязанов, Джордж Лукас, Питер Джексон и Такэси Китано тоже любили и любят появляться в кадре своих фильмов. Почему и зачем режиссёрам интересно сниматься в своих фильмах? Возможно, это гордость или, наоборот, самоирония, здесь зависит от каждого конкретного появления в кадре.
Скриншот из фильма "Криминальное чтиво", 1994 год, произодство A Band Apart, Jersey Films, режиссёр Квентин Тарантино
Тася Филина:
- Режиссёры любят оставлять "пасхалки" в фильмах как образцовые рассказчики, и себя в некоем ключе оставить так же. Быть частью произведения, приобщиться к действу - может казаться ритуальным для Квентина. При том, Квентин такой фактурный образ, смотрится пикантно и органично рядом с Винсентом Вегой, например.
Евгений Матейко:
- Тарантино с детства мечтал стать актёром и даже получил образование, поэтому ему, наверное, просто хочется побыть по ту сторону камеры. И знаете, я слышал историю, не знаю, может быть, это байка, но тем менее. Когда Тарантино снимал свой первый фильм - "Бешеные псы", то ему не хватало актёров. А он принципиально хотел, чтобы грабителей было 8. Поэтому он просто вошёл в кадр и сыграл пусть маленькую эпизодическую, но всё равно очень запоминающуюся роль.
Возможно, Тарантино единственный в своём роде изобретатель такого эклектического стиля и ему нет равных, однако мы постарались найти тех, кого по мощи воздействия на зрителя можно поставить с ним на один пьедестал.
Скриншот из фильма "Бешеные псы", 1991 год, произодство Live America Inc., Dog Eat Dog Productions, режиссёр Квентин Тарантино
Сергей Токарев:
- Конечно, Тарантино не абсолютная величина, если рассматривать кинематограф в целом. А если говорить о конкуренции внутри жанра, то и тут есть равные имена: Гай Ричи и Мартин Скорсезе.
Ксения Савченко:
- Когда мы говорим о режиссёрах, равных Тарантино, Скорсезе или Кэмерону, мы говорим, о величине таланта или о продолжателях традиции, жанра или стиля? В настоящее время благодаря более доступным и простым способам проката фильма работы многих режиссёров и студий стали более доступны зрителям. Среди режиссёров 2010-х и 2020-х гг. есть достойные имена: от снявших по фильму или больше в кинофраншизе "Марвел" Хлои Джао, Джеймса Ганна и Тайки Вайтити до специализирующихся на ужасах Андреса Мускетти, Ари Астера и Джордана Пила. Мне лично нравятся работы Вайтити, Астера и Пила благодаря узнаваемому режиссёрскому почерку.
Александр Кузовков:
- Конечно, есть равные. И эти имена у нас на слуху. Джеймс Кэмерон, Стивен Спилберг, Роберт Родригес, Стэнли Кубрик, Дэвид Линч, Сарик Андреасян, Уэс Андерсон и многие, многие другие. Все, кто имеет свой уникальный стиль.
Скриншот из фильма "Отель "Гранд Будапешт"", 2014 год, произодство American Empirical Pictures, Babelsberg Film GmbH, TSG Entertainment и Indian Paintbrush, режиссёр Уэс Андерсон
Евгений Матейко:
- Сравнение - дело неблагодарное. До Тарантино никто так не снимал, а после это в любом случае это будет подражание. Наверное, по мощи воздействия и по духу - Алексей Балабанов. Он абсолютно культовый режиссёр и личность. Но это не наш ответ Тарантино, каждый снимает по-своему, безусловно. Но хорошо, что Балабанов у нас есть. А Тарантино великолепен, и, наверное, не стоит его ни с кем сравнивать. У него свой мир, своя вселенная.
10 фильмов. Именно столько и не больше пообещал снять Тарантино, после чего он должен уйти в отставку. Позицию режиссёр объясняет тем, что хочет покинуть кинематограф на вершине своей карьеры. Кстати, недавно стало известно, что сценарий к последней кинокартине Квентина уже завершен. Подходит ли эпоха Тарантино к концу? Мнения экспертов вновь расходятся.
Тася Филина:
- Нет ощущения, что эпоха начиналась. Тарантино словно ворвался в структуру кинематографа, создав прецедент, и идёт самобытным, необычным путём. Квентин словно над эпохой и модой. Он сам задаёт течение, он сам из него выходит.
Скриншот из фильма "Бешенные псы", 1991 год, произодство Live America Inc., Dog Eat Dog Productions, режиссёр Квентин Тарантино
Ксения Савченко:
- Сам Квентин Тарантино заявлял, что готов закончить свою карьеру, после того, как снимет десять фильмов. Является ли карьера Тарантино, начавшаяся в 1990-е годы и ещё не завершившаяся в 2020-е, эпохой? Мне кажется, что Квентин Тарантино - режиссёр вне времени, и его фильмы будут популярны ещё десятилетиями после его решения завершить карьеру.
Евгений Матейко:
- Я думаю, энергия и неуёмная тяга к творчеству не даст Тарантино закончить совсем. Возможно, он возьмёт паузу, может быть, достаточно длинную, а потом явит миру что-то совершенно невообразимое и потрясающее. Каждый фильм Тарантино, какой бы он ни был, - это событие. Событие, которое стоит смотреть, ждать и выделять что-то для себя.
А как вы относитесь к фильмам Тарантино? Напишите в комментариях.
Главное фото: скриншот из фильма "Криминальное чтиво", 1994 год, произодство A Band Apart, Jersey Films, режиссёр Квентин Тарантино