Корреспондент "Омск Здесь" пообщалась с ректором Российской академии музыки имени Гнесиных, почётным работником сферы образования РФ Александром Рыжинским и узнала, какие вызовы в мире музыкального образования существуют сегодня и как на них реагировать.
- Александр, мы сейчас с вами находимся в стенах Российской академии музыки имени Гнесиных, расскажите, что отличает студента академии?
- Студенты разные, потому что в любом учебном заведении и в любой организации мы найдём и разные характеры, и разное отношение к делу. Но могу сказать, что здесь концентрация талантов, пожалуй, одна из самых высоких, поскольку есть место притяжения, есть его история, есть то, что мы, музыканты, называем школой - особое понимание искусства, взращивание новых звёзд, потому что есть методика и соответствующие педагогические кадры - поколение тех, кто был студентом, потом стал профессионалом и в итоге сам пришёл к преподаванию. Пусть студенты и разные, но верю, что в большинстве своём талантливые.
Российская академия музыки имени Гнесиных
- А вы каким студентом были?
- Мне трудно судить, каким я был студентом, нужно задать этот вопрос моим педагогам, но мне представляется, что не причинял беспокойства ни своим поведением, ни тем, как я здесь учился.
- До академии был ещё один этап - Омское музыкальное училище имени В. Я. Шебалина. Как вспоминаете об этом времени?
- Вспоминаю не просто с теплотой, Шебалинка - особое место! Академия - это вуз, где происходит совершенствование всего того, что заложено раньше, в училище. Опыт первого погружения в музыку, первой любви - это Омск. Омское музыкальное училище имени Шебалина - сосредоточие высочайших учителей-мастеров. Это не просто место учёбы, это место жизни! Здесь сформировалось мировоззрение, настоящая профессиональная база.
Омское музыкальное училище имени В. Я. Шебалина
- Расскажите о жизни студента Шебалинки во времена вашей учёбы там?
- Это замечательное время, когда все четыре года ты находился в постоянном общении с выдающимися учителями: среди них и мой педагог - Наталия Владиславовна Статкевич, руководитель хорового класса и директор училища в тот период Николай Сергеевич Якуничев, мой учитель по сольфеджио и гармонии Валентин Васильевич Кузнецов с безграничным кругозором и добротой к тем, кто к нему приходил, Лариса Михайловна Ливинская - выдающийся музыковед, которая вела у нас занятия по зарубежной музыкальной литературе, мой учитель по фортепиано Елена Эдуардовна Лаврова, наш замечательный педагог по методике Александра Евгеньевна Полевая. Я могу продолжать этот ряд ещё и ещё, это созвездие мастеров. Это люди с горящими глазами и сердцами!
Кроме того, была и жизнь театральная, связанная с Еленой Михайловной Пономарёвой и нашим Русским домашним театром - важнейшая часть моей жизни.
- А если бы вам предложили сейчас провести экскурсию для друзей по Омску, то какие бы вы выбрали места?
- Сейчас куда бы я ни ехал, к сожалению, всё очень бегом, по графику. А в принципе я Омск хорошо знаю, мог бы организовать экскурсионную программу.
Обязательно сходили бы к речному вокзалу, сфотографировались бы на фоне Музыкального театра, дошли бы до Никольского собора. Центр Омска обладает своей уникальностью. Драматический театр, Пожарная каланча - всё это привычно, наверное, для любого омича, а для гостей всегда интересно, красиво!
- Как в Гнесинке относятся к современным тенденциям в музыкальной сфере? Поддерживаете их?
- Особенность нашего вуза - удивительный демократизм и во взаимоотношениях между педагогом и студентами, без панибратства, но с довольно тесным контактом, и в некой "всеядности", то есть в умении в одном месте объединять представителей разных музыкальных направлений. Здесь и академическая музыка, и джаз, и эстрада, и экспериментальные течения и, самое главное, желание двигаться вперёд - к новому. В этом году мы открываем, например, направление "Медиакомпозиции" (композиции в кино, в рекламе, в гейм-индустрии). Сегодня по количеству музыкальных специальностей и по количеству обучающихся Гнесинка - самый большой музыкальный вуз нашей страны.
- А проблемы в сфере музыкального образования сейчас существуют?
- Всегда есть. Происходит смена образовательного стандарта - очередная проблема. На днях президент озвучил в своём Послании Федеральному Собранию идею реформы высшей школы - конечно, давно назревшей; это означает, что нам предстоит большая работа в связи с подготовкой новых нормативно-правовых актов. Я надеюсь, что это будет очень хорошая история, правда, непростая, связанная с перестройкой образовательных программ, но даже к выздоровлению больной приходит через болезнь, поэтому определённые испытания нам предстоит пройти. Кроме того, конечно, есть и сложности с теми, кто должен заказывать основные кадры, - с работодателями. Сегодня существует программа целевого набора, и, к сожалению, она пока работает плохо, в том числе и потому, что об особенностях этой программы многие руководители детских школ искусств, музыкальных училищ, театров, филармоний почти ничего не знают. Я рассчитываю, что мы установим контакт с регионами, в том числе и с моим родным городом Омском, и будем вести планомерную целевую подготовку кадров.
- Как вы относитесь к идее общего музыкального образования?
- Естественно любой человек, который знает, что такое музыка и музыкальное образование, поддержит идею грамотного общего музыкального образования. Вопрос, как его организовать, как найти средства, чтобы это было действенно и эффективно, и как при этом не перегнуть палку? В прошлом году коллеги из Ташкента рассказывали, что у них в каждой общеобразовательной школе ученик должен обязательно выбрать для изучения минимум один инструмент. Хорошая инициатива!
Я люблю говорить так: в теории работает, а на практике? Посмотрим, как это будет осуществлено, принесёт ли это свои плоды? В любом случае, музыкальное образование - очень эффективный инструмент воспитания гражданина своей страны!
- Покидая стены Гнесинки, что кроме профессионального мастерства уносят с собой выпускники?
- Те самые soft skills, о которых так много говорят в последние десять лет, - навыки коммуникации, умение работать над решением задач, умение мобильно реагировать на меняющиеся условия - это универсальные навыки, которые пригождаются в любой профессии. Здесь они действительно развиваются, так как в Гнесинке высокая конкуренция. Эта и борьба за внимание аудитории, и за успех, умение быть в ансамбле и достигать в минимально отведённое время максимального результата.
- Можем ли сравнивать музыкальное образование в Омске и в Москве?
- В Омске, к сожалению, нет высшего консерваторского образования, поэтому нам не с чем сравнивать. А консерваторское образование, кроме непосредственно обучения в вузе, предполагает наличие музыкальной академической экосистемы, то есть совокупности профессионалов музыкального мира. Знаете, когда у нас в одном месте среди педагогов - артисты Российского национального оркестра, оркестра "Новая Россия", Большого театра России и других славных профессиональных коллективов и театров - создаётся та экосистема, в которой успешно формируются новые кадры.
- Как думаете, можно ли решить эту проблему в регионах?
- Чтобы не только стремились в центр, а оставались на местах, нужно создать условия - финансовые, социальные. Необходимо обеспечить возможность жить и творить. Сегодня, к примеру, есть программа "Земский доктор". Я надеюсь на внедрение аналогичной программы - "Земский работник культуры" с возможностью обеспечения достойной зарплаты и создания условий для приезжающих в регионы работников культуры. Важную роль должен сыграть целевой приём, который будет тем инструментом, который изначально позволит человеку планировать свою деятельность в музыке, понять, что означает для тебя эта сфера, где ты готов работать, с кем тебе будет комфортно работать: с детьми, с подростками, со взрослыми или ты найдёшь себя в сольной карьере. Очень важно для всех нас иметь эту цель и двигаться к ней!
Фото: Алина Кочергина, Илья Петров