Сегодня, 28 февраля, состоялся культурный завтрак, посвящённый премьере в "Пятом театре". Документальный спектакль "ОМСК. Люди" (12+) покажут на его сцене уже в марте. Московский режиссёр Алексей Размахов переосмыслил жанр вербатим (документальный театр - вид театрального представления, возникший в XX веке). Как и в любом документальном театре спектакль основан на интервью доноров, как их принято называть. Драматург Юлия Поспелова обработала огромное количество историй и создала на их основе материал для постановки. Но режиссёр тяготеет к игровому театру, поэтому уникальность спектакля в том, что это театрализованное действие. Документальный материал, взятый у реальных людей, был переработан, и в итоге были найдены какие-то свои образы, которые раскрывают персонажей.
Это истории "маленьких людей". Алексей Размахов говорит о том, что в любое время очень важно вглядываться друг в друга, а в наше время особенно. Что-то есть в спектакле от "Отцов и детей", это отчасти диалог. Монологи выстраиваются таким образом, что рассказывают об абсолютно различных поколениях, между отцами и детьми есть недопонимание, но на самом деле они говорят друг о друге с большой любовью.
Это история города, которая пишется сейчас. Город - это люди, которые в нём живут, их тепло, добро, беды, с которыми они сталкиваются. Очень сложно дать оценку времени, в котором ты находишься. Видимо, с этим связана идея пригласить режиссёра не из Омска, увидеть взгляд со стороны. Кстати, большинство актёров тоже родились не в Омске.
Алексей Размахов
- Для меня самым большим подарком будет, если люди выйдут после спектакля в город и начнут вглядываться в других людей. Потому что за каждым из нас есть та или иная история, - говорит Алексей. - Этот проект - важная социальная тема. Я надеюсь, что зрители, посмотрев эту историю, поймут что-то про других и про себя. Они ведь тоже носители сегодняшней истории.
Всего будет около 15 новелл. Спектакль - это попытка сделать маленькое театральное чудо в каждом из отрывков, монологов, а иногда и диалогов. Актёры с любовью относятся к людям, которых они играют, и, как считает Алексей, зал не может это не почувствовать. Спектакль поставлен на контрапункте, смешные истории перемежаются с трогательными. В спектакле есть общая линия, которая соединяет все истории, но она условная. В каждой новелле есть главный герой, и никто не важнее других.
- Когда мы репетируем с ребятами, мы понимаем, что нужно очень точно говорить текст, потому что это поэзия в каких-то местах, - делится Алексей Размахов. - Человек так формулирует мысль - ни один драматург, ни один режиссёр так не придумает. Это очень здорово, когда у зрителя внутри идёт какая-то работа, когда мы находимся в диалоге со спектаклем и выходим после него возбуждённые, растроганные, расстроенные, спровоцированные чем-то.
Создатели спектакля говорят, что выговориться незнакомому человеку - это типично русская тема. И доноры спектакля дали богатый материал для него.
Елена Лукманова
- Мне кажется, есть радость в некой обобщённости, в узнавании, - поделилась актриса Елена Лукманова. - Вот он переживает то же, что я в какой-то момент пережила, быть может. В этом художественная ценность спектакля.
Создатели спектакля умышленно ушли от мемов и клише, - такой спектакль в "Пятом театре" уже был, у них просто истории живых людей. Изначально были интервью с известными людьми, но потом решено было оставить истории только простых граждан Омска. Самая известная фигура в спектакле - продавец газет, которого знают, кажется, все в городе.
Станислав Горенбахер
- Мы не делаем точную копию персонажей, один в один, - рассказал актёр Станислав Горенбахер. - У нас художественное восприятие. Важно, как история персонажа проходит через актёра, как он преподносит её людям. Но мы точно воспроизводим текст интервью, каждое слово, каждую оговорочку. Истории простые, но само художественное решение восхищает.
Решение каждой истории уникально. Каждая новелла решена своим театральным способом: где-то это кукольный театр, где-то используется проекция, где-то это музыкальный театр или театр художника. Зритель получает 15 разных спектаклей в одном.
В попытке соединить сюжетные линии Юлией Поспеловой было написано пять или шесть вариантов текста. Сначала думали ввести главного героя, но если его вводишь, по законам драматургии он должен попадать в перипетии, в разные ситуации, а это слишком сильно отражается на остальных героях. Создатели решили, что это нечестно по отношению к людям, которые давали интервью. Но пересечения в спектакле есть. Истории связаны очень тонко и аккуратно. Например, вопросами, которые попадают в каждого. Это история жизни человека через разные персонажи.
Анна Сотникова
- От того, что я сама разговаривала с героями, историю которых играю, - это какая-то совсем другая история в театральном плане, - делится актриса Анна Сотникова. - Потому что я играю конкретного человека и чувствую ответственность за это, думаю, как бы их не обидеть.
У создателей спектакля была идея пригласить доноров отдельно на спектакль. Но потом они подумали, что со стороны себя слушать очень сложно, ведь изнутри мы видим себя по-другому. Но они всё же решили их пригласить на премьеру, придут все, кто захочет, но зрители в зале не будут знать, что это прообразы героев.
- Большинство из нас считает себя гуманистами, - подводит итог Елена Лукманова. - Но это же очень легко - любить человечество. А вот конкретно человека очень трудно полюбить. Так вот в этом спектакле возникает какое-то бесконечное количество любви. Все истории вызывают какую-то невозможную нежность. Эти люди - герои современности.
Работа над спектаклем не останавливается с премьерой, ведь он рождается, когда его смотрит зритель, как-то реагирует на него. И создатели понимают, нужно ли что-то убрать или добавить: что-то выстрелило и надо больше, а что-то засмеяли и нужно сделать скромнее. А в запасе у них много новелл, спектакль может расти. Алексей Размахов говорит, что это его мечта - чтобы спектакль жил и развивался дальше.
Премьера спектакля состоится 17, 18 и 19 марта.
Фото: Илья Петров