- Очень смешная на самом деле история, я в 11 лет влюбилась в учителя математики, который ездил ещё вожатым в лагерь и пел там песни под гитару, соответственно, я вдохновилась и стала учиться гитарному искусству (трём блатным аккордам). Потом в 2017 году я узнала, что он навсегда уезжает из Омска, и такое сильное переживание со мной случилось, как так, я ж только ради него жила-творила-в школу ходила (справедливости ради, он об этом всём знал только косвенно, я к нему никаким образом не лезла ни с признаниями, ни с чем-то подобным). Я проплакала неделю, потом погрузилась в апатию, потом решила, что как-то надо с этим жить дальше и написала первую песню. Она называлась "грусть-печаль", я сейчас её, естественно, нигде не играю, она такая наивная, хоть и со смыслом: "лучше пережить и прожить полностью всё плохое, чем пытаться отвлечься, забыть об этом", там даже отсылки на "О дивный новый мир" есть. Вот с тех пор и пишу, и пою. А разного рода стихи и прозу я писала сколько себя помню, просто потому, что я много читала и была ребёнком весьма впечатлительным. Верлибры пишу года с 2020-го, вдохновилась Темури Джегеная, Летовым и Ситниковым с его трешаком, они про те случаи, когда силлабо-тоника бессильна и не так выразительна.
- Как ты ощущаешь себя в музыке и поэзии?
- Если говорить о песнях, что является основной моей деятельностью, то, во-первых, я делаю сейчас первые шаги, а во-вторых, мне хотелось бы чувствовать себя на уровне с такими хорошими исполнителями, которые вышли из андеграунда. Например, группа "Дайте танк" мне очень нравится. Они буквально шесть лет существовали, о них никто не знал. Но вот они вышли из андеграунда и сейчас многим известны, много кто поёт их песни, но они сохранили вот эту андеграундную суть, которая ставит содержание выше, чем форму. И мне бы тоже хотелось в своём творчестве ставить содержание выше формы. А насчёт верлибров, их нигде нет, и они нигде не публикуются, я их почти нигде не читаю, но они максимально точно выражают то, что я чувствую, и это главное.
- Сейчас каждый может издать книгу, каждый может где-то опубликоваться или рассказать о своём творчестве. Из-за этого, с одной стороны, литература стала более разнообразной и более интересной, а с другой стороны, мы получаем много лишнего и много мусора, то есть много графоманства. Многие люди пишут, просто чтобы потакать аудитории, чтобы их читали и они были популярными, много чего-то абсолютно нецензурного, ненужного, неважного, и поэтому сейчас литература - это такой большой мешок осколков, среди которых может быть и бриллиант, но его не сильно видно. А может быть, какая-то стекляшка или мусор. Там сейчас всё подряд и сложно найти что-то хорошее.
- Какие книги тебе нравятся?
- Мне нравится что-то абстрактное, с первого раза непонятное, то, что воздействует не на мозг - как мы воспринимаем информацию, а где-то на подсознательном уровне. Читаешь, и сначала кажется, что это просто набор слов, а подсознание уже восприняло, уже отреагировало эмоциями, ощущениями или новыми мыслями, и потом только мозг осознаёт: ах вот что это было! А когда меня спрашивают, какая у меня любимая книга, мне уже несложно ответить на этот вопрос - это "Благие знамения" Терри Пратчетта и Нила Геймана. Она читается очень приятно и оставляет приятное ощущение, заставляет задуматься о природе многих вещей, о мире в принципе, о моральных категориях. Из современного мало что читаю. Читала такого человека, как Дмитрий Убыз. Он очень интересные абстрактные вещи пишет, в основном в прозе, и ещё делает иллюстрации к этому. Я ещё не видела людей, которые его знают, но мне очень нравится.
- Чем тебя привлекает творчество бардов и почему ты называешь свои творения "необард-песнями"?
- Барды - это в первую очередь про чувства и про что-то очень личное, по крайней мере, я так понимаю, то есть это что-то душевное, очень откликающееся. Помимо этого, бард - это и автор слов, и композитор, и исполнитель, причём текст, стихи, их смысл - всегда на первом месте. Необард или скорее даже постбард (как и все с приставками нео-, пост-, мета- и иже с ними), естественно, уже не похож на то, что пели на Грушинском фестивале (Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина, с 1968 года регулярно проводимый под Самарой, - прим. ред.), и сам по себе понятие довольно растяжимое. Я его понимаю как разряд вент-арта (творчества, нацеленного на выплеск эмоций), не очень красиво оформленного и направленного в первую очередь не к мозгам человека, не к его сознанию, а к сердцу и, соответственно, подсознанию, чтобы возникали в первую очередь ощущения, эмоции. То, что я пою, можно вообще как угодно назвать - и инди, и пост-рок, и пост-панк. Мне нравится быть везде и нигде одновременно.
- Кто твои кумиры?
- Мне очень нравится, когда меня сравнивают с Янкой Дягилевой, потому что я очень-очень-очень сильно люблю эту исполнительницу за её искренность и за то, с каким надрывом, с каким надломом она все свои чувства миру показывает. Естественно, Летов. Из тех, кто посовременнее, мне очень нравится "Элли на маковом поле","Флёр" - невозможная любовь, "Дайте танк". И ещё сонм сильно андеграундных исполнителей, которые только сейчас выходят из тени: "Шумные и угрожающие выходки", "Вертушка Газманова", тоже их очень люблю. Всех этих исполнителей объединяет то, насколько искренне и без притворства, без прикрас они выражают свои чувства и мысли - именно это я ценю в первую очередь. И, конечно, легендарный гениальный человек. Это Александр Ситников. В некоторых своих верлибрах я им вдохновляюсь. У него есть группа "4 позиции Бруно", "Порез на собаке", ещё был "Птицу емъ", но они уже распались. Я всем его советую всегда, когда спрашивают, что послушать. Это называют треш-поэзия, но это настолько сильные эмоции - словами не передать, это нужно включить на колонках, лечь на пол и впитывать.
- Какие сейчас есть возможности для развития молодых авторов?
- Сейчас каждый может показать себя, показать миру своё творчество, для этого не нужно ничего, кроме телефона и интернета, по большому счёту, многие исполнители, популярные сейчас, так и начинали. Другой вопрос - заметит ли их кто-то в общем потоке, "выстрелят" ли они, а это от многих несистемных и неизмеримых факторов зависит. Вот я и боюсь "не выстрелить", всё-таки достаточно неформатное творчество…
- У тебя есть группа "надежда на". Расскажи о ней подробнее. Какая у неё миссия?
- Когда ждать выступления группы "надежда на"?
- Гипотетически, у нас может быть концерт в марте-апреле, но мы как никто открыты любым приглашениям и предложениям к сотрудничеству (зовите нас играть куда только можно и нельзя), ещё хотим акустический квартирник в Доме культуры "Меги" этой весной, но до этого ещё далеко.
- Что ты бы пожелала молодым амбициозным ребятам на их творческом пути?
- Молодым творцам хочу пожелать вдохновения и оригинальности, ведь во вторичном и третичном мире очень мало реально интересных, стоящих и в некотором смысле новых идей.