"Сейчас с литературой происходит чудесная вещь". Анна Ворошилина о поэзии, кино и любви к жизни

Сегодня в проекте #встречисавтором поэтесса Анна Ворошилина. Магистр филологии, синефил, автор кинолектория "Эбонит", программист - многогранная девушка пишет стихи с 15 лет. В своих литературных предпочетниях она отдаёт первенство проклятым поэтам и произведениям первой половины XX века. В интервью "Омск Здесь" Анна расскажет о том, какой свет зажигает современность на дороге поэта, о чём будет её первый фильм и как она сочетает в себе так много разных граней, а также поделится кинорекомендациями.

- Анна, когда вы поняли, что поэзия - это именно тот способ выражения чувств и отношения к миру, который вам подходит?

- В 10 классе нам дали задание по литературе - написать стихотворение-подражание поэтам Серебряного века. Я выбрала стихотворение Владимира Маяковского "Лиличка!". Помню, тогда результат моих литературных экспериментов очень высоко оценили: учительница сказала, что у меня есть поэтический потенциал, и даже на весь класс стихотворение зачитала. Меня это очень вдохновило на то, чтобы продолжать писать. Спасибо вам, Ирина Васильевна. Всё-таки работа учителем - очень важна, нельзя её недооценивать, вот как всё может обернуться. Даже мелочь, одно задание, может на человека повлиять.

- Что повлияло на вас как на творческую единицу? Фильмы, произведения, художники, судьбы?

- Без ложной скромности, я очень начитанным ребёнком была, не расставалась с книгами всё детство. Друзей было мало, и книги - это был тот мир, куда я уходила от всех своих забот и тревог. А в 9 классе я открыла для себя авторское кино. Смотрела по пять фильмов в неделю и очень любила их обсуждать. Так что, наверное, это всё вместе повлияло, не что-то конкретное, а большая насмотренность, наполненность хорошей литературой и глубокими фильмами.
Но у меня есть поэты, на чьё творчество я во много ориентируюсь: Егор Летов, Иосиф Бродский, Владимир Маяковский, Михаил Лермонтов - мне не только их стихи нравятся, у нас что-то общее есть на уровне восприятия мира, потому-то на них и равняюсь во многом.

- Сложно ли быть поэтом в XXI веке?

- Вообще, мне кажется, что сейчас с литературой происходит чудесная вещь, потому что мы живём в такую эпоху, когда для того чтобы делиться своим творчеством с читателями, тебе нужно приложить минимум усилий. И единственное требование к автору, фильтр, проверка на то, насколько хорошо и интересно ты пишешь, - это способность с первых строк взять читателя за жабры, как-то сразу зацепить, чтобы человек захотел это дочитать или дослушать до конца. И в этом плане, мне кажется, сейчас зелёный свет всем поэтам, потому что лирика подходит под все популярные форматы. Это может быть текст, короткое видео, всё что угодно. Поэтому, я считаю, сейчас интернет-поэзия должна переживать какой-то бум.

- Каждый ли может стать поэтом?

- Каждый может попробовать себя в роли автора. В целом я склоняюсь к мнению, что если у человека есть поэтичность натуры и тяга к творчеству, то за что бы он ни взялся, рано или поздно у него получится. Просто нужно быть готовым к тому, что ты никогда не получишь хороший результат сразу. И любое творчество, помимо таланта и вдохновения, требует колоссальных усилий, дисциплины, начитанности и работы, в том числе внутренней, над собой. Нужно постоянно слушать и читать других, смотреть хорошее кино для того, чтобы наполняться культурой, чтобы у тебя был достаточно богатый запас поэтического языка для самовыражения.

- А вы пробовали себя в других жанрах? В прозе?

- Если говорить про прозу, очень небольшой у меня в этом опыт. Но в студенчестве мы даже издавали несколько сборников коротких рассказов. Этот жанр мне очень нравится. Мне нравится писать сатиру, у меня есть и лирика сатирическая, и сатирические заметки в прозе. В целом мне это направление близко.

- Вы любите кино, ведёте кинолекторий "Эбонит" и мечтаете снимать авторские фильмы. Что привлекает вас в этом виде искусства?

- Кино для меня - это наивысшая форма искусства как в аспекте воздействия на зрителя, так и в сочетании приёмов и самой механике кинематографа. Кино - это максимальное погружение, мгновенное стирание дистанции между произведением и зрителем: как только начинает мерцать экран, ты уже внутри произведения, не нужно никаких усилий, только тишина и темнота.

- Насколько сейчас востребованы кинопоказы и кинообсуждения в нашем городе? Как воспринимает авторское кино современный зритель, которого часто обвиняют в клиповом мышлении?

- Я думаю, что нам всем необходимо обсуждение увиденного, это вообще очень естественная форма восприятия киноискусства: редкий зритель ходит в кино в одиночестве. Мы предпочитаем смотреть фильмы в компании с кем-то, чтобы потом обсудить то, что мы увидели и почувствовали. Поэтому мне кажется, киноклуб - это то, что всегда будет востребовано: часто бывает такое, что хочется посмотреть фильм, а подходящей компании для этого нет. Киноклуб эту проблему решает.

По поводу современного зрителя. Мне кажется, что в целом мало что меняется. Для кого-то кино - это способ скрасить вечер, форма досуга, а для других - это искусство. Вторым нужно авторское кино, у них нет проблем с его восприятием, а киновед, он как проводник, помогает глубже понять увиденное.

- Какие фильмы вы бы порекомендовали посмотреть тем, кто любит подумать над просмотренным, и тем, кто любит качественное кино, но не готов к долгим размышлениям?

- Мне, конечно, сложно отделить кино от долгих размышлений, но я предложу список фильмов, которые нужно не столько обдумать, сколько прочувствовать сердцем: "Любовь" и "Вихрь" Гаспара Ноэ, "Время цыган" Эмира Кустурицы, "Интердевочка" Петра Тодоровского, "Неоконченная пьеса для механического пианино" Никиты Михалкова, "А зори здесь тихие" Станислава Ростоцкого и "Лето" Кирилла Серебренникова.
Кино, которое требует глубокого осмысления и некоторой подготовленности: "Мама!" Даррена Аронофски, "Замок" и "Я тоже хочу" Алексея Балабанова, "Мертвец" Джима Джармуша, "Побудь в моей шкуре" Джонатана Глейзера.

- Вы упоминали, что сейчас пишете сценарий для своего первого фильма. О чём он будет? Каким вы представляете свой первый фильм?

- Я пишу сценарий о женщине, которая в одиночку воспитывает ребёнка с неврологическим диагнозом, и о том, как она пытается жить, а не выживать в имеющихся у неё условиях. Это будет короткометражка. Я хочу в ней сделать акцент не на проблемах таких семей, а на том, как человек старается сохранять в жизни поводы для радости и множить их, невзирая ни на что, не боясь столкнуться с непониманием или осуждением.

Очень хочется перевести фокус внимания на взрослого человека, на то, как он справляется с ситуацией, на то, как человек ищет решения, а не поводы загнать себя в отчаянье, хотя они есть.

На данный момент все мои задумки так или иначе вращаются вокруг вопроса: "Как жить, когда жить сложно и не хочется?" Мне кажется, многие его себе задают хоть раз в жизни, и мне хочется через кино искать на него ответ.

- Вы поэт, киновед, программист, мама, а также у вас, кроме филологического, ещё и юридическое образование. Как в вас всё это уживается? Хватает ли времени и сил?

- Мне порой самой чудно это осознавать, что во мне уживается столько всего и сразу, но у всего этого есть общий фундамент - я очень люблю жизнь в разнообразных её проявлениях, и у меня есть такая жадность внутри, попробовать как можно больше. Не хочется себя ограничивать. И то, что у меня есть эти рамки временные - это только наоборот, подстегивает меня пробовать новое и не откладывать на потом. Жизнь одна, хочется как можно больше успеть сделать, пока она не закончилась. Главное - всё, чем я занимаюсь, я это делаю из любви и удовольствия, это, можно сказать, вечный двигатель.

Читайте также