Свободное время  •   2 февраля 2023, 14:05, последнее обновление 8 июля 2024, 15:11

"Я сегодня украл кусочек жизни". В Омске открылась выставка пленэрных работ

В Доме художника открылась выставка "Пленэр-2022". Авторы рассказали, какое место в их творчестве занимает такая живопись.

1 февраля в Доме художника состоялось открытие выставки "Пленэр-2022" (0+). Как рассказал председатель омского отделения Союза художников России Андрей Машанов, выставка проходила через выставком, был серьёзный отбор, и это доказывает уровень представленных работ. География пленэра обширная: Байкал, Тобольск, Севастополь, Санкт-Петербург, Омск и Омская область, а также горы, леса и моря. На выставке есть работы, выполненные маслом, графическими материалами и в смешанной технике.

Художник Алексей Либеров, когда приходил с пленэра, говорил: "Я сегодня украл кусочек жизни". Кажется, что сама жизнь смотрит на нас с этих полотен. Самое яркое впечатение от них - это ощущение того, что ты словно находишься внутри работы. Насколько точно переданы чувства, впечатления и эмоции. Вместе с авторами мы грустим под дождём, испытываем эйфорию в горах, восторгаемся яркими красками осеннего леса. Художники будто уловили неуловимое мгновение и сохранили его для нас навсегда.

Авторы выставки, художники рассказали "Омск Здесь" о том, как они писали свои работы и какое значение в их творчестве занимает пленэр.

Елена Боброва

Пленэрная выставка всегда особенная, потому что передаёт непосредственные впечатления от натуры, которые иногда приходится переживать в очень сложных климатических, физических условиях. Есть работы горные, которые пишутся на большой высоте, в условиях кислородной недостаточности, а есть работы, выполненные на завалинке, в дождь, под плащ-палаткой. Очень много пленэрных историй о том, как преодолеваешь себя, своё умение, владение или невладение материалом, чувством цвета и так далее. Есть очень много мест, которые удалось запечатлеть, написать, а сейчас их больше нет. Поэтому помимо того, что этюды кладезь человеческих эмоций, переживаний, пленэрные этюды хранят историю места.

На выставке представлены работы с традиционного академического севастопольского пленэра, куда мы с моим мужем, фотографом Олегом Деркунским, имеем счастье ездить каждый год, начиная с 2017 года. Я долгое время наблюдала в интернете за севастопольским пленэром, видела, что туда ездят одни и те же люди - очень крутые крымские художники. Я видела, как у них там хорошо, насколько у них взаимодействуют все виды искусств. Там читают стихи и песни поют и, конечно, пишут картины. У них очень хороший результат. Я думала, как туда попасть, и написала одному из художников, Игорю Шипилину. Оказалось, что он видел мои работы в интернете и сказал, что может их показать. Так мои работы утвердили, в первый год мы просто съездили, к нам присмотрелись, и с тех пор бываем там каждый год. Я очень благодарна судьбе за это счастье.

Николай Молодцов

Я позволю себе перефразировать известную поговорку и сказать, что не пленэр красит художника, а художник - пленэр. Для меня пленэрные поездки - это возможность начать всё с чистого листа, потому что каждому из нас иногда хочется начать жизнь заново, исправить прошлые ошибки, сделать что-то по-другому. На пленэре ты можешь начать всё с нуля, как будто ты никогда не участвовал в выставках, не обладаешь никаким особым мастерством. Природа помогает тебе очиститься и посмотреть на мир заново.

Работы пленэрного характера я стараюсь писать не задумываясь о каких-то стилистических и технических приёмах, глубоких идеях. Я беру от природы то, что в состоянии унести. Здесь представлена работа "Осень в парке Победы". Мы с женой несколько раз в год обязательно туда ездим, фотографируем, рисуем, пишем этюды, набираемся впечатлений, просто гуляем. В одну из таких прогулок я взял холстик и сделал такой этюд. Я пишу очень быстро, не заморачиваюсь, что вижу, то и делаю. Художник пишет всегда свой автопортрет, свои внутренние ощущения, что бы он ни писал. Если тот или иной пейзаж не вызывает у меня восторг или какие-то другие сильные чувства, лучше за него не браться. А если тебя привлекла цветовая палитра какого-то сюжета, энергия, восторг, это хочется написать. На таких этюдах эмоция предстаёт в чистом виде.

Светлана Костикова

 

Работы, представленные на выставке "Пленэр-2022", написаны в Свердловской области. Туда я приезжаю каждое лето к родственникам. Это места, где родилась моя мама, и я чувствую, что эти места родные и мне. Там я нахожу неисчерпаемый источник вдохновения, чувствую некую духовную связь с этими местами. Представленая работа "Коптеловские развалины" написана вблизи храма Вознесения Господня. До этого года нельзя было попасть вовнутрь, а в этом году местные жители занимались расчисткой остатков храма для подготовки к его восстановлению и доступ внутрь был открыт. Внутри, несмотря на разрушения, царит особая атмосфера. Это очень красивый храм, хочется чтобы наконец-то его восстановили. Когда писала этюд, хотелось передать в нём некую надежду на лучшее. Этюд "Коптеловские улицы" также написан недалеко от этого храма. Также на выставке представлена работа, выполненная в Нижнесинячихинском музее-заповеднике деревянного зодчества под открытым небом. Там вообще можно встать в одно место и, не сходя с него, написать большое количество разных работ. Настолько там много всего интересного, уникального и вдохновляющего. К тому же такого близкого нам по историческим корням. Работы в основном выполнены в смешанной технике - сочетание акварели, акрила и пастели. Вообще в целом я люблю сочетание разных материалов, у каждого есть свои преимущества и недостатки.

Выставка "Пленэр-2022" в Доме художника будет работать до 19 февраля 2023 года.

Фото: Алина Шрайнер

Читайте также