В библиотеке имени А. С. Пушкина раз в месяц проходит увлекательный лекторий, посвящённый киноиндустрии (18+). Его ведущая Ксения Савченко рассказывает неравнодушным омичам интересные факты из мира кино и сериалов.
Ксения Савченко - заведующая сектором литературы на иностранных языках, ведущая проекта.
- Ксения, расскажите, как появился кинолекторий?
- Свою любовь к фильмам я никогда не скрывала, и вместе с Анастасией Шереметьевой, руководителем киноклуба "PROкино", мы решили там проводить кинолекторий. Придя в библиотеку, я решила осуществить этот проект в Международном центре. Начало работы было положено в 2018 г. Сейчас наши встречи проходят по субботам 1 раз в месяц.
- В каком формате сегодня проходят встречи киноманов?
- Мы назвали наш кинолекторий "Кино с акцентом". Акцент делаем не на то, как работаеткино, о режиссёрах, об актёрах, зачем в фильмах музыка. Мы знакомим наших участников с киношными приёмами и со смыслом, заложенным в основу кинофильма. Кроме того, я рассказываю о том, как кино и сериалы влияют на культуру, ведь кинематограф - это большой синтетический жанр, который объединяет драматургию, литературу и элементы изобразительного искусства. Каждая наша встреча с кино объединена какой-либо тематикой. Так как встречи посвящены кино, каждая лекция подкреплена аудиовизуальным рядом - кадрами из фильмов и трейлерами. За один сеанс я стараюсь уложиться в топ-10, чтобы это было "слушательно", а у гостей не произошла передозировка информацией.
- А как вы готовитесь к кинолекторию?
- Я всегда стараюсь донести до своих гостей информацию от лица самого зрителя. Для этого мне пришлось просмотреть большое количество фильмов. Я не могу рассказывать про фильмы Акиры Куросавы, если я прочитала синопсис фильма и видела режиссёра только на фотографиях. Для того чтобы рекомендовать или не рекомендовать фильм, мне необходимо понять, а затем и объяснить, какое воздействие оказывает фильм, рассказать, почему важен тот или иной сюжетный поворот, и поделиться эмоциями. Например, если взять фильм Квентина Тарантино "Омерзительная восьмёрка" (18+), то можно много говорить о технических особенностях киноленты, что на самом деле немаловажно, но художественная ценность этой картины не только в соотношении сторон кадра, но и в эмоциональном отклике зрителей. Иногда просто необходимо рассказать о том, чем фильм хорош, чем он шокирует и чем может порадовать.
- А как вы считаете, можно ли доверять мнению кинокритиков?
- Мы можем им доверять, а можем и не доверять. У критиков есть определённый подход и насмотренность, но любой критик "просеивает" фильм сквозь сито собственного опыта. Очень хочется надеяться, что каждый специалист старается быть объективным при анализе ленты, но это всегда будет оценка одного человека. Для примера могу привести фильм "Автостопом по галактике" (12+), который входит в топ "Худших экранизаций", в топ "Лучших экранизаций", в топ " Хороших экранизаций плохих книг" и в топ "Плохих экранизаций хороших книг". То есть фильм собрал противоположные точки зрения разных критиков. Пока вы сами не посмотрите фильм, не стоит всецело доверять чужому мнению.
- Стоит ли при выборе фильма обращать внимание на его рейтинг?
- Вы знаете, на самом деле это очень интересная история, которая касается не только фильмов, но и книг. Все мы ищем какую-то комфортную формулу произведения, отдаём предпочтение одним и тем же жанрам и элементам сюжета, ищем что-то похожее. С одной стороны, очень классно, что сейчас существуют открытые интернет-площадки для обсуждений и оценивания произведений. Но, с другой стороны, сегодня любой человек может зарегистрироваться на том или ином сайте нажатием одной кнопки и оставить положительный или отрицательный отзыв на фильм, возможно, даже не посмотрев его. Я бы советовала всё-таки задуматься над качеством фильма, если большинство зрителей отзываются о нём негативно.
- Как вы думаете, что способно больше впечатлить человека: книга или фильм?
- Большая часть людей - визуалы, им фильмы позволяют погрузиться в фантазийный мир больше, чем книги. Хорошо снятый фильм всегда помогает погрузиться в сюжет и более детально представить какие-то вещи. Взять, например, трилогию "Властелин колец" (12+), которая длится девять часов. Прочитать книгу за это время с полным погружением во все мельчайшие подробности невозможно, поэтому с этой точки зрения фильмы лучше. Но большинство толкинистов со мной не согласятся.
- А можно ли определить по трейлеру, каким будет фильм: захватывающим или таким, на который лучше не тратить своего времени?
- Очень классный вопрос. С хорошей насмотренностью человек способен улавливать особые "крючки", по которым можно определить достойно ли произведение просмотра. Например, первые фильмы "Марвел" были очень интересными и необычными, но, когда ты посмотрел более десяти картин по одной и той же формуле, то, наверное, следующие десять по ней же уже можно пропустить. По их трейлерам видно, где какой сюжетный ход они повторяют и какие эффекты будут использоваться. А в целом, да, по трейлеру можно понять, каким будет презентуемое кино.
- Расскажите немного о предстоящем кинолектории, который пройдёт в феврале?
- Предстоящая встреча носит название "Негласные правила кино и фильмы, которые их нарушают". Кинопроизводство - это очень сложное синтетическое искусство, в котором важно соблюдать технические правила. Если создатели выберут некачественную плёнку и снимут на технически неподходящую камеру, получится плохо. При создании фильма необходимо грамотно выстроить его сюжет, подобрать актёрский состав и продумать качественные диалоги. Если эти правила не соблюдать, то всё получится либо печально, либо слишком весело, например, смешной фильм ужасов. Поэтому на этой встрече мы будем обсуждать работы режиссёров, которые любят идти вопреки канонам и получают желаемый результат. Следующий кинолекторий состоится 18 февраля в 13:00.
- И напоследок, что вы бы посоветовали омичам, которые собираются посетить кинолекторий впервые?
- Для его посещения не нужна особая подготовка. Новичкам я посоветую просто приходить, я стараюсь выстраивать лекции так, чтобы заинтересовать и кинолюбителей, и тех, кто ещё не подозревает о своей страсти к кино.
Фото: Илья Петров