Главный экспонат выставки - его монументальное панно на археологическую тему, которое подражает наскальным рисункам, так называемым петроглифам, расположенным по берегам реки Томь. Николая Третьякова считают основателем омского археоарта, направления, суть которого - в переосмыслении художниками древних образов. Вдохновившись наскальными рисунками, он мастерски имитировал технику их нанесения: контурную и сплошную выбивку, гравировку, прошлифовку.
Рельефное панно изготовлено в 1977 году, из тонированного бетона и отличается внушительными размерами - 3,7 х 6 метров. Изображения выглядят масштабно: лоси и совы имеют сходство с настоящими петроглифами (изображение на камне - прим.ред.). В этом же зале можно увидеть фотографии наскальных рисунков, которые находятся на памятниках древнего искусства.
Долгое время панно было скрыто от зрителей. Художник создал его для оформления зала археологии Сибирского края Омского историко-краеведческого музея. Несколько десятилетий в этом зале находился фонд народного искусства. И только в 2022 году он в полном составе был перемещён в специально оснащённое помещение Центра "Эрмитаж-Сибирь": теперь новое экспозиционное проcтранство Генерал-Губернаторского дворца вместе с панно доступно для посетителей.
Также зрители могут увидеть здесь и графические работы Николая Третьякова, объединенные в "Алтайскую серию". Художник вдохновлялся архаическими образами, когда бывал в экспедициях.
- В 50-х годах на Алтае были найдены знаменитые ледяные курганы скифского времени, знаменитая пазырыкская культура (VI—III вв. до н. э.). Сейчас большая часть находок хранится в Государственном Эрмитаже. Там были и мумии, ведь в то время алтайцы мумифицировали своих умерших вождей. Очень много предметов сохранилось из органических материалов, в частности ковер и войлоки. Вот эта сцена терзания грифона и козла - это именно седельные покрышки (древнеалтайские мягкие сёдла – прим. ред.), из цветных войлоков одного из пазырыкских курганов, - пояснила Ирина Симонова.
Работы Николая Третьякова отличаются особой философичностью и глубиной: художника волновали вопросы происхождения искусства. Вот, к примеру "Мелодия древности": первобытный человек играет на скрипке на фоне бизона в пещере. Древние памятники искусства служили для него основой для формирования своих собственных художественных высказываний.
Посмотреть на произведения археоарта можно до 5 февраля 2023 года в Генерал-Губернаторском дворце по адресу: улица Ленина, дом 23.
Автор: Елизавета Василевич
Фото: скриншоты программы "Свободное время" (16+) телеканала "Продвижение" в Омске