20 и 21 декабря на сцену Омского драмтеатра возвращается легендарный спектакль "О мышах и людях" (16+) по повести американского прозаика Джона Стейнбека. На протяжении 13 лет в постановке Вячеслава Гвоздкова в роли Джорджа и Ленни блистали Михаил Окунев и Владимир Девятков. Новый спектакль на основной сцене ставит главный режиссёр Омской драмы Георгий Цхвирава.
В центре сюжета жёсткая история трогательной дружбы: двое приятелей скитаются по Америке в поисках работы во времена Великой депрессии. Предприимчивый Джордж и слабоумный Ленни привязаны друг к другу поневоле. Переломный трагический момент всё расставит по местам и покажет, кто в истории на самом деле мыши, а кто люди. О премьере мы пообщались с исполнителем одной из главных ролей в спектакле - актёром Иваном Курамовым.
- Иван, знаете, очень забавно получилось. Не так давно я брала интервью у Игоря Костина к премьере "С днём рождения, Папа!", тогда я уже знала, что Георгий Зурабович собирается ставить "О мышах и людях" в декабре. И я спросила Игоря, кого бы он хотел сыграть: Джорджа или Ленни? Притом про себя решила, что если он Джордж, то Ленни однозначно Иван Курамов. Представьте моё удивление, когда я увидела распределение ролей... А какие у вас были эмоции, когда вы узнали о новой большой роли?
- Почти все, кто задействован в спектакле, были в гримёрке. К нам зашёл Георгий Зурабович и сказал: "Ставлю Стейнбека, ты будешь играть Ленни", а затем спросил: "Как думаешь, кто будет Джорджем?" Я сказал: "Не знаю", он показал на Костина. Я тогда очень обрадовался, ведь с Игорем мы дружим много лет, познакомились ещё до Драмы. Да и с произведением я знаком давно. Когда впервые о нём узнал, сразу подумал, как здорово было бы это сыграть.
- "О мышах и людях" по Джону Стейнбеку в репертуаре Омской драмы появляется не впервые. Этот спектакль в постановке заслуженного деятеля искусств Узбекистана Вячеслава Гвоздкова успешно шёл в Драмтеатре с 1995 по 2008 год. Прекрасный дуэт Михаила Окунева и Владимира Девяткова очаровывал омичей на протяжении 13 лет. Смотрели?
- Первое, с чем мы столкнулись, когда начали работу над спектаклем, - нам все стали говорить, что шёл уже в Драмтеатре такой спектакль и там Девятков, который играл Ленни, был просто великолепен. Я прекрасно понимаю, что, когда выйдем на премьеру, все будут сравнивать, кто лучше, кто хуже, - это неизбежно. Сам спектакль полностью не смотрел, чтобы не перенять случайно какие-нибудь фишки. Но, правда, одним глазком всё же глянул, буквально какую-то минуту, мне просто было интересно, как Ленни Девяткова был одет.
- Многие из актёров, которые играли в том спектакле, до сих пор служат в нашем театре. Дают ли они вам наставления, советы?
- Сидим в гримёрке, а с нами Руслан Шапорин и Олег Теплоухов, которые играли в спектакле Гвоздкова. Они, конечно, спрашивают, интересуются, как у нас идёт? Мы в свою очередь узнаём, как у них всё было устроено, обсуждаем персонажей. Например, раньше Олег Теплоухов играл Кудряша, а сейчас это Александр Соловьёв. Вместо Руслана Шапорина Олег Берков. Роль жены Кудряша вместо Анны Ходюн исполняют Наталия Запивохина и Мария Макушева. Персонажа по имени Уит тогда играл Владислав Пузырников, а теперь Андрей Агалаков.
- А с Владимиром Девятковым есть какой-то коннект?
- Нет, когда у меня первый сезон только заканчивался, его уже не было в театре, не имел возможности познакомиться.
- Главная особенность вашего героя - его умственное отклонение, из-за которого и происходят все главные конфликты в повести. Как всё же корректней называть Ленни - олигофрен, слабоумный, умственно отсталый?
- Честно, я вот и сам не знаю, как корректно его называть. Специально искал информацию, что у него за недуг. Остановился на слабоумии и его стадиях. Там есть очень тяжёлая, тяжёлая, средняя и лёгкая стадии. И вот Ленни находится где-то между средней и тяжёлой, туда он больше всего подходит. Ну это понимание, конечно, на уровне интернета. Тяжёлая стадия не может быть, Ленни же всё-таки и есть может сам, и мысли он формулирует. Хотя у него очень много дублирующихся фраз, он часто повторяет то, что слышит, по несколько раз что-то переспрашивает: "Расскажи мне, Джордж, про кроликов". Ещё такой интересный момент откопали в тексте, что Ленни, несмотря на всю свою наивность, оказывается, очень хитрый человек!
- Иван, о чём для вас повесть Джона Стейнбека?
- Я думаю, она об одиночестве. Герои - что мыши, что люди - никакого значения не имеют. Живут, как мыши, в этом бараке, питаются тем, что им подадут. Надо расслабиться - уезжают в бордель, потом обратно работать. Такая нехитрая жизнь. Где им посыпали, там они и обитают. И для них нет разницы: убить собаку, убить мышь, задушить человека, застрелить человека... Когда Джордж и Ленни приходят на ферму, у них в кармане на двоих 10 долларов. Если их там не оставят, вообще неизвестно, как их жизнь закончится. Поэтому история ещё и про мечту. Как мы говорим: хочешь рассмешить бога - расскажи ему о своих планах. Когда мечты, ещё только-только рождаясь, сразу же разрушаются.
- Какие-то интересные открытия при работе с текстом Стейнбека были?
- Мы очень долго работали с текстом. Был первый вариант, когда попробовали с ним репетировать, нам сразу не понравился перевод. Тогда Георгий Зурабович принёс английский текст, стали прям сверять, как там на русском и как на английском. Конечно, различия огромные. В оригинале герои повести говорят совсем не ласковыми словами, там присутствует очень грубая лексика. У нас, знаете, так не переводят, как у них написано. Там самое доброе слово по отношению к Ленни, это, наверное, "ублюдок". Так уж жёстко Джордж с ним разговаривает, Ленни же всё равно для него как груз, утяжелитель. И в бараке ситуация не лучше. В русском переводе всё прям приукрашено. Потом актёр Саша Соловьёв нашёл ещё один перевод, и мы из трёх разных версий стали делать свою инсценировку.
- Какие задачи перед вами ставит Георгий Зурабович?
- Чаще всего звучит "резче переход". Чтобы Ленни обиделся, а потом сразу переключился.
- За годы актёрской деятельности вы наработали богатый репертуар. Но ничего похожего прежде не играли. В чём видите для себя основной вызов в этой роли?
- Знаете, у Ленни внутренний монолог, всё, что у него в голове, - всегда на языке. Вот в этом заключается основная сложность. Он мало что утаивает в себе, обычно выпаливает всё, всем и сразу. Нас же с раннего детства учат многое прятать, держать в себе, а тут этого как будто бы не надо делать. Буквально по щелчку пальцев Ленни сразу обижается, сразу прощает, произносит всё, что думает. В этом для меня оказался самый большой вызов. Быть полностью открытым, непосредственным, не рефлексировать.
- Помимо чтения самой повести, смотрели другие постановки, экранизации? Например, есть популярный бродвейский спектакль с Джеймсом Франко в роли Джорджа и Крисом О’Даудом, играющим Ленни.
- В интернете, к сожалению, этот спектакль не найти. Но всё, что мы смогли накопать, - это какие-то интервью, трейлеры, небольшие отрывки. И там наткнулись на фотографию самой последней сцены с Джеймсом и Крисом. Посмотрели, посмеялись, что мы на них похожи чем-то. Игорь, на мой взгляд, даже внешне напоминает Джеймса Франко.
- Чувствуете сейчас какой-то особенный азарт перед премьерой?
- Конечно! Это ведь первая моя прям большая роль. Есть и азарт, и ответственность. Опять же из-за того, что будут сравнивать. Но мы с ребятами всегда довольные уходим с репетиций. Главное, чтобы у нас собралась такая крепкая постановка, которую бы мы всегда с удовольствием хотели играть, приходить, ошибаться и снова пытаться. Сейчас есть ощущение, что спектакль получится.
- Хоакин Феникс, чтобы сыграть сумасшедшего Джокера, голодал на съёмках и месяцами репетировал смех. А как у вас, помимо основных репетиций, проходит подготовка к роли?
- Знаете, на YouTube есть категория видео, где сидят пациенты с психическими отклонениями, а с ними беседует доктор. Мне интересны взгляды, манеры, реакции. Я много за ними наблюдал, всё-равно что-нибудь да пригодится.
- Какие декорации увидят зрители?
- Мне очень нравится, что у нас начало у реки и финал у реки. С чего всё началось там и закончится. Пока что предполагается, что это будет пустое пространство, вообще пустая сцена. Нары, образующие барак, будут выезжать из стенки. Ещё отдельной локацией станет конюшня. Также открою небольшой секретик: у нас добавилось две сцены, которых в старом спектакле не было. Такой человек-трюк появится на сцене, но что именно это будет, пока говорить не стану - оставлю интригу.
- Как в целом настраиваетесь на роли перед спектаклями? Вот как Игорь Костин, например, рассказывал, что перед "Амадеем" слушает Фредди Меркьюри. Возьмём вашу "Аркадию", там безумно много текста, сильный эмоциональный накал. Как готовитесь к этой постановке?
- Режиссёр "Аркадии" Паша Зобнин говорил мне, что Септимус строит из себя джентльмена, несмотря на то, что он простой учитель. В нём есть некое ощущение закрытости, отстранения от всего. Поэтому мне нужно прям так денёк пожить перед спектаклем, переключиться, настроиться на нужную волну. Сейчас пока к вам шёл, слушал музыку к премьере "О мышах и людях" композитора Глеба Raumskaya, чтобы настроиться на новую историю. Мне вот очень нравится, когда мы начинаем репетицию с первой сцены, чтобы присутствовал момент входа, возможность войти в это всё, как в дверь. Как только музыка начинается, внутри перещёлкивает сразу, и медленно, осторожно ступая, бережно идёшь-идёшь, куда тебе надо.
- К вопросу о любимой музыке. Сейчас все музыкальные приложения подводят персональный рейтинг под конец года. Какие у вас песни были на репите?
- Честно, слушаю всё подряд, как только мне что-то понравится. Вот я преподаю у студентов на факультете культуры и искусств в ОмГУ, прихожу к ним, о каком-то новом для себя исполнителе рассказываю, а они на меня как на дурака смотрят, говорят: "это же полтора года назад было актуально" (смеётся). Из последнего на репите группа Intelligency и их завирусившаяся уже везде, где только можно, песня August.
- А из кино что впечатлило вас за последнее время?
- Знаете такого актёра Джону Хилла? Совсем недавно он выпустил великолепный документальный фильм "Стац: Инструменты успеха", который посвящён его психотерапевту Филу Стацу, изменившему жизнь актёра. Очень интересно наблюдать, как он там раскрывает себя и Фила. Эксперт даёт классные советы, делится этими самыми инструментами успеха, которые в жизни применить может каждый. Очень-очень здорово, это стоит того, чтобы посмотреть!
- До сих пор помню, как в пандемию 2020 года вы рассказывали про автобиографию актёра Евгения Леонова "Давай поговорим" в рамках проекта "Культура дома". Мне показалось тогда, что вы очень любите читать. Какую книгу можете порекомендовать нашим читателям сейчас?
- В последнее время много читаю жене Ирине Бабаян. Я просто обожаю Чарльза Диккенса. И есть у него такая книга "Рождественская песнь в прозе". Это одна из самых популярных "Рождественских повестей" Диккенса. Мы приходим с работы, я говорю: "Давай я тебе вслух почитаю". Подбираю специально сопроводительную музыку для атмосферы, садимся и вместе погружаемся в эти чудесные истории.
- Ого, целые театральные вечера у вас получаются!
- Да, я даже по ролям читаю. У меня уже есть сложившийся образ под каждого персонажа. Иногда заранее почитываю, чтобы подготовиться. Всё ради того, чтобы впечатления подарить, своё ощущение передать, заразить этим. Когда-нибудь, возможно, поставлю Диккенса со студентами, уже года четыре мечтаю это сделать.
- Что уже успели поставить с ребятами?
- В студии ОмГУ поставил со своими студентами спектакль "Спасибо, Уинн-Дикси" по книге Кейт Дикамилло. Вообще, книга детская, но, даже когда взрослые смотрят, их трогает. Определили как жанр "история на ходу". В постановке занята команда студентов из 12 человек, и нет такого, чтобы кто-то один играл конкретную роль, они все играют всё. Это такая песочница, когда собирается одна картина, а потом сразу распадается в другую. Мы используем живую музыку, живые инструменты, ребята на калимбе играют. Вот так вот взяли целую книгу и скомпоновали её в 1,5 часа. Получилось очень классно для 2 курса. Когда я был в их возрасте, мы бы так не сумели сделать.
Фото: Илья Петров