2 декабря состоялся Культурный завтрак, организованный "Омской правдой" и посвящённый новогодним спектаклям театра "Третий круг". Актёр театра Александр Повякало появился в образе кролика из "Алисы в стране чудес" и сразу задал сказочный тон коллективному чаепитию.
"Третий круг" участвует в "Культурном завтраке" впервые, потому общение с прессой началось с самопрезентации. 10 апреля 2024 года театру исполнится 25 лет. Его основатель Флора Бабаджанян рассказала гостям самую сказочную версию происхождения названия "Третий круг". В сказках, чтобы очистится, нужно пройти три испытания, например, три котла, поэтому цифра три. А круг, потому что в театре по традиции все репетиции начинаются и заканчиваются тем, что артисты садятся в круг.
Театр начался в 1999 году с дипломного спектакля Флоры "Маленький принц" в Омском колледже культуры. Сначала труппа располагалась в клубе по месту жительства, потом в актовом зале школы, потом театр пригласили в Дом пионеров Советского округа, и там он жил и развивался до 2008 года. В то время там как раз играла маленькая Дарья Мельникова, звезда "Папиных дочек".
- Там, наверное, самая основная школа наша прошла, - рассказывает Флора. - Тогда мы пошили кулисы, начали накапливать первые костюмы.
Флора Бабаджанян
Потом детская студия осталась в Доме пионеров, а повзрослевший состав переехал в Дворец культуры "Звёздный".
- А потом в один прекрасный день Флора говорит: "Я, ребята, всё. Больше так нельзя. Давайте или что-то делать, или нам конец", - рассказывает Александр Повякало.
И в 2017-м году "Третий круг" обрёл собственное здание в Советском парке. Теперь это независимый театр со своим помещением, и ребята сами принимают все творческие решения.
- Мы делаем своё дело и будем делать, пока не придёт ощущение, что нужен новый рывок, а оно придёт, - говорит Флора.
Александр Повякало
У театра есть зрители, которые выросли на их спектаклях, а теперь приводят к ним своих детей. При театре работает детская студия, рассчитанная на пять возрастных групп. Всего - около 70 воспитанников от 5 до 20 лет, которые занимаются сценречью, актёрским мастерством, сценическим движением, вокалом, танцами, гримом, пластической выразительностью, ритмикой. Все ребята задействованы в спектаклях.
- Эта игра в театр у нас с 1999 года всегда была, даже когда мы были при школе, мы воображали себе, что мы настоящий, серьёзный театр, - делится Флора. - И всё, что мы делали, мы делали по структуре театра. Мы никогда не называли себя "кружок".
- У нас никогда не было принято говорить: "Я иду на работу", - вторит Флоре актёр театра Игорь Мамонов. - Мы говорим: "Я иду в театр, я иду заниматься театром, я иду творить".
Игорь Мамонов
Много лет театр сотрудничал с Омской филармонией - делали новогодние сказки: "Третий круг" ставил спектакль, а оркестр играл классическую музыку. Всего состоялось 7 совместных работ. Кролик родился как раз там, он из спектакля "Время чудес".
Все костюмы и декорации театра до мелочей волшебны. И помещение театра такое же. За это отвечает художник Ирина Уракова, которая учит всех, кто работает в театре, "рукотворить". В 2013 году театр громко заявил о себе за рубежом - принял участие в Фестивале российской культуры в Каннах. В 2022 году новогодний сезон у "Третьего круга" начнётся 24 декабря. Поскольку театр играет ещё и по коллективным заявкам от школ, спектаклей будет гораздо больше, чем заявлено в афише.
В праздничном репертуаре театра 4 спектакля. Три из них были сделаны в пандемийные времена, их посмотрело не так много людей, поэтому их продолжают играть. Это "Андерсен Story" (6+) по сказкам Андерсена, "Тайна другого измерения" (6+), авторский спектакль театра, и "Пушистая сказка" (0+), рекомендовано деткам с трёх лет, фантазия по мотивам сказок Козлова. Один спектакль премьерный - "Эльфы. Возвращение чудес" (6+), тоже авторский спектакль. "Третий круг" каждый год делает одну премьеру, и она всегда интерактивная, когда дети включены в игру.
- Новый год - время чудес, - рассказала Флора о том, что они хотят донести до зрителя своими спектаклями. - Когда дети и взрослые на этот праздник приходят в театр, у них немного другое ощущение реальности, оголённое сердце. Нужно попасть в это сердце и помочь домыслить, дочувствовать, доверить, чтобы они ушли с ощущением, что да - чудо может случиться, только мне надо что-то с собой сделать. Все новогодние сказки, по сути, небольшие молитвы. Мы учим: дети, надо стать добрее, или перестать врать, или ещё что-то - и тогда чудо случится. И со взрослыми должна происходить такая же история.
В сказке "Эльфы. Возвращение чудес" создатели спектакля говорят о том, что чудеса исчезли, их нет, пропала надежда. Они находят мир, где она сохранилась, - затаённый мир, который никто не видит - и весь спектакль возвращают надежду и чудеса.
Спектакли "Андерсен Story", "Тайна другого измерения" и "Эльфы. Возвращение чудес" не зря заявлены как 6+. Зал камерный, сцена близко, в спектаклях есть моменты, которые могут напугать совсем маленьких деток. Например в "Андерсен Story" выходит страшный тролль, а в "Тайнах другого измерения" выезжает паровоз практически в полный размер, гудит, музыка играет громко, темно, всё мигает. Малышам это не подойдёт. А в Пушистой сказке весь интерактив мягкий, большая часть посвящена Деду Морозу, малыши встают в хоровод, волшебник с ними играет. Поэтому создатели спектакля рекомендуют его для самых маленьких.
- Так получилось, что современный частный театр склонен к минимализму, - рассказывает Флора. - У нас такого нет. Я не могу сказать, что на нашей камерной сцене масштабные декорации. Но они есть, они сказочные. Даже в спектаклях для взрослых. Бытового практически нет на сцене.
Все эти спектакли не только для детей.Юным зрителям интересна картинка, а взрослым философия, то, над чем можно задуматься. Получается сказка для всех возрастов.
- Мы же взрослые, те, кто это пишет, - говорит Флора Бабаджанян. - Мы же, по сути, себе это говорим.
Программу спектаклей можно посмотреть в группе театра "Третий круг" во "ВКонтакте".
Фото: Елизавета Медведева