- Что подтолкнуло тебя к выражению чувств через поэзию?
- Тяжбы и чувства, которые не с кем было обсудить. Дело в том, что написание стихов - это своего рода обряд со своим внутренним голосом. Ты находишь ответы на измучившие душу вопросы, отвечаешь ясностью и чёткостью на собственное волнение и переживание. И в тот момент, когда мои стихи отвечали волнением, переживаниями не только в моей голове - я полюбил поэзию, я полюбил писать. Потому что чувствовал свою беспомощность перед желанием помочь и поделиться прожитым, нажитым.
- Каким был твой первый текст?
- Он был полон глубины, которую я смог постичь только спустя время. Помню, как целую ночь я плакал (в буквальном смысле) и писал звенящие и постепенно возникающие в голове слова в блокнот. Помню, как слезы размывали чернила ручки и как я измученно искал слова. Я был вдохновлён искренностью, преисполнен желанием говорить. Я обращался постоянно к словарю, чтобы выверить каждое слово, чтобы выразить внутреннее. И на следующий день я принёс в школу этот стих, хотел поделиться этим, хоть и волновался жутко. Учительница русского языка, сказала, что не поняла ни строчки. У меня до сих пор сохранился этот стих.
- Что для тебя важно в стихах?
- Слог, тембр слов, их звучание. Для меня примером всегда был Бродский. Его красноречие, плавучесть текста и смысл, который он выражает, - это апофеоз того, как выглядят стихи в звучании. И, самое важное, это чувства, смысл, возложенный перед словом. Умение выразить что-то сложнее простым языком, умение копать через образы глубже - это искусство. Есть ещё много того, что меня восхищает в поэзии, в её изобилии и разнообразии, но, наверное, это основные моменты, которые вызывают у меня ассоциации со словом "важно".
- Твои тексты полны нежности, но при этом в них - на контрасте - и много образов стихий, дикой природы, сравнений с дикими животными, иногда чувствуется вселенский холод и планетарные масштабы. Откуда эти образы в тебе? Какой из них самый близкий тебе и почему?
- Какие культурные явления (книги, музыка, живопись, кино) вскормили тебя и сформировали эстетическое чувство?
- Несомненно, это литература. Классическая, вековая. Таривердиев очень сильно повлиял на моё восприятие прекрасного. Его композиция "Я такое дерево" на стихи Григория Поженяна очень сильно отозвалась во мне в своё время. Бродский. Я слушаю очень много классической музыки в исполнении молодых авторов, также музыку в жанре ambient или классический инструментал. Из кино могу выделить яркие и популярные драматичные картины, такие как "В погоне за счастьем", "Мальчик в полосатой рубашке" и многое другое. Об этом можно отдельно говорить и, мне кажется, что очень долго.
- У многих стихотворений латинские названия? Почему?
- Ты сказал, что очень посредственно относишься к своему поэтическому таланту. Как думаешь, может ли иссякнуть творческий заряд, если его не подпитывать писательской практикой и упорным трудом в этой области?
- Да, определённо. Талант - это малая часть того, что дано человеку. Нужно развивать его, отдавать ему силы и время, иначе никак. Я виню себя за то, как мало могу отдать своему таланту. Со временем, а у меня были долгие паузы, ты снова почти что заново начинаешь ходить, когда другие научились летать.
- На каком месте в твоей жизни расположилась поэзия?
- Можно сказать, что в первой тройке. Это мой сеанс, моё нутро, которое я воспитываю. Это часть меня, которую я не смогу уже искоренить или убрать. Единственное, чего теперь хочется, - это развиваться.
- Когда я читала твои стихи, у меня сложилось впечатление, что ты печальный человек. Так ли это?
- Каким представляешь себе счастье?
- У счастья нет определённой концепции, внешнего вида или конкретной вещи. Это твоё собственное состояние, состояние твоего внутреннего "Я". Нужно быть полноценным, чтобы быть счастливым. А это колоссальный труд. Но, если всё же нужно отвечать конкретно, то скажу, что в семье. В тёплой, большой и уютной семье. Также в реализации себя, в выполненных целях, в исполнении мечт.
- Как бы ты напутствовал ребят, которые только начинают писать стихи и выражать свои чувства с помощью искусства?
- Не бояться в первую очередь. Экспериментировать в выражении своих мыслей, читать. Неважно, кого, главное, чтобы нравилось, чтобы отзывалось. И делать заметки, писать хотя бы строчку о чём-либо. В дальнейшем это поможет выразить мысль, что преследовала.
А ещё пользоваться ресурсами: справочники, словари, специальные книги. Это правда помогает и расширяет словарный запас.
Фото: Даниил Пшеничный, Дмитрий Котенко, Елизавета Бессонова, Пелагея Думская