Свободное время  •  26 октября 2022, 19:02, последнее обновление 8 июля 2024, 12:59

Три книги, три дочери и один город... Поэт Ирина Горелова о стихах и жизни

Открывать новый сезон проекта #встречисавтором будет поэт, редактор, преподаватель ОмГТУ Ирина Горелова. Две трети своей жизни она посвятила поэтическому творчеству, стала членом Союза писателей России и сейчас помогает другим омским поэтам заявить о себе.

В интервью "Омск Здесь" Ирина Горелова расскажет о том, что для неё Омск, есть ли конкуренция среди поэтов и каково совмещать поэзию с преподаванием и семьёй, а также поделится книжными рекомендациями. А в нашем видео она прочтёт свои стихотворения об Омске.

- Расскажите подробнее о своей деятельности: в каких ролях действуете по жизни, чем занимаетесь и чего достигли?

- Я преподаватель экономики разных видов в ОмГТУ. Поэт, редактор, публицист, критик, издатель - классика работы со словесностью. Руководитель Поэтической мастерской ОмГТУ с 2015 года, редактор альманах "Переливы" ОмГТУ. Ранее вела литобъединение при ОмГУ, была соредактором литературно-художественного журнала "Пилигрим", выходившего в ОмГУ (Омск, 2001-2004). Член Союза писателей России с 2002 года, лауреат региональной премии им. Ф. М. Достоевского, вошла в число победителей фестиваля "Тарская крепость - 2020". Автор трёх книг стихов "В поисках мастера" (2001) ,"Век новокаменный" (2007), "Мы уходим на север" (2020). Мама трёх дочек.

- Три интересных факта о вас?

- Самый прикольный факт - я родила первую дочь в 0:02 минуты 1 января 2010 года, под бой курантов. Первый ребёнок десятилетия:))) в Омске.

Второй факт: одно из лучших своих стихотворений я написала, испытывая сильное чувство зависти к коллегам, что вообще мне не свойственно.

Третий: на вручении молодёжной региональной премии им. Ф. М. Достоевского в 2000 году меня перепутали с Юлей Бернадской (обе рыжие и самоуверенные) и начали поздравлять. Я сказала: стоп, я буду получать в следующем году. И угадала.

- Вспомните свой первый поэтический текст. Как он появился на свет?

- Ой, помню, что-то рифмованное к фильмам сочиняла. Потом в порыве вдохновения и подражания написала стих "Ленин и пуговица". Сейчас, конечно, без слёз это вспомнить невозможно.

- Как вы вообще пришли к поэзии? Что сформировало вас как автора?

- Безусловно, всё начиналось с подражания. Помню, как меня лет в 14-15 восхищали тексты "Наутилуса Помпилиуса" и как хотелось вот так же формулировать: "И Андрей закричал: "Я покину причал, если ты мне откроешь секрет". И спаситель ответил: "Спокойно, Андрей, никакого секрета тут нет", "в комнате с белым потолком ". Огромное влияние оказал студклуб Политеха, мы писали миниатюры, переделывали песни, я писала и читала юмористические стихи на полный зал. Потом была встреча с Татьяной Георгиевной Четвериковой, которая многое мне показала, как и куда надо бы двигаться в развитии.

- Сегодня быть поэтом - это модно? Престижно? Современно?

- Это тяжело, и на первый взгляд, никому особо не нужно. Может, потому, что уже много чего написано. Может, потому, что много пишущих и пробующих размещать тексты. А может, потому, что люди перестали читать, предпочитают слушать или смотреть. А тяжело, потому что нужно постоянно начитывать чувство слова, его проверять. Это большие затраты сил и времени. Работа в ОмГТУ тоже отнимает немало сил, потому что нельзя преподавать вполсилы, студенты почувствуют фальшь.

- А пробовали себя в других жанрах?

- Я обычно пишу стихи, но пробовала прозу - застеснялась. Сейчас написано две пьесы для детской аудитории и три в разработке.

- Какое место в русской поэзии вы отводите себе?

- Это очень сложный вопрос на самом деле. И я вам честно скажу: все творческие люди этот вопрос себе задают еженедельно, если не чаще. Потому что, с одной стороны, понимаешь, что ты капелька, кирпичик - вот течёт река культуры, и ты в неё свою капельку вливаешь каждый день по чуть-чуть. Тут читаешь, тут показываешь, тут пишешь. А с другой стороны, конечно, какое-то амбициозное существо внутри начинает подпинывать: давай построим иерархию, давай посмотрим, кто круче пишет, ты или Маша, ты или Таня, ты или Серёжа. И это тоже нормально. Это то, что подвигает нас к творчеству - желание повторить, превзойти, сделать что-то лучше. К сожалению, на удовлетворение серьёзных амбиций нужно очень много времени и сил. У меня не получается, у меня семья, у меня основная работа - технический университет, который я нежно люблю, про который я тоже постоянно пишу стихи. Скажем так: я себя чувствую в середине потока, т. е. это не вершина иерархии - не факт что моё имя останется в учебниках, хрестоматиях (хотя уже где-то осталось). Но это тот хороший средний слой, который люди будут читать. Может быть, они не запомнят моё имя, но они запомнят эмоции, которые они почувствовали, читая мои стихотворения. Я не бьюсь в амбициях, не хочу всероссийской, всемирной славы, я просто делаю то, что получается - я отражаю эмоции, концентрирую их и показываю людям.

- Вы с большой любовью пишете об Омске. Хотелось ли вам когда-нибудь его покинуть?

- Не хотелось, потому что здесь мои родные, друзья. Я не готова обменять их на лучший климат, работу, перспективы. Не факт, что я права. Но для меня друзья и родные важнее.

- Кто ещё пропагандирует любовь к городу - есть среди них ваши конкуренты?

- Мы не конкурируем, тут нет вопроса денег. Я думаю, про город писал почти каждый человек, просто молодёжь воспринимает город как нечто, что мешает, платформа, от которой можно оттолкнуться, прыгнуть, а у меня про город были такие стихи:

По соломинкам рельсов город втянет в себя поезда,
Ломтик перрона разложит всем страждущим поровну.
Для вечности нет понятия "опоздать",
И поэтому я, как всегда, прибываю вовремя.
В голове тихий гул, что-то там про отечества дым.
Хотя по идее всё проще и безыскуснее.
Во мне слишком много иртышской воды,
Которая помнит, которая знает, где русло.
 

И только написав эти стихи (это реальное возвращение из Новосибирска, когда мы въезжали в Омск 4 часа), я поняла, что Омск действительно для меня значит. Только когда ты уезжаешь, а потом возвращаешься, ты осознаёшь, чего у тебя не было. А позже пришло осознание, что город - это пространство, гнездо, это люди, которые так же чувствуют. Мне кажется, это с возрастом приходит. По-моему, в похожем направлении пишут достаточно много зрелых авторов, я не одна на этой поляне. Я просто пишу так, как чувствуется изнутри, во мне - с вопросами, с какими-то скандальчиками, иногда с юмором, с вещами, которые свойственны только мне. Потому что на самом деле - это смешно, но любовь - это вещь очень банальная. Она у всех есть. И любовь к городу - вещь банальная. А когда ты изнутри достаёшь то, как это отражается в тебе, - вот эта новизна заставляет старые слова наливаться новым смыслом, и я надеюсь, что у меня это получается.

- Стихи каких авторов нужно читать, чтобы становиться лучше, возвышеннее?

- Я, конечно, могу сказать всех-всех-всех. Но на всех сейчас уже не хватает ни времени, ни сил. Написано много, даже в нашей российской культуре написано очень много стихов. Кого бы я выделила: про Пушкина я молчу - это базис. Маяковский - потому что Маяковский - это техника, это умение поломать привычные слова и из этих обломков банальных слов создать новые смыслы. Можно читать практически весь Серебряный век. Я немножечко эстет в этом плане, меня в Серебряном веке сильно Мария Шкапская поразила. Это малоизвестный автор, но она писала очень интересно, микшируя религиозные аспекты чуть ли не с физиологией - я бога прошу защитить беспомощных детёнышей моих. И вот этот уровень, когда тебя из космоса, от бога и сразу так ууух - в биологию, в кровь, в мясо - меня это сильно поразило, насколько у неё это сочеталось и не противоречило. Цветаеву можно читать, она изумительно мелодична. 20 век тоже очень много кого дал поэзии: Евтушенко - его надо было слушать вживую. Мне повезло - я попала на концерт, и три часа мы не дышали, настолько он был всеобъемлющ. При том что с листа он читается иногда простовато, но когда это звучит - это звучит по-другому. Вознесенский с его экспериментальностью, Ахмадулина с её эстетическим страданием. Если брать омских авторов - Кутилов. Я в Омске достаточно многих могу выделить из старшего поколения. Очень интересная и парадоксальная Марина Александровна Безденежных. Юлия Бернадская - там такой феминизм, завёрнутый в юмор. Сейчас у молодёжи много интересных вещей, много интересных проектов. Иногда не хочется строить иерархию, просто что-то попадает под разные настроения.

- Вы преподаёте в университете, пишете стихи, руководите поэтической мастерской, являетесь редактором поэтического альманаха, растите трёх дочек - как вам на всё хватает времени и сил?

- Мне не хватает. Я постоянно что-то не успеваю. Но поскольку постоянно что-то делается, это нормально. Меня поддерживает семья, друзья, коллеги. Люди, которые тебя окружают, - самая большая ценность. Собственно, это и даёт силы двигать сложные, спорные проекты типа альманаха для пишущих и рисующих студентов учебных заведений Омской области "Переливы". Сейчас опять будем собирать материалы.

- От чего в жизни вы не готовы отказаться?

- От семьи. Я не думала, что это так важно будет для меня. Но у меня в своё время был выбор уехать в Москву учиться в литинституте, а это ступенечка, с которой можно хорошо стартануть, покрутиться, показать, выйти в обойму более-менее постоянных авторов. А я не поехала. Потому что мне показалось, что там что-то призрачное и не факт, что оно даст мне счастье. А здесь - семья, люди, которым я чего-то должна. И я не знаю, правильный это ответ или нет. Но мне кажется, если бы я от этого отказалась, я была бы глубоко несчастным человеком.

- О вы чём мечтаете?

- У нас с детьми основные желания связаны с путешествиями. Узнать другой город, пожить в нём, а потом вернуться в свой и задохнуться от счастья - это настолько пронзительно. Я обожаю возвращаться в Омск, спокойный, медленно текучий, как вода Оми. С тремя детьми путешествовать довольно накладно, поэтому география сужается. Сейчас у нас много планов на Омскую область.

Фото предоставлено героиней публикации

Читайте также