"Танцовщик" Колум Маккэнн
"Женщины Лазаря", Марина Степнова
Маруся. Женщина-мать: тёплая, домашняя, уютная, счастливая, бездетная.
Галина Петровна. Самый трагичный, на мой взгляд, персонаж. Искалеченная злой чужой волей, навсегда потерявшая способность любить. Вот вокруг этого персонажа можно долго думать и находить параллели.
Лидочка. Девочка, которую выдернули из счастливого детства в ад, где нет ни тепла человечьего, ни своих - близких и родных, ни надежды. Балет здесь - отдельная тема. Отлично написано про циничную и грубую изнанку прекрасного действа. Про то, как рождается балерина из обычной девочки. Жестоко, правдиво и красиво.
Героев автор прописывает очень ярко. На мой вкус, тут чересчур много эпитетов, "красивостей" и "вкусностей", сравнений и метафор. Каждое действие, эмоция, событие раскрашено многоцветно, талантливо, разнообразно. Из-за такого богатого языка, ярких картинок, внезапно навалившихся на читателя, сначала можно устать. Но потом втягиваешься в этот мир, где каждая мелочь кричит-зовёт-дышит, и привыкаешь.
"Женщины Лазаря" - это книга про разные формы любви и нелюбви. Про то, как замороженная душа может оттаять. Или, наоборот, затвердеть бесповоротно, страшно, безнадёжно. Про то, что не бывает отчаянно плохих или отчаянно хороших людей. Есть люди, согретые любовью или лишённые любви, и оттого жестокие, немилосердные, злые. И часто это не их вина, а их большая беда...
"Я, Майя Плисецкая..."
Два основных акцента в книге - на балетных постановках и на кознях, которые чинили власти, завистники, недоброжелатели. Ненависть к советской идеологии и её яростным адептам, нетерпение к человеческим слабостям, категоричное неприятие лжи, лести, мягкотелости, "отечество почти я ненавижу" - главные акценты здесь. Плисецкая танцевала на лучших сценах мира - в Италии, США, Испании, Японии, Аргентине…
На её выступлениях бывал Сталин, Хрущёв удостаивал разговорами, Брежнев хватал ручищами за колени, Горбачёв бесцеремонно вмешивался в жизнь Большого театра. Она была на короткой ноге с Робертом Кеннеди, Марком Шагалом, Лилей Брик, Пьером Карденом, Галиной Улановой, Растроповичами и другими великими людьми. И тем не менее она пишет, что "плохих людей во все века было больше, много больше. Хорошие всегда исключение, подарок Неба".
Магическая, тонкая, талантливая, красивая, глубокая, чудесная, сильная, могучая, излучающая бешеную энергию и свет, - Плисецкая на сцене. Непримиримая, категоричная, язвительная, гневная, желчная, обиженная - Плисецкая в этой книге. Во время чтения этой книги я посмотрела несколько балетов с Плисецкой. И сделала вывод, что смотреть на её постановки мне гораздо приятнее, чем читать её.
* * *
На нашем сайте вы можете найти подборки книг на любой вкус. Рецензии на книги от Александры Макаровой вы также можете найти в официальной группе автора "Влюблённые в книги" во "ВКонтакте".